Сведение на нет само-сущности реальности элементов
Базисом обозначения личностя являются «дхармы», такие как психофизические скопления, элементы и органы чувств. Поэтому сведение на нет их внутреннего бытия показано в «Муламадхьямака-карике» таким образом:
Оно не возникает ни из себя
Ни из других,
Ни из себя и не из других,
Ни из беспричинности;
Составные реальности так нигде не появляются.
Возникновение самости тем самым отрицается путем четырех доводов. В первом выводе отрицается существование внешней независимой самости. Тот же текст сообщает:
Если самость есть индивидуальное бытие, просто слияние причины и следствия,
То производитель и производное стали бы одной сущностью.
Второе заключение отрицает самость, как происходящую из-за внешних причин. Согласно «Мадхьямакаватаре» говорится:
Если бы причинность самости была внешней ей [не свойственной],
Тогда было бы все равно – наличие этой причинности или отсутствие причинности.
Затем отрицая последние два предположения, «Мадхьямакаватара» подводит итог:
Самость не появляется ни из себя ни из других,
Равно ни из слияния этих двух факторов.
Нет ничего, что не зависит от причин.
Следовательно, все реальности лишены само-сущности.
Поскольку психофизические скопления и прочие реальности обусловлены, в них не может содержаться присущая им само-природа; «Муламадхямака-карика» утверждает:
Обусловленная внутренняя природа
Подразумевает созданность.
Разве возможно, чтобы внутренняя природа
Была обусловленной?
При исследовании и изучении обнаруживается, что все вещи – субъект и объект – не имеют субстанции. Если бы они были субстанциональны, их субстанциональность должна была бы состоять или из одной или множества сущностей. Однако, ничего этого нет. Дхармакирти объясняет:
Изучая вещи, обнаружишь,
Что нет субстанции в них.
Они лишены единой
Или множественной внутренней природы.
«Бодхичиттавиварана» комментирует несуществование единой само-природы:
Материальные элементы, частицы и чувственные восприятия
Не рождаются [из внутренней природы],
Ибо она вне воспринимаемых вещей.
Они возникают из-за взаимодействия причин и условий;
Присутствие [внутренней природы] в них было бы нелогичным.
Даже субатомы делятся
В смысле [трех] пространственных измерений;
Разве могут существовать [последние] частицы,
Коль скоро они определяются через отношение?
Касаясь несуществования множественной сущности, тот же текст сообща-ет:
Внешний феномен воспринимается
По-разному различными уровнями сознания.
На тело, очаровывающее красотой,
Смотрят по-разному:
Странствующий йогин воспринимает его, как труп;
Чувственный человек воспринимает его, как объект вожделения;
Собака глядит на него, как на еду.
Это три разных восприятия.
Почему появляются такие различные реальности субъект-объекта? Они появляются как внешние манифестации искаженного восприятия из-за скрытых осквернений.
«Ланкаватара» разъясняет:
Ум, взволнованный скрытым загрязнением,
Вызывает явление внешней реальности.
Но вне ума, реальности не существует.
Восприятие внешних феноменов, как действительности, и
Есть искажение.
Видимость внешней реальности сродни созданию волшебника. «Самадхираджа» иллюстрирует это:
Маги при помощи колдовства вызывают видения лошадей,
Слонов, колесницы и других форм.
Эти явления иллюзорны.
Пойми все вещи таковыми!
Первый трактат «Бхаванакрамы» комментирует короткую медитацию:
Медитируй на отсутствии самости всех вещей, которые состоят из пяти психофизических скоплений, двенадцати чувственных образований и восемнадцати областей элементов. В конце концов, иначе, как будучи проявлениями ума, эти скопления, чувственные образующие факторы и элементы не имеют независимой реальности. Никакой объект привязанности не может существовать, ведь сущность самой вещи не существует. Это видно, если свести ее к частицам, а в конечном счете к бесконечно малым пропорциям. Рассматривая таким образом реальность, следует размышлять, что с безначального времени, из-за крепкого цепляния к видимой реальности феноменов, незрелые чувствующие существа ошибочно принимали манифестации ума за внешнюю реальность точно таким же образом, как спящий человек считает свои сны правдой. В конечном счете, все это только проявления ума.