Приготовления к достижения успокоения
Не следует нарушать вышеизложенные причины успокоения. Не следует переставать контролировать те чувственные способности, которые вызывают тупость или чувственное побуждение, и не следует ослаблять контроль за обжорством. Затем надо сесть на удобную подушку в созерцательную позу, имеющую семь аспектов[54], и привести в порядок дыхание, регулируя потоки внутрь и наружу, так мягко, чтобы сделать дыхание ненапряженным, не задыхаться, не дышать шумно или с усилием. Реализации надлежит добиваться при помощи медитации и других средств, например радостно переносить несчастья, и тому подобное.
«Бодхипатхапрадипа» сообщает:
Если условия для успокоения нарушены,
Можно интенсивно медитировать
В течение тысячи лет
И не достичь спокойного погружения.
Первый трактат «Бхаванакрамы» поясняет:
Успокоение можно реализовать быстро, если не беспокоиться о приобретении и других подобных желаниях, придерживаться морального закона, быть способным радостно переносить страдание и тому подобное, и серьезно прилагать усилия.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ЕГО МЕНТАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ
Сюда включены следующие пункты:
1. Разъяснение общей концентрации
2. Разные медитации для различных задач
3. Визуализация на начальных стадиях практики [успокоения]
4. Поддержание визуализируемого образа при помощи внимания и бдительности
Разъяснение общей концентрации
Оно имеет четыре раздела:
1. Всесторонне охватывающая визуализация
2. Аналитическая медитация
3. Умелое исследование
4. Медитация на устранении ментальных осквернений[55]
Всесторонне охватывающая визуализация
Всесторонняя визуализация (1) имеет отношение к способам сосредоточения остальных трех методов (2, 3 и 4), следующих за ней. Данная визуализация включает четыре аспекта:
1. Сосредоточение ума на воспринимаемом образе с различением, по своей природе, принадлежит к постижению [всесторонне охватывающая визуализация относится к концептуальному образу медитационного постижения]
2. Сосредоточение ума на воспринимаемом образе без различения означает поддержание результирующего состояния в отсутствие анализа. Термин «воспринимаемый образ» относится к апперцептивному образу, а не объекту восприятия.
3. При визуализации границ феноменов, не должно быть сомнений как относительно их абсолютной, так и видимой природы. Объект медитации постижения – это абсолютная природа феноменов.
4. Фокусировка ума на реализации своей духовной цели – такая реализация является результатом совершенного овладения мастерством благодаря практике такой медитации, цель которой удалить неконтролируемые тенденции тела и ума.
Аналитическая медитация
Аналитическая медитация по устранению каждого отдельного ментального загрязнения включает в себя использование ментальных образов для очищения от желания и накопленных загрязнений и для предотвращения их появления вновь. Эта практика состоит из пяти частей:
1. Визуализация неприятных телесных отходов, волос и пор, и отвратительных особенностей гниющего трупа
2. Визуализация сострадания, порождающая стремление способствовать благополучию всех чувствующих существ и делать их одинаково счастливыми – будь то любимые, враги или незнакомые
3. Визуализация взаимозависимости причин и условий посредством созерцания двенадцати звеньев этого закона[56]
4. Рассмотрение психофизических элементов, которое включает в себя критический анализ природы шести элементов, таких как земля, вода, огонь, воздух, пространство и сознание
5. Практика наблюдения, счета и ритма дыхания, применяемая для того, чтобы избавиться и защититься от рассеяния ума
Умелое исследование
Умелое исследование содержит некоторые специальные применения ума, способные устранить [из потока сознания] индивидуальное «я»[57], которые не входят в анализ психофизических составляющих или его элементов. Искусное созерцание включает пять частей:
1. Понимание [пяти] психофизических составляющих, которое приводит к постижению несуществования «я» и «моего».
2. Понимание восемнадцати психофизических элементов[58], которое приводит к постижению взаимоотношения причины и условия каждого из элементов.
3. Умелый анализ чувственных образований, который позволяет понять, что шесть чувственных сознаний возникают благодаря шести способностям чувств, что шесть объектов чувств составляют условия для чувственных восприятий, и что каждая проходящая мысль создает мгновенное условие для появления следующей мысли. Прекращение одного потока ментального сознания – прямое условие, вызывающее следующий поток сознания.
4. Искусное созерцание закона взаимозависимого происхождения, которое помогает понять его двенадцать звеньев. Они по природе преходящи, огорчительны и лишены самости.
5. Искусное созерцание принципа того, как соответствуют и не соответствуют причины и результаты, которое дает понимание того, как добродетель приводит к хорошим результатам, а недобродетель – к плохим. Этот принцип работает таким же образом как и предшествующий.