Результат успокоения и постижения
«Самадхинирмочана-сутра» говорит:
Каковы их результаты?
Результаты – абсолютная чистота ума и совершенная мудрость.
Сказано, что чистота ума есть результат успокоения, а совершенная мудрость – результат постижения. Чистота ума означает устранение искаженного мышления, совершенство мудрости – очищение осадка заблуждений.
Относительно освобождения от двух оков при помощи успокоения и постижения, тот же текст говорит:
Майтрея: О Сияющий Победитель, какие роли выполняют успокоение и постижение?
Будда: Майтрея, они должны освободить от двух оков: зависимости от концептуального восприятия[48] и зависимости от вредоносных психофизических тенденций[49] человеческих существ.
Более того, успокоение, как сказано, не дает прилипнуть к чувственным удовольствиям этой жизни; благодаря ему расцветает сверхзнание и развивается медитационное погружение в разнообразных формах. Оно, вместе с тем, приводит к новому рождению в божественной форме, свободным от желания.
«Праджняпарамита-самуччаягатха» объясняет:
Концентрация помогает отказаться от чувственных удовольствий, которых сторонятся [святые], и развить высшие внутренние качества – сверхзнание и спокойное погружение.
«Сукхриллекха» сообщает:
Проходя четыре уровня созерцания[50],
Устраняют чувственность, радость, желания и страдания;
Достигают благополучия, равного благополучию богов
На небесах Брахмы, Абхасвары, Субхакритсны и Брахатпхалы[51].
«Бодхипатхапрадипа» комментирует:
Когда йогин достигает успокоения,
Он вместе с тем реализует сверхзнание.
Сказано, что постижение, будучи осознаванием внутренне присущей феноменам природы, является причиной умиротворенности и счастья в настоящем, и приводит к освобождению от трех планов существования.
«Праджняпарамита-самуччаягатха» сообщает:
Все счастье, имеющиеся в изобилии у Будд,
Их сынов, пробужденных слушателей и отдельных Будд[52],
А так же у небесных и других чувствующих существ,
Проистекает из высшей трансцендентальной мудрости.
Тот же текст сообщает:
Благодаря мудрости охватывают
Присущую феноменам природу
И покидают пределы всех трех планов существования.
Окончательный результат успокоения и постижения – это достижение полного просветления.
«Бодхисаттвабхуми» говорит:
Достигнув запредельного созерцания, бодхисаттва обрел, обретает и будет обретать полное просветление.
«Сапташатика-праджняпарамита-сутра» поясняет:
Будда: О Манджушри, если великий бодхисаттва практикует запредельную мудрость, он вскорости добивается непревзойденного, полного и совершенного просветления.
Рассматривая успокоение и постижение в целом, уважаемый Гампопа сказал:
Успокоение и постижение – врата ко всем мирам явлений.
В каждой медитации на успокоение и постижение имеется пять условий. Они такие: причина, функция, препятствие, завесы и совершенный путь. Причина успокоения – это чистота дисциплины; причина постижения – мудрость, рожденная слушанием и изучением [дхармы]. Функция успокоения заключается в том, чтобы освободить от оков отметины дуализма; функция постижения – освободить от психофизических тенденций. Препятствие, мешающее успокоению – это беспокойство о своем теле и имуществе; препятствие, мешающее постижению – это отсутствие понимания слов пробужденных [архатов]. Жить со множеством людей и быть недовольным скромным образом жизни – препятствия к обоим [успокоению и постижению].
К завесам успокоения относятся страсти, чувство обиды и скептицизм; завесы сонливости и вялости притупляют постижение. Желание чувственного наслаждения и злонамеренность затуманивают как успокоение так и постижение. Совершенный путь к постижению включает в себя полное искоренение вялости и сонливости; совершенный путь к успокоению состоит из полного удаления страсти и негодования. Дхармакая[53], как плод медитации, может быть достигнута устранением этих двух загрязнений при помощи успокоения и постижения. Общее разъяснение успокоения и постижение таким образом закончено.
ГЛАВА ВТОРАЯ
СТАДИИ УСПОКОЕНИЯ И ПОСТИЖЕНИЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: УСПОКОЕНИЕ
Успокоение описывается в трех разделах:
1. Приготовления к достижению успокоения
2. Разъяснение его ментальных образов
3. Методы реализации успокоения