Результат успокоения и постижения

«Самадхинирмочана-сутра» говорит:

Каковы их результаты?

Результаты – абсолютная чистота ума и совершенная мудрость.

Сказано, что чистота ума есть результат успокоения, а совершенная мудрость – результат постижения. Чистота ума означает устранение искаженного мышления, совершенство мудрости – очищение осадка заблуждений.

Относительно освобождения от двух оков при помощи успокоения и постижения, тот же текст говорит:

Майтрея: О Сияющий Победитель, какие роли выполняют успокоение и постижение?

Будда: Майтрея, они должны освободить от двух оков: зависимости от концептуального восприятия[48] и зависимости от вредоносных психофизических тенденций[49] человеческих существ.

Более того, успокоение, как сказано, не дает прилипнуть к чувственным удовольствиям этой жизни; благодаря ему расцветает сверхзнание и развивается медитационное погружение в разнообразных формах. Оно, вместе с тем, приводит к новому рождению в божественной форме, свободным от желания.

«Праджняпарамита-самуччаягатха» объясняет:

Концентрация помогает отказаться от чувственных удовольствий, которых сторонятся [святые], и развить высшие внутренние качества – сверхзнание и спокойное погружение.

«Сукхриллекха» сообщает:

Проходя четыре уровня созерцания[50],

Устраняют чувственность, радость, желания и страдания;

Достигают благополучия, равного благополучию богов

На небесах Брахмы, Абхасвары, Субхакритсны и Брахатпхалы[51].

«Бодхипатхапрадипа» комментирует:

Когда йогин достигает успокоения,

Он вместе с тем реализует сверхзнание.

Сказано, что постижение, будучи осознаванием внутренне присущей феноменам природы, является причиной умиротворенности и счастья в настоящем, и приводит к освобождению от трех планов существования.

«Праджняпарамита-самуччаягатха» сообщает:

Все счастье, имеющиеся в изобилии у Будд,

Их сынов, пробужденных слушателей и отдельных Будд[52],

А так же у небесных и других чувствующих существ,

Проистекает из высшей трансцендентальной мудрости.

Тот же текст сообщает:

Благодаря мудрости охватывают

Присущую феноменам природу

И покидают пределы всех трех планов существования.

Окончательный результат успокоения и постижения – это достижение полного просветления.

«Бодхисаттвабхуми» говорит:

Достигнув запредельного созерцания, бодхисаттва обрел, обретает и будет обретать полное просветление.

«Сапташатика-праджняпарамита-сутра» поясняет:

Будда: О Манджушри, если великий бодхисаттва практикует запредельную мудрость, он вскорости добивается непревзойденного, полного и совершенного просветления.

Рассматривая успокоение и постижение в целом, уважаемый Гампопа сказал:

Успокоение и постижение – врата ко всем мирам явлений.

В каждой медитации на успокоение и постижение имеется пять условий. Они такие: причина, функция, препятствие, завесы и совершенный путь. Причина успокоения – это чистота дисциплины; причина постижения – мудрость, рожденная слушанием и изучением [дхармы]. Функция успокоения заключается в том, чтобы освободить от оков отметины дуализма; функция постижения – освободить от психофизических тенденций. Препятствие, мешающее успокоению – это беспокойство о своем теле и имуществе; препятствие, мешающее постижению – это отсутствие понимания слов пробужденных [архатов]. Жить со множеством людей и быть недовольным скромным образом жизни – препятствия к обоим [успокоению и постижению].

К завесам успокоения относятся страсти, чувство обиды и скептицизм; завесы сонливости и вялости притупляют постижение. Желание чувственного наслаждения и злонамеренность затуманивают как успокоение так и постижение. Совершенный путь к постижению включает в себя полное искоренение вялости и сонливости; совершенный путь к успокоению состоит из полного удаления страсти и негодования. Дхармакая[53], как плод медитации, может быть достигнута устранением этих двух загрязнений при помощи успокоения и постижения. Общее разъяснение успокоения и постижение таким образом закончено.

ГЛАВА ВТОРАЯ

СТАДИИ УСПОКОЕНИЯ И ПОСТИЖЕНИЯ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: УСПОКОЕНИЕ

Успокоение описывается в трех разделах:

1. Приготовления к достижению успокоения

2. Разъяснение его ментальных образов

3. Методы реализации успокоения

Наши рекомендации