Общее описание средств избавления от препятствий
Текст упомянутый выше не дал точного пояснения относительно средств избавления от препятствий. Большинство помех принадлежат к сфере тупости и чувственного побуждения. Узнав как устранить их, автоматически узнаем, каковы лекарства против остальных препятствий.
Лекарством от чувственного побуждения является успокоение ума через медитацию на непостоянстве. Что касается сожалений, лекарство – избегать думать об объекте обиды. Чтобы противостоять вялости, размышляют о радостных вещах. Тупость устраняют поднимая настроение. Сонливость преодолевается визуализацией света. Решимость – средство от сомнения. Рассмотрение существа наслаждений и вредных последствий чувственных удовольствий становится лекарством от страстного желания. Злонамеренность можно устранить воспитывая любовь и доброе отношение к другим. Все эти средства очень важны. Точно так же, эти же средства следует применять и против пяти видов рассеяния ума.
«Мадхьянтавибхага» говорит о:
Восьми лекарствах от пяти нарушений.
Существует восемь лекарств для избавления от пяти нарушений успокоения и постижения: от лени – (1) вера, (2) убежденность или серьезность, (3) старание и (4) совершенная легкость. От забывчивости освобождаются благодаря (5) внимательности. Лечение от тупости и чувственного побуждения – это (6) бдительность; от недонапряжения – (7) ментальное усилие. От перенапряжения – (8) безмятежность, которая позволяет уму покоиться в истинном состоянии. Веру, убежденность и старание – просто понять.
Что касается совершенной легкости, «Абхидхармасамуччая» сообщает:
Что такое состояние совершенной легкости[30]? Это – податливость тела и ума, которая усмиряет пагубные тенденции и препятствия.
Вредоносные тенденции тела и ума делают их не контролируемыми. Совершенная легкость своей силой избавляет тело от тяжести и других недостатков, которые препятствуют практике добродетели. Благодаря ощущению блаженства совершенная легкость делает тело необременительным и контролируемым. Так можно управлять телом. Совершенная легкость уничтожает страдание, перемещением фокуса на ментальный объект, вызывающий радость, блаженство и т.д. Так можно контролировать ум.
Мастер Стхирамати[31] говорит, что овладение телом делает физическую активность легкой, а тело – необременительным. Послушный ум – гибок и безмятежен при созерцании. Обладание таким умом позволит избавиться от помех, препятствующих созерцанию.
Совершенной легкости нельзя добиться на начальной стадии медитации; требуется непрерывное усилие. Сначала достигается лишь небольшая легкость. Однако благодаря настойчивости результат будет увеличиваться, пока не будет достигнут совершенно. «Шравакабхуми» сообщает, что достижение совершенной легкости ума, в первую очередь, вызывает циркуляцию и распространение жизненного воздуха в теле. Коль скоро это имеет место, медитаторы достигают совершенной легкости тела.
О природе памяти «Абхидхармасамуччая» говорит:
Что такое память?[32] Помнить значит не забывать вещи, с которыми ознакомился; ее функция – дать осуществиться нерассеиваемой концентрации.
Под памятью подразумевается способность не отвлекаться от знакомого ментального образа. Ум удерживает этот образ ярко, без искажений. Например, часто думая об определенном образе, не забываешь его. Так надо практиковать вначале.
Относительно бдительности комментарий на «Мадхьянтавибхагу» говорит:
Бдительности[33] [в ходе медитации] добиваются стараясь не забывать объект концентрации, и в то же время оставаясь полностью внимательным к любым появлениям рассеянности, таким как тупость, чувственное побуждение, или размышление.
С таким потоком осознавания остаются настороже, все время наблюдая и замечая всякое отвлечение внимания, стоит тому появиться. Это описано в «Бодхичарьяватаре»:
Когда постоянно наблюдая, остаются в дверях осознавания, возникает бдительность.
Тот же текст продолжает:
Такое изучение физического и ментального состояний означает именно наблюдение с бдительностью.
Относительно ментального напряжения [или образующих факторов][34] «Абхидхармасамуччая» говорит:
Что такое ментальное напряжение? Это ментальная активность, распределенная по всем каналам – хорошим, плохим или нейтральным.
Напряжение, будучи ментальной функцией, активизируется или вовлекается в направлении трех видов мыслей – хорошим, плохим или нейтральным. В данном случае, это – размышление, пытающееся устранить тупость и чувственное побуждение, коль скоро бдительность обнаружила их.
О невозмутимости[35], которая оставляет ум в естественном состоянии, «Шравакабхуми» говорит:
Безмятежность – это такое состояние, в котором ментальный фокус медитации успокоения или постижения естественен и нетревожим, при этом ум находится в совершенном состоянии, пребывая в своем внутреннем мире, испытывая покой. В таких условиях ум послушен, и им можно управлять не прилагая усилий.
Когда тупость и чувственное побуждение удалены, а постижение и успокоение согласованы, это гармоничное состояние делают устойчивым, ослабляя гнет напряжения и оставляя ум послушным.
Тот же текст поясняет далее:
Что является признаком невозмутимости? Это – ровный уровень воспринимаемого ума, получаемый за счет ментального сосредоточения или же за счет поддержания его в отсутствии чрезмерного напряжения. Когда следует способствовать достижению такого равновесия? Когда успокоение и постижение свободны от тупости или чувственного побуждения, тогда достигается безмятежность.