Книга первая: Набросок спокойного равновесия в общем и устранение сомнений.
В качестве пролога к главному предмету рассмотрения, Такпо Таши Намгьял обсуждает успокоение и постижение в соответствии с общепринятыми традициями Хинаяны и Махаяны, унаследованными всеми школами в Тибете. Он характеризует медитацию успокоения и постижения (различение делается всеми буддистскими системами) и говорит о важности соединения их вместе.
Книга первая, глава вторая: Стадии успокоения и постижения
Часть I: Успокоение
Таши Намгьял упоминает различные медитации, пригодные для развития спокойствия ума. Он начинает с описания методов, в которых фактически объединяются успокоение и постижение, но которые рассматриваются большинством наставников традиции, как средства стабилизации ума при подготовке его к более продвинутым практикам постижения. Они включают в себя «аналитическую медитацию» – средство противодействия преобладающим конфликтным эмоциям медитатора, и «искусное исследование «, дающее предварительное постижение несуществования «эго личности». (Ощущение «я» и, сопровождающее его утверждение «мое» и «чужое», являются одними из наших основных заблуждений, на которых базируются все возможные мысли и эмоции. Если увидеть это, многие запутанности будут обрублены в корне и больше не проявятся, и, по этой причине, искусство исследования включено здесь в медитацию стабилизации.) Автор обсуждает практики, пригодные на начальных стадиях медитации, те, которые основаны на внимательном наблюдении за телом и визуализацией.
В конце он описывает классическое учение, состоящее из восьми противоядий, девяти стадий успокоения ума, шести сил и четырех видов внимания. Восемь противоядий, обсуждавшихся более подробно в предыдущей главе, являются контрмерами от особых помех. Девять стадий характеризуют опыт медитатора, применение им внимания и усилия. Они несли его в путешествии с уровня сдерживания дикого рассеянного ума, к уровню отпускания естественно устойчивого ума в погружении, не требующем напряжения. Шесть сил развиваются естественно в процессе прохождения девяти ступеней; они являются как результатом, так и мотивационной силой этой практики. (Читатели, желающие подробнее изучить данные темы, могут обратиться к нескольким современным описаниям: His Holiness the Dalai Lama, «Opening of the Wisdom Eye» (Theosophical Publishing House), pp. 77-88; Chogyam Trungpa, Rinpoche, 1979 «Hinayana – Mahayana Seminary Transcripts» (Vajradhatu Publications), pp. 20-45; Geshe Kelsang Gyatso, «Meaningful to Behold» (Wisdom Publications) pp. 222-234; Jamgon Kongtrul, «The Treasury of Knowledge: The Stages of Meditation of Shamatha and Vipashyana» (Dhagpo Kagyu Ling).
Книга первая, глава третья: Стадии успокоения и постижения
Часть II: Постижение
Автор перечисляет то, как по-разному медитация постижения представлена в его традиции, комментируя в общем:
Также как огонь появляется в результате трения двух кусков дерева, так и интеллектуальное изучение [двойственного восприятия] приведет к возникновению постижения. Коль скоро дерево сожжено, огонь затухает. Таким образом, когда постижение пробуждается, то и образ исследователя и исследование этого образа постепенно гаснут.
Сжато охарактеризовав медитативную процедуру главных школ Махаяны, Таши Намгьял обращается к центральной проблеме – постижению двукратной бессамостности. Он сначала обсуждает, что значит «прилипание к себе», и затем представляет классический способ медитации на отсутствии самостоятельной личности, основанный на изучении соотношения между «собой» и пятью психофизическими агрегатами. Переходя далее к несамостоятельности феноменов, наш автор замечает, что, в терминах генезиса эго-цепляния, ум сначала слегка фиксируется на субстанциальности (феноменов), и затем мы определяем себя в связи с этими внешними проекциями. Опровержение субстанциальности или само-природы следует стандартному наблюдению мадхьямики, что из-за того, что все феномены зависят от причин, они не могут иметь заключенную в себе собственную само-сущность. Второе опровержение следует способу Шантаракшиты исследования само-природы, которая должна быть либо едина, либо множественна, если она существует. (Дальнейшее развитие этих рассуждений можно отыскать в замечательной книге Тхрангу Ринпоче «Открытая Дверь в Пустоту» и в «Выразительном Созерцании» Геше Колсанга Гьятсо, и в других сочинениях, дающих объяснение серединного пути.) Затем, под заголовком «Возникновение видения благодаря этой медитации», Таши Намгьял отмечает, что «отрицание двух самостей предназначено для устранения заблуждения, принимающего дуальность за истину.» С другой стороны, совершено неправильно прилипать к понятийному отрицанию вещей и называть это осознанием пустоты! Наконец, в «Особых методах Медитации Видения абсолютной реальности», автор намечает вторую половину книги, суммируя некоторые ключевые инструкции подхода Махамудры.