Кому предназначена эта книга
Основное положение этой книги – это основное положение буддадхармы: страдание и негативные условия имеют свое происхождение в нас самих, и в нас же есть мощный потенциал преодоления этого страдания и осуществления жизни, в которой имеют место сострадание, трансцендентальное видение и приносящая благо активность. Более того, ключ к такому осуществлению – это практика медитации, руководящая поддержка подлинной духовной линии и надлежащее понимание дисциплины. В этом смысле книга передает общезначимое для всех содержание, говорящее о прирожденном благе человеческой жизни и о возможности его полного воплощения.
«Махамудра», по-видимому, впервые на английском языке полно показывает традицию медитации Махамудры. Были различные более краткие переводы, обсуждающие традицию не так широко, дающие только инструкции по внезапному пути, или же представляющие собой песни о реализации и жизнеописания основателей линии. Хотя все эти работы, обсуждаемые ниже, заслуживают всяческого изучения, читатель может остаться озадаченным, как собственно подступиться к медитации Махамудры и раскрыть ее. Настоящая книга отвечает на этот вопрос.
В частности, «Махамудра» синтезирует устные наставления прямого или же внезапного пути сиддхов (реализовавших себя) и подход последовательного пути, ведущий свое начало от таких индийских мастеров Махаяны как, например, Камалашила. «Устные наставления», получаемые обычно один на один с гуру, представляют собой высказывания мастеров линии, передающие самую сущность, полные значения и призванные направлять ученика к главной цели. Такие устные инструкции как правило сохраняются в тайне между мастером и учеником, т.к. в данном контексте они не только слова, но и прямая демонстрация их значения. Естественно, в течение лет, многие из наставлений были приведены в систему и записаны в помощь будущим ученикам, и сделаны для них доступными, коль скоро те получили соответствующую предварительную подготовку и передачу. Теперь же, что касается данного текста «Махамудры», Его Святейшество Шестнадцатый Кармапа специально попросил сделать возможным западной публике располагать этой книгой.
Психологи, а так же изучающие религиозный опыт и, занимающиеся созерцанием в других традициях, найдут здесь богатую типологию медитативного опыта, которая возможно будет несколько отличной от ранее доступных им описаний типов Буддистской медитации. Например, многие возможно знакомы с медитативной системой классической абхидхармы, в том виде как она изложена в «Пути Очищения» Будхагхоши, и в «Открытии Глаза Мудрости» Далай Ламы и в других книгах Некоторые возможно знакомы с описаниями опыта в традиции Дзен, хотя они редко представлены в виде последовательного изложения. (Естественно, в любом изложении высшего опыта необходимо многое читать между строк!) Традиция Махамудры Кагью, представляемая здесь, унаследована от великих индийских наставников – Асанги, Камалашилы, Шантипы и Сарахи. Подготовленный читатель сможет распознать, что данная система включает элементы школ йогачары, мадхьямики и ваджраяны.
Конечно, «медитация» может относится ко многим типам и уровням опыта. Наш автор распределяет их по местам с подробным указанием того, как опыт каждого уровня можно развить, и того, к каким сторонним путям склоняются медитаторы на данных стадиях. В самых общих чертах можно сказать, что Такпо Таши Намгьял обсуждает четыре аспекта медитативного опыта. Они более или менее соответствуют четырем йогам Махамудры.
Первый аспект – это «успокоение ума», приведение его в устойчивое положение и отвлечение от привычной озабоченности внешними событиями, эмоциональными драмами и собственными мыслями. Таким образом, возможно впервые, мы получаем новую перспективу для себя и нашей жизни, и обретаем шанс внезапно проникнуть в глубь нашего существа.
Второй аспект, медитация постижения, идет дальше, отсекая все виды обусловливающих сил, препятствующих нашей внутренней свободе. Мы глубоко и неосознанно сформированы бесчисленным количеством мешающих предубеждений, крепко укоренившимися внутренними тенденциями. В их число входят особые эмоциональные пристрастия, запечатленные предыдущими переживаниями, а так же наши основные мнения, касающиеся того, кто мы такие вообще, как центр нашего опыта и, что такое наш мир.
Третий аспект – «понимание спонтанного совозникновения» – направляет объединение освобожденного осознавания со всеми обстоятельствами нашего обычного мира. Это может быть названо «священным видением» или «чистым восприятием» (dag snang), что означает открытие святости повсюду. Всякий опыт начинает представать как грань более широкого смысла и осуществления. Даже, так называемые, обычные запутанные эмоции перестают быть помехами, они преобразуются в сострадание и более высокое осознавание. Граница между святым и мирским растворяется.
Четвертый аспект касается привязанности к любой форме дисциплины и подготовки, даже имеющих целью освободить нас от ограничений, но делающих прикрепленными к самой дисциплине. Сам путь к более широкому осознаванию незаметно обуславливает нас, вследствие нашего прилипания к средствам и воспоминаниям о путешествии. В наставлениях по «немедитации», мы имеем дело с тем, что отпускаем любое преднамеренное ментальное сосредоточение или же «состояние ума». Благодаря этому реализация может стать постоянной, всеобъемлющей и не требующей усилий.
В книге, Такпо Таши Намгьял ссылается как на философские так и на медитативные традиции. Имеющие склонность к учености так же как и интересующиеся в первую очередь практикой, обязательно обнаружат, как с блеском, естественно наш автор объединяет эти два аспекта, демонстрируя то, как доктрина и практика действуют вместе в живой традиции.
Психологи когнитивисты и все, интересующиеся существующими процессами ума и тем, как мы создаем наш опыт, найдут этот текст, интригующим описанием того, что наше осознавание может быть разобусловленным, проникнув таким образом во все более расширяющиеся области видения и значения. В дополнение к этому, книга затрагивает многие эпистемологические вопросы относительно того, как мы конструируем свою реальность. Например, одним из главных допущений книги является то, что «все, что мы переживаем есть ум». Имеется по меньшей мере три значения этого: (1) большая часть опыта через понятия проектируется поверх того, что «действительно здесь» (пари-кальпа, или ошибочные понятия); (2) структура мира в целом связана с коллективным обуславливающими факторами сознания тех, кто воспринимает их (паратантра, или зависимая истина); (3) в каждом творении сознания присутствует внутреннее осознавание, неотделимое от своего глубочайшего бытия; это внутреннее осознавание не относится ни к субъекту ни к объекту опыта, оно ни имеет ни не имеет формы, и является источником нескончаемого присутствия (кая) и мудрости (джняна).
Последнее, но конечно же не менее важное, для медитаторов и учителей медитации Такпо Таши Намгьял описывает с великой ясностью то, как следует практиковать медитацию, точку зрения и устные инструкции наставников, касающиеся каждой стадии, типы наиболее вероятного опыта и то, как четко отличить неподдельный опыт от – вводящего в заблуждение.