Примечание к русскому переводу
Это – отредактированная версия первого варианта перевода этой книги, который был сделан мной в 1992 году и по недосмотру распространился в компьютерном виде через BBS и интернет. Дал мне английский вариант этой книги и попросил сделать её перевод Вагит Рагимов – перводчик Ламы Оле Нидала, распространяющего учения линии Карма Кагью. Пусть этот перевод послужит благу всех русскоговорящих существ!
Валерий Батаров
Буддийский Центр "Карма Чё Линг Москва"
тел. (095)-925-16-81, www.aha.ru/~kcl-mosc
[email protected]; [email protected]; [email protected]
Октябрь 1998 г.
Введение переводчика
«Махамудра: Квинтэссенция Ума и Медитации» представляет собой высшее учение и практику в том виде, как они понимаются и реализуются в Ордене Кагью Тибетского Буддизма.
Оригинальный тибетский текст шестнадцатого столетия называется «Нгедон чакгья ченпой гомрим сейварджепай лекшей давайозер», что буквально переводится как «Лунный свет: Блестящее Разъяснение Стадий Медитации Высочайшей Великой Печати». Термин «великая печать» (Махамудра) имеет многие различные значения. В данном случае он символизирует абсолютную природу ума и реальности. Все равно как королевская печать обладает непререкаемым авторитетом, так и всеобъемлющая пустотность абсолютной реальности господствует над космическими феноменами. Этот термин так же означает путь реализации, соединяющий достоверное видение, созерцание и действие в одно совершенное постижение.
Этот необычный трактат содержит не только богатейшее знание, но дает так же и методы реализации просветления. При написании труда великий тибетский учитель Таши Намгьял (1512-1587) сделал известными многие древние тайные устные учения, он опубликовал их в виде ксилографических оттисков. Среди других хорошо известных трудов автора есть такие как «Сверкающая Драгоценность: Разъяснение Буддистской Тантры» и «Солнечный Свет: Разъяснение Хеваджра Тантры». В ходе получения образования и практики Таши Намгьял некоторое время провел с учителями Сакьяпы и даже был настоятелем монастыря Сакьяпы Наланда на севере Лхасы. В свои последние годы он выполнял функции наместника Гампопы, и был главным настоятелем монастыря Дакла Гампо в Южном Тибете.
«Махамудра» не является ни учебным пособием ни книгой, которая сама себя объясняет. Подобно другим великим буддистским трактатам она изучалась под руководством выбранного наставника. Необходимость в учителе становится очевидной, если рассмотреть обширность этого самого эзотерического текста, глубину предмета, его сложную структуру, его концептуальную утонченность, и его техническую замысловатость. Среди проблем, с которыми сталкивались бы ученики, не имеющие наставника, есть такие как некоторая (нарочитая) неопределенность, загадочные цитаты, намеки и даже очевидные противоречия.
Данный великий тибетский классический текст, широко признанный как выдающаяся оригинальная работа, раскрывает глубочайшую мудрость. Текст систематически обращается к живому знанию и практическим методам Буддистских наук, составляющих главную часть монастырского распорядка. Из священного закона (виная) берется доктрина самоконтроля, покорения и трансформации ума. Из основных видов логики (прамана) берутся методы определения природы реальности. От психологического ответвления возвышенной доктрины (абхидхарма) приходят методы опознания и устранения корней самообмана. Из учения трансцендентальной мудрости Будды (праджняпарамита) берутся способы достижения интуитивного понимания всеобщей пустотности (сарвадхарма-шуньята) как абсолютного (окончательного) состояния. Из Махаянской системы самореализации приходит важная практика, известная как (двойной принцип) трансцендентальной мудрости и бесконечного сострадания. Из этого идеала исходят психологические методы переориентации направленности на себя в безусловное сострадание и заботу о других. Из буддистской тантрической доктрины приходят методы трансформации внутреннего заблуждения и его проявлений в виды трансцендентальной мудрости. И затем, отдельно, медитация Махамудры показывает способ достижения мгновенного постижения совершенства природы каждого восприятия или мысли.
Весь текст разделен на две части. Первая часть содержит принципы и практики успокоения и интуитивного постижения согласно системам Хинаяны (Малая Колесница) и Махаяны (Великая Колесница). Вторая часть содержит продвинутую систему медитации традиции Махаяны, вслед за которой идет еще более высокая система Махамудры (Великого Символа).
Замысловатая структура трактата распадается на множество частей, и возможно покажется запутанной для тех, кто мало знаком с тибетской традицией, но порядок или же тематическая согласованность текста не становятся от этого менее ясными. Разделы обозначены так, чтобы помочь учителям объяснять текст систематически, и дать возможность ученикам полностью воспринять сложную доктрину и практику.
Разъяснение написано классической тибетской прозой и проиллюстрировано огромным количеством цитат, взятых из сутр и тантр Будды, из комментаторской литературы (шастры) древних Буддистских учителей и их мистических поэм (доха).
Перед началом фактического изложения учения, в тексте идет традиционное выражение почтения автора Таши Намгьяла к линии передачи Махамудры: личному гуру (без имени), Уму, который нельзя разрушить (ваджрамана) и Будде в его высшем состоянии (дхармакая) и земном (нирманакая) проявлении. Должным образом здесь почитаются основные учителя: Сараха, Нагарджуна, Марпа, Миларепа и Гампопа (все Ордена Кагьюпа). Автор с особенным почтением упоминает Гампопу, как второго Будду и толкователя уникальной системы Махамудры.
Текст начинается с описания двух различных видов интуитивного постижения и двух подходов, вытекающих из сутр и тантрических учений Будды, – общего пути последовательной самореализации и необщий путь мгновенной самореализации. Стадии медитации Махамудры последовательно и связанно воплощают эти два пути. Основные и продвинутые сутрические медитации успокоения и интуитивного постижения представляют последовательный путь, в то время как собственно сама традиция Махамудры представляет собой мгновенный путь. Сутрические медитации последовательного пути составляют фундамент, между тем как медитация Махамудры представляет собой не мистический прямой подход. Однако, медитация Махамудры не использует тантрические методы, как таковые. Даже если рассматривать Буддистскую тантру как быстрый путь самореализации, принято считать его неотъемлемым элементом последовательного пути.
ОСНОВА БУДДИСТСКИХ УЧЕНИЙ
Чтобы показать полную панораму Тибетских Буддистских методов, я в данный раздел включил описание основного курса религиозного обучения, выполнение которого требуется от практикующих прежде, чем они приступят к медитации Махамудры. Такая подготовка обычно состоит из изучения как основных так и высших сутр и тантр, что может быть достигнуто прохождением либо общего либо отдельно выбранного курса по таким традиционным предметам, как моральный канон (виная), логика (прамана), центральная философия (мадхьямика), науки об уме и материальности (абхидхарма) и трансцендентальная мудрость (праджняпарамита). Некоторые тибетские школы, например Кагьюпа, предпочитают излагать эти курсы классифицируя их в терминах тринадцати главных трактатов. Ежедневное изучение текстов и проверка происходят в форме диспутов. Ученики попеременно выступают в роли задающих вопросы и отвечающих. Защищающегося спрашивают несколько нападающих последовательно один за одним. За диспутами, особенно во время больших и малых экзаменов, наблюдают преподаватели, ученые и настоятели. Среди факультативных тем, выбираемых учениками, помимо формальных занятий, могут быть санскритская семантика, лингвистика и филология, тибетская поэтика и литература, астрология, астрономия, медицина, искусство, архитектура и ремесла.
Тому, кто не может потратить несколько лет на приобретение столь обширных знаний, разрешается пройти сжатый курс. Что может быть сделано через изучение или основных положений некоторых текстов, или же их сокращенных версий. В любом Буддистском ордене есть популярный и пригодный для практики текст, который объясняет в доступной форме, основные вопросы и, которым пользуется всякий занимающийся медитацией, ученик и ученый. Для практикующих линии Кагьюпа – это известный текст Гампопы «Драгоценное украшение освобождения».
Избранный курс составляется из текстов по сутрическим и тантрическим доктринам. Здесь ученики могут выбрать краткие доктринальные трактаты и руководства по медитации.
Буддистское образование представляет собой целостный процесс человеческого и интеллектуального развития, иллюстрируемый следующим правилом: «Самоконтроль, мудрость и сострадание достигаются только через слушание, изучение и медитацию». Критерием правильного обучения должна стать непосредственная духовная зрелость, являющаяся результатом покорения мирского ума путем устранения основных недомоганий, таких как эгоизм, жадность или ненависть; углубление понимания истинной реальности; и взращивание заботы о благополучии других.
В Буддистской традиции ученость – лишь средство достижения конечной цели. Буддизм использует рациональность и веру, знание и внутреннее пробуждение в едином пути духовного развития. Знание приобретается в многолетнем изучении текстов и диспутах, пробуждение – благодаря соответствующим практикам медитации.
Учеба начинается с обращения ученика за устной передачей избранного текста. Это событие считается очень значительным, так как учитель посылает ученику энергетический поток мощных слов, вместе с благословением линии, которые он сам получил от своих наставников. Тем самым ученику предоставляется возможность заниматься с руководителем. Затем он получит устное разъяснение текста, которое может занять несколько недель или месяцев. Существует много форм объяснения текстов: простое буквальное объяснение (цигтри), полное (с толкованиями) объяснение (донтри) и основанное на опыте разъяснение (ньямтри или мартри) – на личном опыте учителя. Самым важным является разъяснение каждой последовательной стадии, тогда ученик должен медитировать в течение некоторого времени с тем, чтобы затем персказывать свой опыт наставнику. Это приводит к регулярным обсуждениям практики с учителем, ее задач и хода. Все ордена Тибетского Буддизма используют такие устные передачи.
Данный текст предполагает, что человек, проходящий обучение, уже имеет достаточное представление о последовательном пути к просветлению, в качестве необходимого религиозного основания.
Опытная основа созерцания
Далее будет показано, как ученики выполняют полный курс созерцания согласно традиции последовательного пути. Весь курс делится на три практики для «трех типов духовных последователей»: начальную, среднюю и продвинутую. В процессе выполнения этих практик ученик развивает правильное видение, правильную медитацию и правильный образ действия. Эти практические принципы символизируют мудрость, спокойствие и дисциплину. Практикующий учит, как согласовывать свой опыт созерцания с активной жизнью – как, например, вдохновлять и стимулировать свою повседневную жизнь через созерцательную практику успокоения и постижения.
Ученик начинает практиковать, придерживаясь образца «младшего духовного последователя». Он оценивает жизнь со всеми присущими ей несчастьями. Исследуя возможности своего тела и ума, он тогда осознает, что они являются драгоценными средствами достижения наивысшего духовного знания. Далее, он концентрируется на непостоянстве и хрупкости жизни, и решает для себя, что эгоистические стремления к материальным целям создают длительную отрицательную карму со всеми ее неизбежными последствиями для теперешней и последующих жизней.
Он получает возможность управлять собственной судьбой переориентируя свою жизнь в сторону более значащих целей, благородных стремлений и обязательств, следуя словам Будды: «Духовные сыновья, я уже показал вам путь к освобождению. Поймите, что его достижение будет зависеть от вас!»
Посвящая себя развитию правильного мышления, речи, действия и всего образа жизни, практикующий сознательно избегает насилия в любом его проявлении. Он смотрит на Три Драгоценности, как на прибежище от существующих страданий. Это означает, что в своей ежедневной практике он почтительно просит благословения у Будды, как учителя; священного учения, как пути к освобождению; и просветленной линии, как вдохновения и поддержки.
В результате такой практики ученик должен достичь очищения, различения и веры (в причинность) уровня «младшего последователя».
Теперь ученик переходит на второй уровень подготовки, – «среднего последователя». Здесь он развивает духовную мотивацию достичь личного освобождения (пратимокша) из бушующего океана сансары. Он созерцает Четыре Благородные Истины: существование – это страдание: причина страдания в я-иллюзии; устранение страдания и его причины – возможно; устранение осуществляется через Путь. Ученик занимается практическим применением Истин, чтобы удалить свои страдания и их психологические причины, культивируя высшую нравственность, созерцание и мудрость. Развивая сильное желание личного просветления, он строит свое поведение согласно сложному этическому кодексу. Затем, с вездесущими вниманием и бдительностью, он оберегает свой поток сознания от эгоистических привязывающих к миру амбиций, губительных мыслей и эмоций, в то же время развивая веру, честность, терпимость, воздержанность и доброту. Нравственная чистота, достигнутая этим усилием, является надежным фундаментом созерцания. Говорится, что человек с постоянным вниманием и самоконтролем будет хорошим медитатором. Главная цель этой основной духовной практики состоит в том, чтобы приручить ум и все его силы. Следовательно правильность непосредственного развития ученика должна быть видна по его нравственности, спокойствию, чувствительности и пониманию. Эта внутренняя трансформация отмечена новым пробуждением в «пустотность» (отсутствие личности) потока сознания.
Ознакомившись с принципами, приемами и методами, а также устными наставлениями, ученик теперь посвящает себя овладению мастерством высшего созерцания. Он сначала работает над развитием успокоения через концентрацию, а потом над развитием еще более глубокого постижения. Он увидит, что такое состояние с его удивительной легкостью, восторгом, ясностью и недвойственностью, эффективно усмиряет все внутренние беспокойства и несчастья. Однако спокойствие само по себе еще полностью не устраняет скрытые психологические причины. Подобно чистому зеркалу, созерцательное успокоение представляет собой совершенное условие для проникающего анализа – одного из жизненно важных факторов в медитации постижения. Только совершенное постижение (в медитации) может привести к пробуждению мудрости, которая воспринимает ложность представления о центральном я (или эго-сущности) и в то же время истину о бессамостности личности как действительной природы человеческого потока сознания.
Главной целью этой тренировки является развитие высшей мудрости. Освобождение от внутренних заблуждений и вызываемых ими страданий, достигается только с помощью трансцендентальной мудрости. Трансцендентальная мудрость возникает из совершенства медитации постижения. В то же время коль скоро слушание, чтение и усвоение приводит к знанию в понятиях, критическое исследование производит детерминированное (ограниченное) видение реальности. Но даже хотя это умение разбираться содержит присущие ему ограничения, такая «мирская» мудрость, тем не менее, служит дорогой к более глубокому постижению. Великий Буддистский учитель Нагарджуна выразил это в таких словах: «Нельзя понять абсолютную реальность, не доверяя понятийному знанию; и нельзя реализовать нирваническое просветление без реализации абсолютной реальности.»
Ученик теперь подготовлен для вступления на третий этап подготовки, последователя на высшей ступени, принимая заповедь бодхисаттвы, известную как бодхичитта (просветленное отношение), от выбранного учителя, который олицетворяет сущность этой уникальной духовной дисциплины. Бодхичитта охватывает все аспекты пути Махаяны, начиная с совершенной мотивации и стремления к всеобщему просветлению, и до развития сострадания и мудрости, и, в конечном счете, до просветления (которое является абсолютной бодхичиттой).
Практическая бодхичитта требует совершенного владения двойным принципом просветления (искусными средствами и распознающей мудростью). Приверженец учения, такой как стремящийся к просветлению бодхисаттва, прививает доброту и сострадание, и в ходе этого практикует щедрость, альтруизм, терпимость, старание и внутреннее равновесие. Чтобы завершить процесс просветления, он доводит свою интеллектуальную мощь до трансцендентального уровня, ибо мудрость вскрывает переворачивающее все постижение в абсолютное состояние (пустотность) ума и реальности, с одной стороны, и включает в себя более широкое измерение реальности, – а именно, невоспринимаемое единство материальных и ментальных явлений и, действительно, нераздельность существования и просветления (сансары и нирваны).
Значение всеохватывающей бодхичитты должно быть ясно понято: нельзя достичь просветления без бодхичитты! Этот путь – от последовательного воспитания бодхичитты и до ее реализации – путь бодхисаттвы, имеет популярное в Тибете название «путь рыцаря», так как практикующий бодхисаттва покоряет грозных врагов – свою эгоистическую иллюзию и все ее силы – и затем стремится освободить других, порабощенных подобными противниками. Проверка для такого практикующего – это просто его характерное свойство и способность воплощать идеал мудрость/сострадание и проявлять его во всех мыслях и действиях. Эта религиозная подготовка будет значительно усилена, если ученик, такой как практикующий бодхисаттва, следует Алмазной Колеснице Буддистской Тантры.
Вкратце: от всех учеников требуется применять серединный путь Будды в жизни, то есть, в их этическом поведении. Это значит избегать двух крайних форм жизни: неконтролируемых чувственности и самоотречения. В их метафизической ориентации это означает четко избегать двух противоречащих взглядов на реальность: абсолютной субстанциальности (или я) и материалистического нигилизма. На языке медитации серединный путь означает устранение двух крайних недостатков: тупости и чувственного побуждения.