Особенности развития самосознания у подростков
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция.
Интенсивное формирование личности в подростковом периоде позволяет его назвать вторым рождением личности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Д.Б.Эльконин и др.). Именно в подростковом возрасте, происходит своеобразный переход от детства к взрослости, причем он подростком осознается и переживается. Это чувство взрослости сопряжено со стремлением утвердиться в мире взрослых, добиться признания своих прав, общественного договора, т.е. быть принятым в обществе. Подростковый возраст – период отчаянных попыток “пройти через все”.
В психологической литературе показано, что самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека, что оно является “ядром личности”, поэтому проблема развития самосознания для психологической науки наиболее актуальна. Особенности самосознания на возрастном рубеже является важным направлением психолого-педагогических исследований. В подростковом же периоде самосознание определяет и совершенствует личностные новообразования в целом. Именно этим фактом и обуславливается актуальность выбранной мной темы исследования: “Особенности развития самосознания у подростков”.
Цель дипломного исследования: теоретически и экспериментально обосновать особенности развития самосознания у детей подросткового периода развития. На достижение данной цели направлены следующие задачи:
1. в историческом контексте рассмотреть концепции и теории возникновения и развития самосознания в работах зарубежных и отечественных психологов;
2. охарактеризовать структуру самосознания и выяснить взаимосвязи между ее компонентами;
3. раскрыть специфику проявлений самосознания в подростковом возрасте;
4. разработать систему приемов и методов, позволяющих изучить особенности самосознания подростков;
5. выработать некоторые практические рекомендации по психолого-педагогическому руководству процессом формирования у учащихся-подростков самосознания как одного из важных факторов развития личности.
Объект исследованиявыступаетличностная сфера детей подросткового периода развития.
Предмет исследования:развитие самосознания подростков 13-14-летнего возраста.
Методологическая основа исследования: теория “Я-концепции” как фактора личностного самоопределения (Р.Бернс, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.); взгляды отечественных психологов на теорию самопознания (А.А.Бодалев, В.А.Крутецкий, Е.Т.Соколова и др.); структурный подход к пониманию самосознания (В.С.Мерлин, А.Г.Спиркин, И.И.Чеснокова и др.); изучение самосознания подростка (И.С.Кон, А.Бумезан и др.).
Основными гипотезами исследования выступили следующие предположения:
· у подростков преобладает неадекватная самооценка;
· развитие уровня притязаний девочек и мальчиков подросткового возраста носит отличительный характер;
· общий уровень развития самосознания подростков имеет низкие показатели.
В ходе работы были использованы следующие методы: сравнительный анализ рассматриваемой по теме литературы, диагностические методы (социометрия, тестирование, анкетирование, опрос), метод количественно-качественной обработки полученных экспериментальных данных.
Экспериментальное исследование проводилось на базе гимназии №4 города Мурманска в октябре-ноябре 2004 года. В эксперименте участвовали учащиеся 8 классов (общее число респондентов – 45 учащихся, среди них 30 мальчиков и 15 девочек).
Теоретическая значимость работысостоит в том, чтона основеанализа литературы мы устанавливаем соотношение между двумя научными понятиями, рассматривая Я-концепцию как фактор личностного самоопределения в ранней юности.
Практическая значимость исследования:в дипломной работе предлагается программа экспериментального изучения уровня развития самосознания подростков, а также приведены психолого-педагогические рекомендации по развитию Я-концепции учащихся, которые могут быть использованы в практической деятельности психолога и педагога.
Структура: дипломная работа состоит из введения, трех глав (9 параграфов), заключения, списка библиографических источников 97 наименований), приложения.
Первая глава посвящена рассмотрению самосознания как понятия, его структурных компонентов и их характеристике, а также психологическим условиям развития самосознания в подростковый период становления личности ребенка.
Самосознание - это сознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков, действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, другим людям и самому себе.
Подростковый период является сензитивным в онтогенезе самосознания, когда формируются когда формируются новые компоненты структуры самосознания личности, специфичные именно для этого этапа.
Вторая глава носит экспериментальный характер и раскрывает суть констатирующего исследования по выявлению особенностей развития самосознания старших подростков: описывается диагностический инструментарий исследования и предлагается анализ полученных экспериментальных данных на количественно-качественной основе.
Цельисследовательской работы: выявить особенности самосознания подростка 13-14 летнего возраста.
Задачи:
1. выявить степень адекватности самооценки личности, а также оценить уровень самопознания подростков;
2. выявить систему ценностных ориентаций учащихся 13-14 лет, изучить жизненные цели и ценности подростков, а также их представления об осмыслении жизни;
3. определить оценку самочувствия, активности и настроения,
4. оценить межличностные взаимоотношения в 8-х классах между учащимися.
В процессе констатирующего эксперимента использовались следующие методики:
1. в целях исследования самооценки и самопознания детей – методика самооценки личности подростка (Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхт), методика изучения уровня притязаний В.Гербачевского;
2. с целью выявления ценностных ориентаций – методика “Ценностных ориентаций” М.Рокича, методика “Тест жизненных целей” Крамбо;
3. с целью определения состояния учащихся – опросник САН;
4. в условиях изучения самоотношения подростков – метод социометрии.
Для изучения самооценки личности подростка был использована методика Т.А.Рантанова и Н.Ф.Шляхта. Методика дает представление о степени адекватности самооценки личности и самопринятии. Шкала оценок бала связана с рядом слов характеризующих качества личности. Всего было предложено 40 слов: агрессивность, беспечность, бескорыстие, гордость, дружелюбие, жестокость, заботливость, застенчивость, изнеженность, искренность, легковерие, лицемерие, мнительность, навязчивость, небрежность, непринужденность, нерешительность, обаяние, отзывчивость, осторожность подвижность, принципиальность, презрительность, равнодушие, расчетливость, самозабвенность, сдержанность, скупость, терпеливость, трусость, увлекаемость, уступчивость, холодность, черствость, честность, эрудиция, энтузиазм, эмоциональность, язвительность. Испытуемому предлагалось оценить себя в соответствии с этими качествами
В этой методике предложено 5 уровней самооценки:
- заниженная – люди с такой самооценкой ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достичь, преувеличивают значение неудач;
- несколько заниженная – человек реально оценивает свои возможности, но в последний момент может отступить, если на горизонте появится хотя бы малейшая опасность;
- адекватная – личность осознает свои способности и возможности, трезво относится к успехам и неудачам;
- несколько завышенная - человек реально оценивает свои способности, и возможности, но могут пуститься совершенно в рисковое дело, если есть хоть маленький шанс их победы;
- завышенная – люди с такой самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут достичь.
После обработки данных мы получили следующие результаты (таблица 1).
Методика оценки уровня притязаний представлена в виде опросника В.К.Гербачевского. Этот опросник предназначен для выявлений уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Опросник содержит 42 высказывания. Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т.п. На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.
Таблица 1
Уровни самооценки | Класс | Пол | Всего | ||
8 “А” | 8 “В” | Девочки | Мальчики | ||
завышенный | 26 % | 28 % | 33 % | 27 % | 27 % |
несколько завышенный | 63 % | 55 % | 53 % | 70 % | 60% |
адекватный | 11 % | 17 % | 14 % | 13 % | 13 % |
несколько заниженный | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% |
заниженный | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% |
По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов, которые можно разделить на четыре блока:
I блок – ядро мотивационной структуры личности:
1. Внутренний мотив
2. Познавательный мотив
3. Мотив избегания
4. Состязательный мотив
5. Мотив к смене текущей деятельности
6. Мотив самоуважения
II блок – образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей:
7. Придание личностной значимости результатам деятельности
8. Уровень сложности задания
9. Проявление волевого усилия
10. оценка уровней достигнутых результатов
11. Оценка своего потенциала
III блок – составляющие прогнозные оценки деятельности субъекта:
12. Намеченный уровень мобилизации усилий
13. Ожидаемый уровень результатов деятельности
IV блок – отражает причинные факторы соответствующей деятельности:
14.Закономерность результатов
15. Инициативность
В результате выяснилось, что уровень притязаний у испытуемых обоих классов достаточно высок. Хотя уровень притязаний у учащихся 8 “А” класса более высокий, чем у учащихся 8 “В” класса (таблица 2):
Таблица 2
Уровень притязаний | Класс | самооценка | ||
8 “А” | 8 “В” | Всего | Всего | |
Высокий | 11 % | 16 % | 14 % | 89 % |
Средний | 66 % | 57 % | 62 % | 11 % |
Низкий | 23 % | 27 % | 24 % | 0% |
Если провести параллель между этими двумя методиками, то можно увидеть явную связь между самооценкой и уровнем притязания. Уровень притязания, во многом, влияет на то, какой будет самооценка. В данном исследовании мы увидели, что у учащихся 8 –х классов преобладает средний уровень притязаний, но также есть процент низких и высоких результатов, откуда и вытекает нереалистичная оценка себя и своих возможностей, что и ведет к формированию неадекватной самооценки подростка, в данном случае к формированию завышенной самооценки.
Тем не менее, при применении U- критерия Манна- Уитни изначальная гипотезе подтверждения не нашла (Uэмп=192 при Uкр(p≤0,01)=127 Uкр(p≤0,05)=156).
Для изучения жизненных целей и ценностей подростка нами используется “Тест жизненных целей и ценностей” Крамбо, разработанный на основе концепции В.Франкла. Методика выявляет не столько сами жизненные цели и ценности, сколько общее представление об осмысленности (или бессмысленности) жизни, которое, без сомнения, тесно связано с наличием жизненных целей и с характером ведущих ценностей. Методика, используемая в данном исследовании, адаптирована под подростковый возраст и представлена в несколько измененном виде. Внесены следующие изменения:
1. вместо семибалльной использована пятибалльная шкала;
2. исключены два пункта, тем самым количество высказываний в данной методики уменьшено с 20 до 18.
Методика “Ценностные ориентации” М.Рокича. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и “философии жизни”. Методика М.Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.
- инструментальные- убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Испытуемому предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом).
На основе полученных результатов можно выявить более или менее значимые ценностные ориентации для подростка. В 8 “А” классе:
- наиболее важные для всех ценностныетерминальные ориентации – это материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание; наименее важные – это красота природы и искусства, познание, развитие, творчество.
- - наиболее важные для всех ценностныеинструментальные ориентации - это смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, независимость, образованность; наименее важные - исполнительность, рационализм, чуткость,непримиримость к недостаткам в себе и других.
В 8 “В” классе:
- наиболее важные для всех ценностныетерминальные ориентации – это материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, свобода; наименее важные – это красота природы и искусства, познание, развитие, творчество.
- наиболее важные для всех ценностныеинструментальные ориентации - это смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, независимость, твердая воля; наименее важные - это исполнительность, рационализм, чуткость,непримиримость к недостаткам в себе и других.
Опросник САН – оперативная оценка самочувствия, активности и настроения. Результаты отражены в таблице 3.
Таблица 3
Уровни САН | С | А | Н | САН |
Благоприятный | 87 % | 42 % | 89 % | 73 % |
Удовлетворительный | 0% | 2 % | 2 % | 1 % |
Неблагоприятный | 13 % | 56 % | 9 % | 26 % |
На результаты могли повлиять следующие причины: тестирование проводилось на 7-м уроке; в начале учебного года классы расформировали и собрали новые, и дети еще не успели освоиться, адаптироваться в новом коллективе; неуспеваемость по учебным предметам; конфликты с учителями или учениками; семейные проблемы; соматические заболевания; высокая учебная нагрузка; личностные особенности детей; неадекватность самооценки и уровня притязаний; отсутствия целей и смысла в жизни; неудовлетворенность своим социальным статусом в классе, противостояние между микрогруппами; неуверенность в себе и т.д.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения, и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрический срез позволил определить популярность одних и непопулярность других, выявить наличие малых групп и характер внутригрупповых и межгрупповых отношений. Подростки должны были проявить свое отношение к тому или иному однокласснику. Выяснилось, что испытуемые в 8 “В” классе образовалось три микрогруппы, а в 8 “А” классе шесть микрогрупп. Практически в каждой из микрогрупп есть свой лидер.
Суммируя все полученные экспериментальные диагностические данные по 4-м основным показателям развития самосознания подростков, следует выявить общие результаты. Для этого нами были определены три уровня развития самосознания учащихся: высокий, достаточный и низкий, которые отличаются следующими характеристиками:
Высокий уровень развития самосознания предполагает наличие адекватной самооценки (данные социометрического среза, методики изучения самооценки и уровня притязаний), осмысленности жизни и ценностных ориентаций, с хорошим самочувствием
Достаточный уровень связан с неадекватной устойчивой самооценкой, среднем уровнем осмысленности жизни, с переменным самочувствием, настроением.
Низкий уровень – неадекватная неустойчивая самооценка, не принятие себя и не видение целей жизни, плохое самочувствие.
В результате обработки экспериментальных данных выяснилось, что большинству детей свойственен достаточный уровень развития самосознания (таблица 4):
Таблица 4
Уровни развития самосознания | Итоговые процентные значения |
Высокий | 22 % |
Достаточный | 49 % |
Низкий | 29 % |
Следует заметить, что самые яркие показатели находятся в области компонентов жизненных ценностей и межличностных отношений, что определяется низким уровнем развития. Это еще раз доказывает, что у подростка уровень осмысления занимает низкие позиции.
Стоит обратить внимание на то, что полярные уровни самосознания равны. Это может свидетельствовать о недостаточном уровне сформированности компонентов самосознания: самооценки, самопознания, саморегуляции.
Таким образом, полученные данные экспериментальной работы свидетельствуют о том, что у учащихся неадекватная самооценка, результаты тестирования на уровень притязаний у мальчиков и девочек не различаются. Эксперимент показал, что у подростков преобладает достаточный уровень самосознания.
В третьей главе предлагается проект преобразующего эксперимента по развитию самосознания учащихся подросткового возраста на основе разработанных психолого-педагогические рекомендаций для учителей, психологов и родителей.
В рамках проекта формирующего эксперимента предлагается программа тренинговых занятий, способствующих развитию самосознания подростков. Тренинг построен на основе упражнений, лекций, дискуссий и игр предложенных Л. Анн и А.Г.Лидерс.
Цель данного тренинга: саморазвитие подростка, развитие различных структур его самосознания.
Программа тренинга состоит из 8 занятий.
Принципы проведения: Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки, которые поступают в распоряжение детей. Выбор и инициатива принадлежат детям. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из нее игрушки.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), куклы — манекены для ролевых игр, видеомагнитофон, видеокассеты, реквизит для игр и этюдов,
ароматизаторы, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, небольшие сувениры для поощрений, награждений.
Используемые средства: групповые дискуссии, минилекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и тройках и т.д.
С целью эффективности, успешности процесса развития самосознания подростков следует обозначить необходимые для этого условия:
· Развитие самосознания с учетом воздействия на его три структурные составляющие – самопознание, самоотношение, саморегуляция.
· Обеспечение школьников средствами самопознания как на уроках, так и на внеклассных занятиях.
· Повышение представления подростка о собственной значимости и о собственных потенциальных личностных возможностях.
· Самооценивание, саморецензирование учебных заданий способствуют осознанию учеником качества выполненного задания, помогают увидеть свои недостатки, положительно влияют на формирование самоконтроля.
· Включение в активную оценочную деятельность является важным фактором активности ученика в учебной деятельности, претворение его в субъект этой деятельности, способствует становлению в системе “учитель – ученик” эффективной обратной связи, поскольку учитель постоянно получает от самих учеников информацию о ходе овладения ими знаниями.
· Для формирования у учеников адекватной самооценки и критичного отношения к себе важно применять не только оценку конечного результата деятельности, но и самого процесса, хода деятельности.
· Важно осуществлять дифференцированный подход к ученикам, учитывая тенденции в характере их самооценки: степень адекватности, устойчивости.
· Развитие осознания своей активности подростком в значении
самоуправления.
· Формирование и дальнейшее стимулирование самоуважения подростка на основе накопленного индивидуального опыта общения и деятельности.
· Стимулирование внутренней рефлексии ребенка через игровые упражнения, беседы, тренинги, творческие мероприятия и т.д.
· Использование целенаправленной, обогащенной окружающей среды учащихся с целью развития у него социального познавательного аспекта, фактора направленности личности.
· Учет психофизиологических изменений подростка.
· Создание условий для самораскрытия личности каждого ребенка, индивидуально-дифференцированный подход в работе.
· Развитие адекватного умения осознания и познания себя, своих возможностей подростка опосредованно (через семью, друзей, школу).
· Самооценка и связанный с ней самоконтроль, усовершенствование саморегуляции учебной деятельности являются важным фактором формирования у учащихся положительного отношения к учению и самокритичности как качества.
· Организация само- и взаимоконтроля и соответствующих им форм само- и взаимооценивания поможет воспитать у учеников не только самокритичность по отношению к их учебной деятельности, но и самокритичность как личностную черту.
· Установление демократического стиля общения, доброжелательной, эмоционально комфортной атмосферы с ребенком и в рамках семьи, и в условиях школы.
· Сотрудничество в работе над самосознанием подростка с семьей.
В заключении, следует заметить, что предложенное исследование не исчерпывает проблемы развития самосознания, а указывает на дальнейшие перспективы ее изучения. В частности, исследователя могут заинтересовать темы, связанные с развитием самосознания в других возрастных группах, в условиях разных стилей воспитания (в том числе семейного), исследование самосознания детей группы риска, в условиях сравнительных характеристик уровней развития самосознания и эмоционально-волевой, познавательной сферы и т.п.
Зубрицкая Е.М.,
Большакова А.А.