Глава 1. теоретические подходы к изучению проблемы самосознания подростков

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе.

В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально - перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.

Самосознание – это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок[6].

А.Г.Спиркин дает следующее определение: «Самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

По мнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей [4].

Целью курсовой работы является: исследования является система отношений и эмоциональная сфера личности подростков.

Предметом выступает самоотношение личности и личностная тревожность подростков.

Исходя из цели, нами были сформулированы следующие задачи:

1. Произвести методический анализ литературы по данной теме.

2. Методологически обосновать изучение проблемы взаимосвязи самосознания и личностной тревожности у подростков.

3. Раскрыть содержание понятий самосознание и самоотношение личности как проблему психологии личности.

4. Провести и обработать методики для эмпирического исследования взаимосвязи личностной тревожности и особенностей самосознания личности подростка.

Исследование проводилось в период 2016-2017 учебного года на базе школы№ 10г. Жлобина, Гомельской области.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ

ГЛАВА2. ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР ПРОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Динамика изменения самооценки и самоотношения в период подросткового возраста

Исследование проводилось в период 2016-2017 учебного года на базе школы№ 10г. Жлобина, Гомельской области. В исследовании принимали участие ученики9 - х и 11 - х классов, в возрасте 16-17 лет.

Результаты исследования уровня самооценки по методике Дембо - Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.

Таблица 1. Количественные показатели уровня самооценки.

Шкалы Уровень самооценки
9 класс 11 класс
Ум, способности 58 ср. 66 выс.
Авторитет у сверстников 61 выс. 65 выс.
Умелые руки 59 ср. 66 выс.
Внешность 56 ср. 64 выс.
Уверенность в себе 57 ср. 64 выс.

Представим данные таблицы графически уровень самооценки в % от общего числа испытуемых:

глава 1. теоретические подходы к изучению проблемы самосознания подростков - student2.ru

Диаграмма 3. Показатели выраженности социально-психологических установок

Таблица 2 Показатели ориентации старшеклассников

№ п/п 9 класс 11 класс
1. На процесс На результат
2. На свободу На альтруизм
3. На результат На труд
4. На труд На процесс
5. На альтруизм На свободу
6. На эгоизм на деньги
7. На власть На эгоизм
8. На деньги На власть

Из таблицы видно, что 9 класс более всего ориентирован на процесс, а менее всего на деньги. 11 класс более всего ориентирован на результат, а менее всего на власть. Это связано с тем, что девятиклассников в первую очередь интересует все, что связано с процессом познания. Им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволят включиться в производственную деятельность в будущем.

Одиннадцатиклассникам же наиболее важен результат их деятельности, они уже многое могут выполнять самостоятельно, поэтому им важен результат их деятельности.

Таблица 3. Показатели выборов профессии в процентном соотношении

Профессии
9 класс 11 класс
Экономист 46,6% Юрист 26,6%
Врач 13,3% Экономист 23,3%
Учитель 13,3% Врач 20%
Инженер 10% Учитель 10%
Не знаю 16,6% Инженер10%
  Воспитатель 6,6%
  Не знаю 3,3%

По результатам сочинения можно сказать, что ученики 11 класса более конкретно представляют себе будущую сферу деятельности. Они отсортировали и оценили различные виды деятельности с учетом своих интересов, установок, способностей, ценностей. Это свидетельствует о развитии у них профессионального самосознания.

По результатам исследования можно сделать выводы:

1. Главное психологическое приобретение в юношеском возрасте – это открытие своего внутреннего мира, возникающее в процессе социального взаимодействия. Как неизбежный всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время, подтвержденное внутренним изменениям и колебаниям психического приобретения.

2. Исследование самооценки показало высокий уровень ее развития у учеников 11 класса. Они высоко оценивают себя, более уверены в себе, в своих способностях, по сравнению с девятиклассниками.

3. У 11 класса более высокий уровень развития самоотношения, они относятся к себе, как целостной личности, отличной от других людей.

4. Главной социально-психологической установкой у одиннадцатиклассников является ориентация на результат, они уже многое могут выполнять самостоятельно. Девятиклассникам более всего ориентированы на процесс, так как им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволяют включиться в производственную деятельность в будущем.

5. Эмпатические способности в процессе обучения повышаются к третьему курсу. Развивается способность к сопереживанию, впечатлению, способность чувствовать состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира. Важнейшая роль отводится интуитивному каналу – прошлому опыту, хранящемуся в подсознании.

6. Все компоненты негативной коммуникативной установки у учеников 11 класса значительно ниже, по сравнению с 9 классом.

7. Одиннадцатиклассники конкретно представляют себе будущую сферу деятельности с учетом своих интересов, способностей, ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе.

В своем развитии личность способна самоопределятся по отношению к внешним условиям. Личность - субъект своей жизни, то есть источник и движущая сила жизненной динамики. Особенность развитой личности как субъекта жизни состоит в ее способности разрешать жизненные проблемы.

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших понятий. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

Актуальность данного исследования заключалась в попытке рассмотреть особенности формирования самосознания в подростковом возрасте, как важном периоде личностного самоопределения.

Экспериментальное изучение данной проблемы подтвердило наше предположение о том, что подростковый возраствлияет на становление самосознания личности подростков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кон, И.С. «Открытие «Я». М. 1978г. 254 с.

2. Рубинштейн, С.Л. «Основы общей психологии». М.: «Педагогика». 1989г. 287с.

3. Чеснокова, И.И. «Проблема самосознания в психологии». М.: Издательство «Наука». 1977г. 234с.

4. Столин, В.В. «Самосознание личности» М.: МГУ. 1983г.180с.

5. Божович, Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.1968г. 321с.

6. Ермолаева, М.В. «Психология развития». Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2000г. 186 с.

7. Кон, И.С. «Психология ранней юности» М.: «Просвещение». 1989г. 210 с

8. Фельдштейн, Д.М. «Психология взросления». М.: МПСИ «Флинта». 1999г. 203.с

9. Митина, Л.М. «Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//«Вопросы психологии». 1997. № 4. 28 – 38с.

10. Каган, М.С. «Особенности самосознания подростков» М. 1973г.154 с.

11. Гинзбург, М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» //»Вопросы психологии». 1994г. № 3. 43-52 с.

12. Слободчиков, В.И. «Психологические проблемы становления внутреннего мира человека» // «Вопросы психологии». 1989. № 6. 14-22 с.

13. Гуревич, К.М. «Индивидуально – психологические особенности школьников», М.:«Знание» 1989г. 324 с.

14. глава 1. теоретические подходы к изучению проблемы самосознания подростков - student2.ru Прихоэлан, А.М. «Развитие эмоциональной стороны самосознания//»Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту». М. 1987г.300 с.

15. Митина, Л.М. «Формирование профессионального самосознания учителя» // «Вопросы психологии». 1990. № 3. 58-64.с.

16. Прыгин, Г.С., Степанский В.М., Фарютин В.П. «Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников»// «Вопросы психологии». 1987г. № 4. 45 – 50 с.

17. Фонарев, А.Р. «Формы становления личности в процессе ее профессионализации»// «Вопросы психологии». 1997. № 2. 15 – 25 с.

18. Славина, Л.С. «Индивидуальный подход к подросткам».М.: «Просвещение» Л. 1983г.312 с.

19. Обухова, Л.Ф. «Возрастная психология».М.: «Просвещение». 1992г.

20. Чистякова, С.Н. «Профессиональная ориентация» М. 1983г.159 с.

21. Маркова, А.К. «Психология профессионала». М. 1996г. 304 с.

22. Петровского, А.В. Краткий психологический словарь / Под редакцией Петровского А.В. Ярошевского М.Г. М.: «Политиздат». 1985г.326 с.

23. Обносов, В.И. «Динамика профессиональных представлений учащихся» // «Вопросы психологии». 1986г. № 6. 28 – 32 с.

24. Пряжников, Н.С. «Психологический смысл труда» М.: Издательство НПО «МОДЭК». 1997г.332 с.

25. Кондаков, И.М. «Психология. Иллюстрированный словарь». М.: «Прайм – ЕВРОЗНАК». 2003. 512 с.

26. Кон, И.С. «В поисках себя: личность и ее самосознание» М.: «Политиздат». 1984г.321 с.

27. Климов, Е.А. «Путь в профессию». Л. 1974г.178 с.

28. Климов, Е.А. «Психология профессионала» М. 1984г.267 с.

29. Климов, Е.А. «Как выбрать профессию» М. 1984г.342 с.

 
  глава 1. теоретические подходы к изучению проблемы самосознания подростков - student2.ru

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе.

В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально - перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.

Самосознание – это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок[6].

А.Г.Спиркин дает следующее определение: «Самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

По мнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей [4].

Целью курсовой работы является: исследования является система отношений и эмоциональная сфера личности подростков.

Предметом выступает самоотношение личности и личностная тревожность подростков.

Исходя из цели, нами были сформулированы следующие задачи:

1. Произвести методический анализ литературы по данной теме.

2. Методологически обосновать изучение проблемы взаимосвязи самосознания и личностной тревожности у подростков.

3. Раскрыть содержание понятий самосознание и самоотношение личности как проблему психологии личности.

4. Провести и обработать методики для эмпирического исследования взаимосвязи личностной тревожности и особенностей самосознания личности подростка.

Исследование проводилось в период 2016-2017 учебного года на базе школы№ 10г. Жлобина, Гомельской области.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Наши рекомендации