Дидактические игры как средство умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство, значит, найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка.
Мы постигаем мир дошкольного детства, открываем его влияние на развитие ребенка, прежде всего, через детские игры. Игровая деятельность – естественный спутник жизни ребенка.
Дидактическая игра, являясь одним из видов игровой деятельности, позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Исследователи и педагоги, воспитавшие не одно поколение дошкольных работников, оставили нам в наследство добротные, не потерявшие своей актуальности материалы по дидактической игре.
Методологической основой изучения проблемы использования дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ является ряд значимых исследований в области психолого-педагогической науки. Главная направленность, которых разработка различных вопросов теории и практики использования дидактических игр в умственном воспитании и развитии дошкольников (В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А. Венгер, С.Л.Новоселовой); о месте их в педагогическом процессе (З.М.Богуславской, Д.В.Менджерицкой и др.); о систематизации знаний о природе, окружающих предметах и общественной жизни, влиянии на развитие сенсорных, умственных способностей детей (В.А.Дрязгуновой, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, Е.И.Тихеевой, Е.И.Удальцовой, А.П.Усовой).
Анализ литературы показал, что, несмотря на смену эпох, времен и людей, исследователи (А.К.Бондаренко, А.И.Сорокина, Е.И.Удальцова и др.) единодушно выделяют игру как главное содержание жизни ребенка дошкольного возраста, его основную деятельность, а дидактическим играм придают большое значение в развитии у детей умственной активности.
На современном этапе педагоги-практики широко используют дидактические игры в своей деятельности, поэтому в журналах “Дошкольное воспитание”, “Обруч”, “Игра и дети”, “Дошкольная педагогика” эта проблема также находит отражение. Следует отметить, что исследователи данной проблемы (З.М.Богуславская, О.Дыбина, Е.О.Смирнова, И.Сумина, Р.Шевцова и др.) обращаются к проблеме использования дидактических игр как средства умственного воспитания и развития детей.
Актуальность данной проблемы на современном этапе определила выбор темы дипломного исследования: “Дидактические игры как средство умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста”.
Объектом исследованияявляется умственное воспитание дошкольников.
Предмет исследования –возможность дидактической игры как средства умственного воспитания старших дошкольников.
Цель исследования –изучение форм организации и руководство дидактическими играми в старшей возрастной группе как средства умственного воспитания детей.
Гипотеза исследования: дидактическая игра будет выступать средством умственного воспитания в том случае, если:
- используется в процессе обучения и воспитания, как для создания новых знаний, так и их закрепления;
- ее содержание опирается на опыт ребенка и задает умственную задачу, повышающую умственную активность через практическую игровую направленность.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили выбор задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической методической литературы рассмотреть современные подходы к сущности, классификации и специфике использования дидактической игры как средства умственного воспитания дошкольников.
2. Изучить возможности дидактической игры как средства умственного воспитания старших дошкольников МДОУ №13 г. Апатиты.
3. Провести количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Разработать и провести формирующий эксперимент с целью более широкого применения дидактических игр в умственном воспитании старших дошкольников.
Исследование осуществлялось в два этапа:
I этап – теоретический, где на основе анализа психолого-педагогической методической литературы рассмотрим основные подходы классиков и современных педагогов к роли дидактических игр как средства умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
На данном этапе участвовали методы:
· анализа и синтеза;
· сходства и различия;
· логический метод.
II этап посвящен проведению констатирующего эксперимента, где предметно изучена роль дидактических игр как средства умственного воспитания детей старшей возрастной группы МДОУ №13 г. Апатиты.
На данном этапе проведен количественный и качественный анализ полученных данных, разработан и проведен формирующий эксперимент с целью более широкого применения дидактических игр в умственном воспитании старших дошкольников.
Это потребовало адекватных методов:
· беседа индивидуальная, развернутая;
· наблюдение непосредственное, узкоспециальное;
· изучение документации (план воспитательно-образовательной работы воспитателей группы).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что комплексно рассмотрены подходы к проблеме дидактических игр в умственном воспитании дошкольников. А также описана методика проведения дидактических игр в старшем дошкольном возрасте с целью умственного воспитания и развития детей.
Практическая значимость работы: разработанный формирующий эксперимент, включает систему дидактических игр, конспекты, которые могут быть использованы педагогами-практиками в работе со старшими дошкольниками с целью их умственного воспитания.
Апробация исследования:материалы дипломной работы были представлены на педагогическом совете в МДОУ №13 “Игра в жизни детей” в декабре 2005 года.
База исследования: МДОУ № 13 г. Апатиты.
В исследовании участвовало 12 детей старшей возрастной группы.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, 2 глав, 8 параграфов, заключения, списка литературы (53 источника) и приложения.
Во введении раскрывается актуальность проблемы изучения дидактической игры как средства умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Определены объект, предмет исследования, его гипотеза, цель, задачи. Представлены этапы работы.
В первой главепредставленытеоретические подходы к проблеме использования дидактических игр в умственном воспитании дошкольников, понятие, сущность и виды дидактических игр; специфика и структура дидактической игры как средства умственного воспитания дошкольников, а также показаны этапы, организация дидактических игр и позиция взрослого в процессе их проведения.
С развитием дидактики, дошкольной педагогики совершенствовались теория и практика использования дидактических игр в умственном воспитании и развитии дошкольников.
Анализ литературных источников показал, что в вопросах детской игры накоплен обширный исследовательский опыт. Разработкой различных вопросов теории и практики использования дидактических игр в умственном воспитании и развитии дошкольников занимались педагоги, психологи. Наиболее известны работы следующих авторов: В.Н.Аванесовой, З.М.Богуславской, А.К.Бондаренко, Л.А. Венгер, В.А.Дрязгуновой, Н.К.Крупской, Д.В.Менджерицкой, С.Л.Новоселовой, А.И.Сорокиной, Е.И. Тихеевой, Е.И.Удальцовой, А.П.Усовой и др.
Хочется отметить, что в психолого-педагогической науке существуют определенные подходы к пониманию сущности дидактической игры.
Такие авторы как З.М.Богуславская и Л.Клиндова, Е.В.Карпова, А.Н.Леонтьев, Е.И.Тихеева, Б.И.Хачапуридзе и К.Г.Мачабели рассматривали ее с различных позиций, но, несмотря на некоторые различия, все подходы объединяются общими моментами: дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей.
Дидактическая игра представляет собой совместную деятельность детей с взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.
Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от педагога, от того, как он сумеет подобрать эти игры, усложнить дидактическую задачу, правильно направить правила игры для достижения программных задач, т.е. от умелого руководства дидактической игрой. И именно от того, как умело воспитатель руководит игрой, зависит “заиграет” ребенок или нет.
Таким образом, мы рассмотрели дидактическую игру как универсальное средство умственного воспитания детей. Развивающий эффект дидактических игр, имеющих стабильную форму и структуру, определяется содержанием, характером дидактических материалов. Игровые действия и взаимодействия детей определяются правилами игры, а в единстве игровой и дидактической задач заключается сущность и своеобразие дидактической игры. Заданная структура дидактической игры позволяет насыщать ее новым содержанием, отражающим современную жизнь, создавать новые варианты игр.
Во второй главенами быларассмотрена методика проведения дидактических игр со старшими дошкольниками и описано экспериментальное изучение использования дидактических игр как средства умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; представлены данные количественного и качественного анализа результатов исследования, сделаны выводы.
За основу изучения были взяты данные “Программы воспитания и обучения в детском саду”/Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Это послужило основой для проведения констатирующего экспериментального исследования.
На данной стадии исследования были использованы следующие методы:
· изучение документации (план воспитательно-образовательной работы педагогов старшей группы детского сада),
· беседа с воспитателем индивидуальная,
· наблюдение непосредственное, узкоспециальное за проведением дидактических игр.
Эксперимент осуществлялся в ряде этапов:
I этап - анализ планирования дидактических игр в старшей группе детского сада, беседа с воспитателем;
II этап - наблюдение за ходом дидактических игр, которые проводились с целью упражнения, систематизации и закрепления знаний детей.
I этап исследования включал изучение документации, т.е. плана воспитательно-образовательной работы воспитателей старшей группы МДОУ №13. Цель этапа – проанализировать использование дидактических игр как средства умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, анализ плана показал, что в течение месяца педагогами планируется от 16 до 18 дидактических игр, как новых, так и хорошо знакомых детям. При планировании дидактических игр педагоги пользуются различными сборниками. Проведя беседу, хочется отметить, что педагог правильно понимает всю важность игры, отводит ей большое место в жизни детей, учитывая их индивидуальные особенности при организации игры.
II этап исследования – это наблюдения за ходом дидактических игр, которые проводились с целью упражнения, систематизации и закрепления знаний детей в области ознакомления с окружающим, труда взрослых, формирования элементарных математических представлений, сформулированных в “Программе воспитания и обучения в детском саду”/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
На этапе констатирующего эксперимента выяснили, что некоторые дети имеют слабое представление о людях разных профессий; не умеют классифицировать предметы по заданному общему слову (мебель, цветы, обувь, одежда, фрукты, овощи, деревья, ягоды, грибы, насекомые, игрушки, птицы), а у 50% детей недостаточно сформированы навыки счета. Для решения этих задач был разработан формирующий эксперимент, который предполагал осуществление отбора и анализа занятий, игр для совместной деятельности с детьми.
Проанализировав планирование дидактических игр в старшей возрастной группе детского сада; проведя беседу с воспитателем и наблюдение за проведением разного вида дидактических игр мы приступили к формирующей стадии эксперимента.
На формирующей стадии эксперимента был отобран и проведен ряд последовательных, логично выстроенных мероприятий (дидактические игры, занятия, работа с родителями), направленных на усиление знаний детей старшей возрастной группы в области ознакомления с окружающим, труда взрослых, формирования элементарных математических представлений.
Первый этап формирующего эксперимента был направлен на развитие умения сравнивать и обобщать, закрепления у старших дошкольников знаний о классификации предметов.
Второй этап – расширить и закрепить представления детей о профессиях людей.
Далее была проведена целенаправленная работа по формированию навыков счета у детей.
Таким образом, комплексно проведенная работа на этапе формирования и преобразования обусловила необходимость проведения контрольного эксперимента.
На стадии контрольного эксперимента участвовали те же методы, что и на констатирующей стадии эксперимента с целью определения эффективности мероприятий, использованных на формирующей стадии эксперимента.
Результаты контрольного эксперимента служат основанием сделать вывод, что организация и проведение дидактических игр с учетом предложенного содержания формирующего эксперимента способствовало повышению у детей умственной активности; интереса к этим играм, кроме того, мотивировало детей к самостоятельному использованию дидактических игр разного вида в свободной от занятий деятельности.
Следовательно, можно сделать вывод об эффективности предлагаемого комплекса мероприятий по систематизации знаний в области ознакомления с окружающим, труда взрослых, формирования элементарных математических представлений и возможности его рекомендации к применению в воспитательной практике дошкольных учреждений.
В заключении, обобщая полученные данные, мы сделали вывод по нашей дипломной работе. Результаты нашего исследования подтверждают необходимость систематического проведения в детских садах дидактических игр с целью умственного воспитания дошкольников, а осуществлять их должны методически грамотные и творческие педагоги.
Целью настоящей дипломной работы являлось изучение форм организации и руководства дидактическими играми в старшей возрастной группе как средства умственного воспитания детей. Данная цель была достигнута посредством решения поставленных задач, что позволило подтвердить выдвинутую рабочую гипотезу исследования: дидактическая игра будет выступать средством умственного воспитания в том случае, если:
- используется в процессе обучения и воспитания, как для создания новых знаний, так и их закрепления;
- ее содержание опирается на опыт ребенка и задает умственную задачу, повышающую умственную активность через практическую игровую направленность.
Таким образом, в настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как наиболее доступного для детей вида деятельности. Можно предположить или утверждать, что теория и практика использования дидактических игр будут и далее совершенствоваться, будут появляться новые приемы и методы руководства дидактической игрой, позволяющие добиться более значительного прогресса в умственном развитии детей.
ГЛАВА II. Актуальные вопросы психологии