Анализ данных повторного исследования.
Повторное обследование этих же детей через год проводилось с целью проследить динамику развития мыслительной операции классификации, а также выяснить, в каком отношении находятся стадии классификации с этапами формирования действий. Условия проведения эксперимента были аналогичны предыдущему. В ходе исследования были получены следующие результаты.
Дети 4-5 лет.
Данные исследования говорят о том, что дети в этом возрасте значительно быстрее и легче классифицируют картинки, чем малыши. Это объясняется тем, что в 4-5 лет начинается развитие наглядно-образного мышления. В младшем дошкольном возрасте дети были недостаточно знакомы с родовыми понятиями (обобщающими словами) и не умели ими пользоваться. Об этом говорит и тот факт, что в 3-4 года по обобщающему слову было классифицировано лишь 12% от общего количества картинок, а 25% материала вообще не могли отнести ни к одной группе. На вопрос экспериментатора они отвечали отказом: “Не знаю”, молчанием, повторением за экспериментатором названного родового понятия или относили его к несоответствующей группе.
Как показали анализ и сравнение результатов, в возрасте 4-5 лет уровень правильной классификации значительно увеличился. Так, по обобщающему слову с указанием существенного признака он составил 20%, по обобщающему слову вырос до 21%, по существенному признаку - с 19,5% до 25%, и ни одна из картинок не вызвала затруднений при классификации. Достигнув среднего дошкольного возраста, дети успешнее преодолевают возникшие перед ними трудности, связанные с самостоятельным нахождением общих признаков в изображенных на картинках предметах, меньше допускают ошибок, раскладывая картинки по группам. Овладение детьми среднего дошкольного возраста классификации сопровождалось значительным ростом самостоятельности в осуществлении действий.
В 3-4 года дети осуществляли классификацию как практическое действие, включающее в себя первые три стадии классификации. Их можно объединить под названием констатирующее обобщение. Достигнув среднего дошкольного возраста, дети осуществляли классификацию в форме внешней речи. На этом этапе классификация также включала первые три стадии, так как по своей структуре речевая классификация еще тождественна практическому действию, т. е. и на этом уровне имеет место постепенное, поэлементное создание группы.
Дети 5-6 лет.
Достигнув старшего дошкольного возраста, дети самостоятельно умели намечать классификационные группы, мысленно распределять по ним картинки, т.е. осуществлять классификацию с опережающим словесным обобщением. Дети называли группы картинок после вопросов экспериментатора, иногда объединяли картинки в группы по каким-либо внешним признакам, на основе различных практических или игровых ситуаций. Однако эти ошибки вызывались не столько тем, что детям трудно выделить существенные общие признаки в предметах, сколько большей легкостью ситуативных обобщений. Чаще всего такого рода ошибки возникали в результате “поспешных” обобщений, когда ребенок еще недостаточно ознакомился со всеми предъявленными ему картинками. Недостаточным анализом всего материала объяснялась и другая ошибка – нарушение порядка классификации. Такое поведение детей может не казаться ошибочным, учитывая, что в дальнейшем они правильно разложили оставшиеся картинки по уже созданным группам. Однако нарушение порядка классификации затрудняло процесс называния, обозначения группы как целого.
Не случайно, что нарушение порядка классификации наблюдалось чаще у старших дошкольников, так как это явление есть своеобразный, хотя и вовсе необязательный признак роста: у большинства младших детей классификация с самого начала осуществлялась как медленное развернутое действие, требующее ориентировки к каждой картинке по очереди. У старших дошкольников ориентировка происходила иногда по отношению к двум или нескольким картинкам одновременно. В этом возрасте дети были в состоянии обозначить группу до того, как они осуществили группировку. Это объясняется развитием в этом возрасте понятийного или логического мышления.
Ни одна из классификационных групп предметов не вызвала у детей сложностей. При объединении картинок дети опирались на существенный признак, объясняя обобщающее слово. Процент классификации по обобщающему слову с указанием существенного признака вырос с 15% до 30,5%, по обобщающему слову он составил 43,5%, по существенному признаку – 27%, в то время как в средней группе он не превышал соответственно 12,5% и 16,5%.
Дети 6-7 лет осуществляли классификацию по всем группам по обобщающему слову с указанием существенного признака, т.е. давая словесное определение названию группы. Дети до осуществления развёрнутой классификации на основании быстрой ориентировки создавали целостный образ группы, для обозначения которого употребляли родовое название. Дети рассуждали словесно, не опираясь при рассуждении на действия с картинками, группировали картинки в уме.
Повторное исследование детей также показало, что развитие мыслительных операций классификации имеет ряд особенностей.
18. С возрастом и общим умственным развитием возрастает и уровень правильной классификации.
19. Чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает.
20. Для детей 3-4 лет характерна классификация в форме практического действия, для детей 4-5 лет – преимущественно в форме речевого действия, для детей 5-7 лет – преимущественно в форме умственного действия.
Таким образом, мыслительная операция классификации является продуктом достаточно сложного пути развития – от простого синтеза элементов к констатирующему словесному обобщению и на этой основе – к классификации с опережающим словесным обобщением, что означает переход от практического и речевого действия к классификации в умственной форме. Высокая степень овладения классификацией в этой форме обеспечивает ребенку возможность самостоятельно выделить основания классификации и осуществить группировку материала в уме.
Шоломицкая Н.Д.,
Борисова Н.В.