Исследование психологической готовности детей 6 лет
К обучению в школе
Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике. В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась ее структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Новая ситуация школьного обучения в стране потребовала от ученых глубокого изучения разных аспектов формирования подготовленности детей к школе в системе педагогического процесса детского сада через совершенствование содержания, форм, методов воспитательно-образовательной работы, поиск новых форм организации детей, развития их творчества, самостоятельности. Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности.
Целью исследования является выявление уровней психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Объектом исследования является психологическая готовность детей 6 лет к обучению в школе.
Предметом исследования выступают процесс формирования психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
В эксперименте участвовали 15 воспитанников подготовительной группы ДОУ № 102 города Мурманска, из них 9 мальчиков и 7 девочек.
Гипотеза исследования: процесс подготовки к школьному обучению будет более эффективным, если: определены критерии и уровни готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе; разработана методика и программа развивающих игра, направленных на эффективность процесса подготовки к школе детей 6 лет;
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили выбор задач:
1) изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме, теоретические подходы разных авторов, отобрать актуальный материал для настоящего исследования;
2) на основе изученного материала выбрать наиболее эффективные способы диагностики готовности детей к обучению в школе;
3) определить уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;
4) разработать методику и программу развивающих игр, направленных на эффективность процесса подготовки к школе детей 6 лет;
5) провести качественный и количественный анализ полученных результатов, подтвердить или опровергнуть рабочую гипотезу исследования, подвести итоги исследования.
Методологическую основу исследования составляют следующие научные принципы: единства сознания и деятельности; индивидуального личностного подхода (С.Л.Рубинштейн).
В ходе работы использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение материалов литературных источников по теме; эмпирические методы (беседа, наблюдение, тесты, анкетирование); методы количественного и качественного анализа данных; методы обработки и обобщения результатов исследования.
Исследование осуществлялось в три этапа: 1 этап – поисково-теоретический (анализ литературы, изучение проблемы); 2 этап – экспериментальный: проведение психолого-педагогического эксперимента, разработка и апробация комплекса мер по совершенствованию процесса подготовки к школе в детском саду; 3 этап – заключительно-обобщающий: систематизация материала исследования, обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций прикладного характера.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании психолого-педагогической подготовки детей седьмого года жизни к обучению в школе. Практическая значимость – в направленности исследования на совершенствование процесса подготовки к школьному обучению в условиях детского сада: подобраны методы и формы работы, оптимальные для решения поставленных задач в соответствии с выявленными недочетами, сформулированы психолого-педагогические рекомендации.
В первой главе представлен анализ литературных источников, освещающих особенности развития детей шести лет, сущность психологической готовности к школьному обучению. Анализ научной литературы показал, что в вопросах подготовки детей к школьному обучению накоплен обширный исследовательский опыт. В отечественной педагогике и психологии проблему готовности изучали в различных аспектах. Так, в Институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук ученые (Л.А.Венгер, Л.Е.Журова, Ф.А.Сохин, Т.В.Тарунтаева и др.) выделяли два больших блока: общий и специальный. К общему блоку авторы относили готовность физическую и психологическую (личностную, интеллектуальную), а к специальному – подготовку к усвоению предметов курса начальной школы (грамоты, математики).
Под физической готовностью понимается состояние здоровья, развитие двигательных навыков и качеств, особенности тонких моторных координаций, физическую и умственную работоспособность (А.В.Запорожец, М.Ю.Кистяковская, Н.Т.Терехова и др.).
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности
Личностную готовность ребенка к школе исследовали Р.С.Буре, Е.Е.Кравцова, М.И.Лисина, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин. Авторы исследовали произвольность поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми, формирование “внутренней позиции школьника”, самооценки и мотивации учения и др.
Интеллектуальную готовность - сформированность образного мышления, воображения, творчества, основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности, развитие речи - изучали Н.Н.Поддьяков, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, Л.А.Венгер и др.
Общая и специальная готовность к школе тесно связаны между собой. Обучение грамоте в детском саду исследовали в своих работах Л.Е.Журова, Л.Н.Невская, Н.В.Дурова; обучение началам математики – Т.В.Тарунтаева, А.Н.Давидчук, Е.Е.Шулешко и др.
Реальная многофакторная обусловленность процесса формирования готовности ребенка к школьному обучению создает известные трудности в его изучении. Исследования современных ученых (Гуткина Н.И., Семаго Н.Я., Дубровина И.В. и др.) посвящены дальнейшему всестороннему изучению самого феномена полноценной готовности ребенка к школе, проблемам диагностики детей 6-7-летнего возраста. Психолого-педагогические исследования и практика показывают, что основное значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа детского сада, направленная на всестороннее развитие ребенка.
Во второй главе описано экспериментальное исследование по выявлению готовности к школьному обучению детей подготовительной группы, обобщены результаты исследования, сделаны выводы и даны соответствующие рекомендации.
На констатирующей стадии эксперимента исследование проводилось в два этапа:
Первый этап - по методике Н.Я. и М.М.Семаго “Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения”. Предъявляемые детям задания позволили определить готовность к учебной деятельности:
· умение анализировать предлагаемый образец;
· возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией,
· умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль;
· обладание определенным уровнем работоспособности
· умение вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
Вышеуказанная методика проводилась с целью определения исходного уровня готовности детей к обучению в школе. Для чего нами были выделены критерии исследуемой готовности:
· определенный уровень произвольности действий;
· умение действовать в соответствии с указаниями взрослого;
· анализировать предлагаемый образец;
· определенный уровень развития мышления и речи;
· наличие желания идти в школу, доминирующие мотивы учения.
Уровни готовности к школьному обучению рассчитывались по балльной системе и условно были названы:
1-й уровень (Г) – готовность к началу регулярного обучения в школе (17-25 баллов)
2-й уровень (УГ) – условная готовность к началу обучения (14-17 баллов).
3-й уровень (УНГ) – условная неготовность к началу регулярного обучения (11-14 баллов).
4-й уровень (НГ) – неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения (ниже 10 баллов).
Был произведен анализ полученных результатов, определены методы и формы коррекционной работы, способствующие формированию психологической готовности к школе. Анализ результатов показал, что существуют резкие различия в уровне готовности детей к началу регулярного обучения.
Второй этап - по методике, разработанная М.Р.Гинзбургом “Изучение мотивов учения”, т.к. по утверждению Л.И.Божович, мотивационная готовность является фундаментом формирования психологической готовности к школе. Беседа по методике М.Р.Гинзбурга выявляет наличие желания идти в школу. Каждый вопрос имеет четкую цель и точную формулировку:
1 – выявляет осознаваемые мотивы учения в школе;
2 – мотив выбора партнера для общения вне учебной деятельности;
3 – выявляет мотив общения в учебной деятельности.
Эта методика позволяет сделать выводы о том, какие мотивы наиболее популярны в начале и конце учебного года: учебный, социальный, отметка, игровой, позиционный, внешний. Вышеуказанные методики проводились с целью определения исходного уровня сформированности готовности детей к обучению в школе.
В ходе эксперимента использовались следующие исследовательские методы: метод тестовых заданий, наблюдение за выполнением заданий, в ходе которого фиксировались поведенческие особенности детей, анализ продуктов деятельности, индивидуальная беседа с испытуемыми по предложенному рассказу, ведение протоколов высказываний детей, анкетирование воспитателей.
Выделив критерии сформированности психологической готовности к обучению, мы смогли более детально проанализировать процесс подготовки к школе в детском саду, выяснить характер наиболее типичных затруднений у испытуемых, а также определить уровень сформированности исследуемой готовности у каждого испытуемого.
Был произведен анализ полученных результатов, определены методы и формы коррекционной работы, способствующие формированию психологической готовности к школе. Анализ результатов показал, что существуют резкие различия в уровне готовности детей к началу регулярного обучения.
Анкетирование воспитателей на стадии формирующего эксперимента показало, что дети первой группы (показавшие высокий уровень готовности), на занятиях, как правило, активны, успевают выполнять задания в темпе, предлагаемом воспитателем, могут работать в еще более быстром темпе (остается ничем не заполненное время).
Дети второй группы хотя и справляются с работой, но проявляют меньше активности, самостоятельности, допускают ошибки.
Детей с низким уровнем характеризует низкая активность. Для них непосилен темп, предлагаемый воспитателем, они не стремятся отвечать на занятиях, качественно выполнить работу в тетрадях.
Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень подтвердили дети, которые показывали хорошие данные на повседневных занятиях в детском саду.
Анализ данных второго этапа исследования показал, что в начале года большое значение имеют мотивы учения, лежащие вне самой учебной деятельности. Детей привлекает возможность реализовать в школе потребность в признании, в общении, в самоутверждении. У всех обследованных детей ярко выражено положительное отношение к школе, что является основой для формирования социально-психологической готовности к школьному обучению (таблица 2).
На формирующей стадии эксперимента была разработана и апробирована методика, на основе методики Т.И.Бабаевой, включающая беседы о школе, коррекционные упражнения для помощи детям, неготовым к школьному обучению; были подготовлены консультации для родителей, доклад для родительского собрания на тему “Скоро в школу”; проведено анкетирование воспитателей с целью отметить поведенческие особенности детей на занятиях и их влияние на качество усвоения знаний.
Нами быласоставлена система развивающих игр, направленных на коррекцию выявленных недостатков в подготовке к школе у тех детей, которые показали низкий уровень готовности. В процессе проведения этих игр дети упражнялись в умении логически мыслить, анализировать предложенные условия, делать выводы, развивали свое воображение, внимание, моторику руки, воспитывали личностные качества.
Задачи методики:
· ознакомление детей со школой, воспитание интереса к ней, стремления стать учениками, т.е. создание положительной психологической установки на новый этап жизни;
· формирование предпосылок учебной деятельности при помощи дидактических игр;
· развитие произвольного внимания, памяти, организованности и целенаправленности действий;
· формирование простейших графических умений и навыков.
Нами быласоставлена система развивающих игр, направленных на коррекцию выявленных недостатков в подготовке к школе у тех детей, которые показали низкий уровень готовности. Игры объединили в группы:
1. Развитие произвольного внимания и памяти.
2. Развитие контрольно-проверочных умений.
3. Развитие умения вслушиваться в речь взрослого, выполнять инструкцию.
4. Развитие мышления.
5. Развитие моторики и координации движений.
6. Развитие графических умений.
В процессе проведения этих игр дети упражнялись в умении логически мыслить, анализировать предложенные условия, делать выводы, развивали свое воображение, внимание, моторику руки, воспитывали личностные качества.
На стадии контрольного эксперимента испытуемым предлагалась методика Н.Я. и М.М. Семаго “Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения” и методика М.Р.Гинзбурга “Изучение мотивов учения” с целью определения эффективности игр и упражнений, использованных на формирующей стадии эксперимента. Далее на основании сравнительного анализа детских работ, протокольных записей были составлены таблицы и графическое представление данных. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемой методики.
В целом исследование показало, что у большинства испытуемых к концу учебного года сформирована психологическая готовность к школьному обучению. Однако уровень готовности у некоторых детей недостаточен, что проявилось в неумении самостоятельно работать в соответствии с инструкцией взрослого, анализировать образец, недостаточной регуляции произвольной деятельности. Прослеживается явная зависимость сформированности школьной готовности от возраста детей, что подтверждает выводы ученых о том, что психологическая готовность к школе появляется как новообразование дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.
На основании сравнительного анализа детских работ, протокольных записей были составлены таблицы и графическое представление данных.
По результатам контрольного эксперимента в исследуемой группе из 15 детей можно сказать, что 12 детей можно отнести к первому уровню готовности; 2 детей - ко второму уровню; детей с “условной неготовностью к школе” не оказалось, и один мальчик остался на четвертом уровне.
Сопоставив данные первой и второй серии эксперимента, мы видим, что в результате проведенной работы, все дети улучшили свои показатели по сравнению с началом года. Следует отметить, что после проведения развивающих игр наметилась тенденция сокращения числа неуспевающих детей, т.е. дети стали допускать значительно меньше ошибок при выполнении тестовых игр и упражнений, у детей развивается и совершенствуется графическая деятельность, социальная и познавательная сфера (таблица 1).
Таблица 1