Преемственность лексической работы в старшей группе

Детского сада и в 1 классе

(на примере природоведческого словаря)

Модернизация системы образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.

Частно методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в исследованиях, посвященных обучению математике (Р.А. Должикова, Е.А. Конобеева, Е.Э. Кочурова, И.А. Попова), природоведению и ознакомлению с окружающим миром (Н.Ф. Виноградова, И.В.Потапов, В.Д. Лысенко), нравственному (О.С. Богданова, Л.П. Дашковская, Л.И. Катаева, З.Б. Лопснова, Н.И. Мушенок) и эстетическому воспитанию (Р.Абдукадиров, А.И.Аронина, Р.И. Афанасьева, Т.В. Дябло, О.Р. Лагутина, В.М. Старостина) и др.

Большинство этих исследований выполнено во второй половине ХХ века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования.

Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в школе (Г.Н.Исаенко, А.Б. Ладыгина, М.К. Шорников, Е.А. Голант и др.).

Обучение в школе, начиная с 6 лет, еще более актуализирует проблему преемственности.

Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи (О.С.Ушакова, Н.С. Старжинская, Н.В.Гавриш и др.). Известно, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника и младшего школьника.

Педагоги недооценивают сенсорную основу формирования словаря, что влечет за собой поверхностное усвоение слов. Такая тенденция прослеживается в некоторых программах детских садов, начальных классов. Изучение практики словарной работы в ДОУ показывает, что она ограничивается упражнениями преимущественно над одной из сторон развития словаря.

Исследования последних лет показали, что речевая работа должна организоваться на более высоком уровне, чем это было раньше, с учетом возрастных, потенциальных, интеллектуальных и речевых возможностей детей (Ушакова О.С., Струнина Е.М., Яшина В.И., Лаврентьева А.И.).

Таким образом, наблюдается противоречие между доказанной наукой необходимостью и возможностью преемственности в формировании словаря между дошкольным образовательным учреждением и школьной, с одной стороны, и не разработанностью методического аспекта данной проблемы с другой.

Цель исследования: выявить уровень сформированности природоведческого словаря детей старшей группы и 1 класса.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретический аспект преемственности в формировании словаря у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.

2. Уточнить имеющейся природоведческий словарь детей старшей группы и 1 класса.

3. Провести работу по обогащению природоведческого словаря детей.

4. Разработать программу, подобрать речевой материал по обогащению и активизации природоведческого словаря детей старшей группы и 1 класса.

Гипотеза исследования: реализация принципа преемственности между ДОУ и начальной школой в процессе формирования словаря будет достигнута, если построение обучения будет проходить с учетом динамики речевого развития детей 6-7 лет; содержание работы в ДОУ и в первом классе школы с учетом перспективности и поступательности развития ребенка, формирование лексических значений слова с учетом особенностей его освоения в онтогенезе; активизации словаря в связной речи.

Объект исследования: словарь детей старшего дошкольного возраста и учащихся первого класса.

Предмет исследования:преемственность в работе по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.

Теоретическая значимость заключается в изучении особенностей развития лексического запаса старших дошкольников и младших школьников. В подтверждение идет ведущих психологов, педагогов по вопросу развития лексического запаса, о методах, приемах и путях развития словарного запаса детей (Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков).

Практическая значимость заключается в том, что нами разработана программа по формированию лексического запаса, подобран речевой материал и художественное слово, направленные на расширение природоведческого словаря старших дошкольников и младших школьников.

Апробацияполученных данных была осуществлена в ходе выступления с сообщением по этой теме на педагогическом совете в ДОУ № 63, проводимом совместно с учителями начальных классов средней школы № 19 г. Кандалакши.

Экспериментальное исследование проводилось в естественных условиях.

Базой исследования явилось МДОУ № 63 “Звездочка” г.Кандалакши.

Диагностическим исследованием было охвачено 15 детей старшей группы 8 девочек 7 мальчиков и 15 детей 1 класса 9 мальчиков 6 девочек на базе МДОУ д/с № 63.

Исследование включало в себя следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, констатирующий и формирующий эксперименты, количественную и качественную обработку данных.

Детям было предложено 9 заданий. За основу взята “Методика выявления уровня речевого развития детей (ассоциативный метод)” О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Соня Р., Дима У., Максим К., Света О., Юра С., Сережа К., Даша Г., - назвали почти всех животных и их детенышей; не назвали только детенышей лося, ежа, лошади. Остальные дети испытывали затруднения в назывании животных и их детенышей: Антон Т. назвал детеныша зайца- зайчишка, свиньи- свиненок, лошади- лошаденок, коровы – коровенок. Рита Ф., Лена К., Данил Т. – назвали только детенышей кошки, собаки и медведя.

У всех детей вызвало затруднение названия места обитания домашних животных; дети отвечали: дома, в сарае, в деревне, с человеком. Остальные дети называли только лес и дом.

Соня Р., Дима У., Максим К., Даша Г., Света О., Юра С. Правильно назвали места обитания диких животных, остальные дети говорили: в лесу. Называя части тела животного, дети отвечали: голова, туловище, лапы, хвост, не используя такие слова как клыки, морда, грива.

В речи детей очень мало наречий. Только Соня Р. назвала больше 3-х слов. Катя Ш., Рита Ф., Лена К., Данил Т. не назвали ни одного наречия, стараясь показать действие руками.

Беден словарь детей прилагательными, синонимами, антонимами. Дети не могут назвать четко части тела животных, заменяя их частями тела человека (зубы, ноги, руки, лицо).

Таким образом, необходимо проведение специальной работы по обогащению, уточнению и активизации природоведческого словаря детей как старшей группы так и 1 класса.

Нами была разработана программа обогащения природоведческого словаря детей в старшей группе и в 1 классе.

Словарная работа неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников и младших школьников и происходит в разных видах деятельности по ознакомлению с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой.

Цель программы: расширить, обогатить и активизировать природоведческий словарь детей.

Содержание программы:

I. Занятия, уроки, дидактические, словесные игры, физминутки, экскурсии, изготовление поделок.

II. Пальчиковая гимнастика.

III. Стихи, загадки, рассказы детей.

IV. Методические рекомендации педагогам и родителям по организации различных форм работы с детьми.

V. Словарики: существительных, глаголов, прилагательных, наречий, антонимов, синонимов.

Проведенная нами работа подтвердила данные, полученные О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, о том, что целенаправленная работа развивает активный словарь детей, способствует формированию монологической речи.

Гипотеза исследования, выдвинутая нами полностью подтвердилась: активизация и обогащение природоведческого словаря были достигнуты в результате обучения с учетом динамики речевого развития детей 6-7 лет;

Содержание работы в ДОУ и 1 классе было подобрано с учетом перспективности развития ребенка, формирование лексических значений слова с учетом особенностей его освоения в онтогенезе; активизации словаря в связной речи.

В результате проделанной работы нами были сделан вывод, что словарная работа была и остается одной из важных задач, которая решается как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Синкевич И.А.,

Королева Л.Е.

Наши рекомендации