Освоение позиции субъекта в детской трудовой деятельности.

Низкий. У ребёнка снижен интерес к самообслуживанию, он самостоятельно не следит за внешним видом, не видит необходимости повседневного труда. Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

Средний. Ребёнок самостоятелен в самообслуживании; охотно участвует в разных видах повседневного труда. Труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых или сверстников. Сформированы основы культуры труда. Ярко выражено стремление к самостоятельности, оказанию помощи старшим и малышам.

Высокий. Ребёнок полностью самостоятелен в самообслуживании; инициативен, хороший организатор повседневной трудовой деятельности. Труд результативен. Ребёнок способен использовать имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов. Хорошо развиты комбинаторные умения, обеспечивающие проявление творчества и индивидуальности. Посильный повседневный труд стал для ребёнка потребностью.

Первый этап исследования был посвящён уточнению данных о знании предметного мира. Исследование проводилось в форме индивидуальной беседы – каждому ребёнку были предложены 10 карточек с изображением различных предметов, участвующих в труде людей.

В процессе работы необходимо было выяснить знания детей:

§ о назначении предметов;

§ о строении предметов;

§ о материале, из которого изготовлен предмет;

§ о форме, цвете, величине предметов.

Проверка знаний о предметном мире показала следующие результаты:

§ 77% - высокий уровень, т.е. 9 детей;

§ 23% - средний уровень, т.е. 3 ребёнка.

Девять детей показали высокий уровень знаний о предметах, это Андрей К., Андрей Л., Никита Л., Катя П., Поля С., Виталик Б., Егор В.,

Лера Г., Валя И. В частности Никита Л., Катя П., Валя И. назвали 8 предметов, при этом, последовательно называя материал, из которого они сделаны, их форму, цвет, величину.

Троих детей, это Данил Б., Яна С., Яна Е. можно отнести к среднему уровню знаний о предметах. Они назвали 5 предметов и затруднялись в их описании.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основном у всех детей сформированы устойчивые знания о предметах, но необходимо пополнить знания о назначении и строении предметов.

Второй этап посвящён изучению знаний детей старшей возрастной группы о труде взрослых. С этой целью были проведены дидактические игры “Отгадай профессию”, “Что общего?”, “Что делать?”.

Основная задача этих игр определить знания детей:

§ о разнообразных профессиях;

§ о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве;

§ о структуре трудовых процессов;

§ о роли современной техники;

§ об отношении к труду взрослых.

Высокий уровень знаний показали 6 детей, что составляет 51% от общего числа. В процессе игр дети показали твёрдые знания о таких профессиях как врач, строитель, милиционер, пожарный, почтальон, продавец, художник, учитель, водитель, повар.

Четверо детей, что составляет 41%, можно условно отнести к среднему уровню. Это характеризуется тем, что дети, называя профессии, выражая положительное отношение к труду взрослых, затрудняются о структуре трудовых процессов и роли современной техники.

Однако двоих детей, это 8%, мы отнесли к низкому уровню, т.к. на протяжении всего исследования они испытывали затруднения, рассказывая о структуре трудовых процессов и при определении связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве.

Это связано с тем, что одни дети часто болеют и пропускают занятия, а у некоторых детей имеются зрительные нарушения, мешающие усвоению знаний.

Анализ результатов позволил сделать вывод: большинство детей имеют представления о значимости разных профессий, устанавливают связи

между разными видами труда, понимают значение использования техники, современных машин и механизмов в труде. Стремятся аргументировать

свои суждения, но не все могут объяснить, чем заняты родители, в чём ценность их труда. Познавательное отношение к труду устойчивое.

Данные, полученные на первых двух этапах, позволили разработать и провести третий этап по изучению сформированности трудовых навыков.

С этой целью рассматривали следующие виды труда:

§ самообслуживание;

§ дежурства (по столовой, по занятиям, в уголке природы);

§ ручной труд;

§ труд в уголке природы;

§ хозяйственно-бытовой труд (общий, совместный).

Результаты наблюдений показывают, что к высокому уровню можно отнести шесть детей (57%), т.к. эти дети отвечают характеристикам, предложенным авторами программы “Детство”, т.е. они полностью самостоятельны в самообслуживании; инициативны, могут самостоятельно организовать повседневную трудовую деятельность. Труд результативен. Дети также способны использовать имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов.

Четырёх детей (47%) мы отнесли к среднему уровню. Дети самостоятельны в самообслуживании, охотно участвует в разных видах повседневного труда, но результата добиваются с помощью взрослых или сверстников, участвуя в общем и совместном труде, не всегда выполняют точно и до конца свои поручения.

Два ребёнок (6%) показали низкий уровень. Дети испытывают затруднения при выполнении трудовых действий. Это связано с тем, что дети имею зрительные нарушения, поэтому знания они получают в щадящем варианте.

Анализ результатов показывает, что в основном у детей сформированы трудовые навыки. Это подтверждается тем, что в результате беседы, игр, наблюдений дети показали в основном хорошие знания, умения и навыки. Это можно проследить по сводной диаграмме.

Однако некоторые дети показали средний уровень знаний, умений, навыков, что говорит о необходимости разработки формирующего эксперимента, который включает ряд последовательных, логично-выстроенных мероприятий.

Первый этап формирующей работы был направлен на расширение знаний, закрепление умений и навыков детей старшего возраста в области трудового воспитания. Были проведены следующие мероприятия:

§ Занятия по ознакомлению детей со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны предметы рукотворного мира (О.Дыбина “Из чего сделаны предметы”).

§ Игры-путешествия в прошлое предметов окружающего мира (О.Дыбина “Что было до…”).

§ Дидактические игры, расширяющие знания детей об окружающем мире предметов (О.Дыбина “Рукотворный мир”).

§ Настольно-печатная игра-лото “Двойняшки”, “Вот какие мы – сравни” - использование модели-схемы.

§ Изготовление поделок с использованием различного материала и оборудования.

Второй этап – закрепление знаний о профессиях. С этой целью были спланированы и осуществлены следующие мероприятия:

§ Знакомство с трудом работников детского сада.

§ Экскурсии на работу к родителям.

§ Разучивание пословиц, поговорок о труде.

§ Чтение сказок о трудолюбивых и ленивых героях (“Морозко”, “Хаврошечка”, “По щучьему веленью”, “Госпожа Метелица”).

§ Чтение книг о мастерстве и профессиях (“Кем быть” В.Маяковский, “Чем пахнут ремёсла” Д.Родари”).

§ Дидактические игры “Мастера и мастерицы”, “Кто такой?”. Игра-пантомима “Узнай, кто я по профессии”.

Далее была проведена целенаправленная работа по формированию трудовых навыков у детей старшего возраста, это:

§ Экскурсия в младшую группу – цель – оказание помощи малышам во время одевания на прогулку.

§ Занятие “Мы – дежурные” - продолжать формировать у детей представления об обязанностях дежурные.

§ Наблюдение за работой взрослых – дорожно-строительные работы.

§ Чтение басни И.Крылова “Лебедь, рак и щука”.

§ Изготовление панно “Мы трудимся” – коллективная работа.

§ Труд в уголке природы – мытьё поддонов – общий труд.

§ Хозяйственно-бытовой труд – мытьё игрушек – совместный труд.

Комплексно проведённая работа на этапе преобразования и формирования знаний, умений и навыков у детей старшей возрастной группы по трудовому воспитанию обусловила необходимость проведения контрольного эксперимента, в котором участвовали те же методы, что и на констатирующей стадии эксперимент.

Индивидуальная беседа по картинкам:

§ 10% - средний уровень, т.е. 1 ребёнок;

§ 90% - высокий уровень, т.е. 11 детей.

Дидактические игры, проводимые с целью изучение знаний детей о труде взрослых: “Отгадай профессию”, “Что общего?”, “Что делать?”:

§ 6% - низкий уровень, т.е. 1 ребёнок;

§ 28% - средний уровень, т.е. 3 ребёнка;

§ 68% - высокий уровень, т.е. 8 детей.

Наблюдение за трудом детей:

§ 12% - средний уровень, т.е. 2 ребёнка;

§ 88% - высокий уровень, т.е. 10 детей.

На основании анализа данных констатирующего эксперимента были проведены формирующие мероприятия, направленные на расширение и закрепление знаний о предметном мире и труде взрослых и на формирование трудовых навыков. Данные констатирующего и контрольного экспериментов занесены в сравнительную таблицу.

По данным контрольного эксперимента можно сделать вывод об эффективности предлагаемого комплекса мер по совершенствованию знаний, умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в области трудового воспитания и о возможности рекомендовать его к применению в воспитательной практике.

Вся проведённая работа ещё раз подчёркивает, что посильный детям труд, организованный взрослыми, даёт правильное направление энергии дошкольников и в свою очередь содействует его всестороннему развитию, приносит радость, потому что требует от детей активности, помогает удовлетворять потребность в познании окружающего.

Таким образом, подтверждается гипотеза, что целенаправленная систематическая работа по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста, правильная организация и учёт специфики труда детей, позволяют получить положительный результат на контрольном этапе.

Смага А.А., Терехова О.В.

Наши рекомендации