Соционика - наука об информационном взаимодействии психики человека с миром и с другими людьми.

Она рассматривает тот язык, на котором каждый тип воспринимает и описывает многообразные проявления реальности. Оказывается, каждый из 16 типов воспринимает мир в своем преломлении, с какой-то собственной точки зрения, видит в нем такие стороны, которые не видны другим.

Когда эти языки описания мира, присущие каждому из 16 типов, становятся понятными (а именно соционика умеет этого добиться), то становится страшно от того, какой огромный вклад вносят в нашу и без того нелегкую жизнь «трудности перевода».

Многие обиды и подозрения, многие недоумения и разочарования просто исчезли бы из нашей жизни, если бы мы увидели, что на самом деле хотел от нас наш партнер. Однако, верно и обратное. После изучения соционики становится отчетливо понятно, когда внешне вполне приемлемые реакции означают крайнюю степень раздражения и недоброжелательности. В этом случае соционика позволяет прочитать подсознательные мотивы партнера раньше, чем он сам их осознает. Впрочем, и возникновение симпатий, доверия и желания общаться тоже не укроется от взгляда профессионального соционика задолго до того, как осознается самим человеком.

Изучение информационной структуры психики позволяет в самом общем виде, не касаясь интимных секретов человека, показать ему его сильные и слабые стороны, области наиболее успешной и интересной для него деятельности, типы людей, с которыми взаимопонимание будет затруднено или наоборот - облегчено. Вообще, те аспекты жизни, где человеку приходится иметь дело с оценкой разного рода информации, с помощью соционического подхода обретают кристальную ясность и осмысленность. Многое может узнать про себя и близких вдумчивый человек, опираясь на теорию информационного метаболизма.

Законы соционики лишь отражают то, что есть в реальности. Тип информационного метаболизма (а точнее, 16 типов) не придуман, не «высосан из пальца», он существует объективно и имеет свои конкретные проявления. Люди, не только знакомые с теорией информационного психоанализа, но и обученные мастерству диагностики, находят подтверждение этому буквально каждый день, замечая эти проявления как в себе, так и в поведении, словах, реакциях окружающих.

Тип информационного метаболизма представляет собой информационный стержень психики, вокруг которого накапливается индивидуальный опыт отдельного человека. При этом нужно отдать себе отчет, что потенциальные возможности типа могут быть реализованы лишь в социальном пространстве, за счет наполнения функций социальным содержанием.

Так, ребенок, потенциально наделенный сильной логикой, но не получивший по каким-то причинам хорошего логического образования, едва ли сможет реализовать свою логику и достичь мало-мальских успехов, став взрослым. Точно так же мала вероятность того, что ребенок этического склада, по каким-то причинам просидевший все детство на голодном этическом пайке, станет гением общения или тонким дипломатом, не растеряется при решении сложных этических задач, встающих перед нами в непростых коллизиях отношений с другими людьми.

Следует отметить также, что это относится не только к рациональным функциям (этике и логике), которые считаются оценочными, и полноценная работа которых возможна лишь при условии обученности индивида. Социальной «обработке», безусловно, подвергаются и иррациональные функции (сенсорика и интуиция), ориентированные в большей мере на непосредственное восприятие действительности. Сенсорные навыки - начиная от умения пользоваться столовыми приборами и заканчивая хитростями ювелирного мастерства или сложной ручной работой по наладке оборудования - требуют обязательного приобщения человека к накопленному другими опыту. Да и интуитивные догадки любого человека, обладающего сильной интуицией (в соционическом смысле этого слова), реализуются на языке современности, в актуальном ныне и освоенном нами пространстве социальной жизни.

Именно поэтому следует отличать социальное наполнение нашей психики, осуществляющееся в процессе личной истории человека, от того содержания, которое и составляет, собственно, предмет соционики, а именно от информационной структуры психики. Модель А как раз и описывает эту, существующую с момента рождения ребенка структуру, которая потенциально может реализоваться в полной мере только при условии ее грамотного наполнения социальной информацией, поступающей из внешнего мира (в том числе и от других людей). Таким образом, тип - это всего лишь инструмент, а насколько хорошо он будет работать у каждого конкретного человека, пока что вопрос удачного стечения обстоятельств, везения отдельного человека. И так будет продолжаться до тех пор, пока человеческое общество не научится грамотно и целенаправленно формировать из индивидуума личность в соответствии с ее потенциями, а в философском смысле, в соответствии с ее высшим предназначением.

Метод

Юнговские описания типов возникли из огромного количества эмпирических наблюдений, позволивших великому ученому затем обобщить их и заложить основы теории. Разработав модель информационного метаболизма, Аушра Аугустинавичюте сделала возможным дальнейшее, более подробное и точное осмысление особенностей переработки информации каждым типом. Это был серьезный шаг вперед, который обусловил качественное отличие соционики от ее американской сестры - типоведения.

Информация о работе функций, компактно упакованная в модель, была гениальным прозрением талантливого исследователя. Но она постоянно продолжает уточняться. Если сравнить, как интерпретировалось содержание функций, как объяснялись особенности типов еще 5-10 лет назад, можно с уверенностью сказать, что благодаря усилиям талантливых энтузиастов уникальное соционическое знание продолжает совершенствоваться. Это означает, что уточнение содержания модели настоятельно требует сегодня обогащения теории практикой. И самый верный и надежный путь здесь - это обращение к реальности, умение в повседневной жизни находить подтверждение теоретическим выкладкам.

Дальнейшее продвижение и успех соционического знания, как показывает опыт, напрямую связаны с проблемой интерпретации того, что сначала было открыто логиком в виде теории. И здесь верный глаз и точное объяснение опытным социоником смысла поведенческих реакций у представителей разных типов имеют колоссальное значение. Таким образом, с одной стороны, нужно помнить, что основным инструментом, с которым работает соционика, в первую очередь является модель А, отражающая наиболее важные параметры и принципы функционирования психики представителей 16 типов. С другой стороны, необходимо понимать, что задача моделирования психики не может быть решена одними теоретическими средствами, а потому другим инструментом, благодаря которому возможно дальнейшее накопление качественного соционического знания, является сам профессионал-соционик.

Одним словом, на сегодняшний день метод соционики включает в себя как умение работать с моделью А, так и умение давать правильную интерпретацию ее функционирования, понимать особенности работы разных функций в разных ячейках, проверять уже накопленные знания практикой. К сожалению, можно констатировать, что существует множество произвольных толкований, которые не подтверждаются жизнью, множество заблуждений и даже предубеждений в трактовке тех или иных соционических понятий. И это напрямую связано с особенностями типов тех, из чьих рук мы получаем эти трактовки.

Каждый исследователь, работающий на поле соционики, коль скоро он знаком с законами информационной структуры психики, должен в первую очередь уметь анализировать и понимать, как проявляют себя эти законы в рамках его собственного типа. Он не может игнорировать тот факт, что делает все свои наблюдения и открытия определенными средствами, а также не может не учитывать ограниченность этих средств, которая напрямую связана с ограничениями самого типа. Соционик не может позволить себе не понимать, с каких функций - сильных или слабых - он делает свои заключения и выводы, а, стало быть, не может закрывать глаза на качество этих умозаключений. Любой честный исследователь, стремящийся к истине, должен делать на это поправку.

Люди, называющие себя профессионалами в соционике, также не должны проходить мимо того факта, что если человек работает один, он не видит (не может правильно интерпретировать) ровно половину информации. И это в первую очередь относится к самим представителям соционической науки. Точно так же не видят половину информации два логика и два этика, работающие в паре. В этих случаях возникают ошибки, о которых и не подозревают сами исследователи, и которые некому скорректировать. И это неудивительно, ведь люди, смотрящие на мир под одним и тем же углом, не замечают одних и тех же реалий или же дают им неверную интерпретацию. Это напоминает быстро написанное на доске длинное доказательство из 10-15 строк расчетов, где во второй строке вкралась пара неточностей. Но именно из-за них, часто никем не замеченных, результат произведенного расчета оказывается совершенно ошибочным, далеким от правильного ответа.

Хуже всего в этой ситуации то, что сами соционики не желают признавать ограниченности своего видения, а потому не хотят замечать допущенные в процессе исследования неточности и ошибки, уводящие их в область явных заблуждений.

Объект исследования соционики невероятно сложен - это информационные проявления психики, которые нужно уметь разглядеть за повседневными реакциями человека. Такая сложная, комплексная задача требует, соответственно, комплексного подхода. Абсолютная истина на этом поле не может быть получена из рук представителя какого-то одного типа. Здесь необходимы коллективные усилия представителей разных типов, каждый из которых может внести свою лепту в уточнение и конкретизацию соционического знания. И здесь сама соционика подсказывает, кто на каком поле может принести наиболее значительные результаты.

Как мы знаем, создавать теоретическую базу способны логики, а накапливать и интерпретировать опыт наблюдения за людьми - этики. Выдвижение гипотез, новых идей, перспективных задач - дело интуитов, а в качестве экспертов по конкретным проявлениям представителей разных типов в жизни незаменимы сенсорики.

Но, в конечном счете, все соционические знания ничего не стоят, если человек, обученный соционике, не умеет распознать тип респондента. Задачи по обучению навыкам типирования исключительно сложны. И в то же время, сама соционика подсказывает нам метод обучения диагностике. Но сначала - для сравнения - посмотрим, как передаются знания и навыки в других дисциплинах.

Приятно изучать математику! Ее язык полностью соответствует ее содержанию. Поэтому передача математической мысли происходит практически без потерь. И можно быть совершенно уверенным, что таблица умножения не изменится ни в чьем пересказе и всем будет ясна область ее применения.

Сложнее, например, с архитектурой. Хотя основа ее - прочностные расчеты - не меняется, но понятия гармонии и красоты не передаются на словах и в текстах. Приходится, что называется, «воспитывать хороший вкус». И здесь трудно себе представить другой метод, кроме изучения имеющихся шедевров. Но и копирование образцов не может считаться достойным профессионала. Этот баланс между уважением к наследию и собственными новшествами приходится каждому искать на ощупь.

А как передать навыки интуитивных прозрений: исследовательских прорывов, стихосложения, музыки? Тут все объяснения заменяет волшебное слово «талант». Или человек сам способен что-то для себя перенять, или нет. Преподаватель бессилен.

Соционика сталкивается с похожей проблемой при попытке передачи навыков определения такого многопланового свойства человека, как тип информационного метаболизма. Ведь она изучает все информационные аспекты взаимодействия человека с миром. А это не только логическое понимание механизма информационных обменов. Это еще и ощущение реальности, сопереживание и интуитивные прорывы в сущность текущих явлений. Для каждого из этих каналов нашего постижения реальности требуется разработать и метод его оценки, и способ тренировки навыков и передачи опыта.

Соответственно, соционическое знание полностью не может быть передано через ознакомление людей с определениями и формулами (т. е. только логическим путем). Передача знания о других каналах общения должна с необходимостью включать воздействие на эти самые каналы. Только такая комплексная подача дает человеку адекватное представление о работе информационных механизмов у всех 16 соционических типов.

Кроме того, комплексный подход дает уверенность, что каждый тип получит полные сведения именно по своим сильным функциям и сможет составить себе объемную, адекватную картину информационного «разделения труда» в соционе. Таким образом, метод передачи соционических навыков должен содержать приемы, соответствующие всем юнговским функциям, чтобы сделать восприятие информации доступным любому из 16 типов. Что же конкретно имеется в виду?

Известно, что одни люди воспринимают информацию аналитически (от схемы к образу), а другие синтетически (от образа к схеме). Значит, знание должно кроме формального материала содержать еще и образные, эмоциональные компоненты. Последние помогают человеку приложить полученное знание к своей собственной персоне. Иногда, только убедившись, что признать свой тип не страшно, человек позволяет себе принять знание.

К сожалению, нередко бывает, что именно страхи и комплексы, нежелание иметь «слабые функции» заставляют человека отвергать ту самую науку, которая смогла бы ему помочь. В свою очередь это означает, что при передаче знания учитель пренебрег переживаниями ученика, например, недостаточно этично сообщил ему о его типовых «слабостях», создал негативный образ его типа. Такое «обучение» нельзя признать профессиональным.

Но наработка образного ряда помогает и при непосредственной диагностике. Иногда только стиль поведения или энергетический рисунок становятся единственным материалом, на котором можно построить первичную гипотезу типа. Конечно, исследователь любого типа должен уметь верифицировать свою гипотезу по модели типа, чтобы диагностика была достоверной. Но первичная гипотеза вполне может вырасти и из эмоциональных проявлений испытуемого.

Эмоциональное принятие человека другого типа - тоже важный компонент искусства соционической диагностики. Нам приходилось наблюдать, как подсознательное отторжение своего (или какого-то определенного) типа приводило человека буквально к «слепоте» по болезненному для него аспекту. То, что он не хотел признавать в себе, переставало замечаться им и у других. В этих случаях подробные повторные объяснения материала мало помогают. Здесь необходима работа с эмоциональным состоянием ученика, надо помочь ему создать такие образы своего и других типов, которые он посчитал бы достойными принятия и уважения.

Поэтому при передаче соционического знания весьма важно одновременное наполнение как логического, так и этического (эмоционально-образного) каналов.

Не менее важна подача материала одновременно и по другим дополняющим аспектам информации. Известно, что некоторые люди воспринимают знания от целого к частностям, другие - от частного к целому. Первые без общей картины не могут собрать детали в осмысленный фрагмент. Другие не могут вместить слишком общую, не детализированную картину мира в свое сознание, ориентированное на конкретные стороны реальности.

Соционическое знание может быть и должно быть подано и тем, и другим образом. Оно обладает и конкретными фактурными компонентами, и глобальным системным подходом к информационной жизни человека. Но именно в совокупности конкретной и абстрактной подачи и скрывается возможность передать знание любому типу личности.

Поэтому так важно при передаче знания наполнить одновременно и конкретный сенсорный, и абстрактный интуитивный каналы учеников.

Кроме того, человек любого типа должен увидеть проявление своего слабого или сильного признака в противоположном виде, то есть так, как он работает у представителей других типов. Он должен на практике убедиться, что существуют люди, мгновенно и экспертно разбирающиеся в невероятно запутанных для него ситуациях. И не менее важно, чтобы он почувствовал свою ответственность перед теми, для кого элементарные, с его точки зрения, вопросы становятся непреодолимым препятствием. Не только общие представления о различном восприятии, но и умение выделить конкретные яркие бытовые проявления людей разных типов формируют навык реальной диагностики соционического типа.

Мы много раз на занятиях фиксировали внимание группы на тех моментах, когда затруднения другого типа вызывали в человеке буквально потрясение. Трудно, скажем, человеку сенсорному представить, что кто-то не может отличить искусственные цветы от живых. «Не может быть! Он так шутит» - первая реакция в подобном случае. Пройдет немало времени, пока человек поверит, что другой настолько нетвердо стоит на ногах в этом секторе мира.

А с каким изумлением слушали у нас ребята этических типов рассуждения логического автора женских романов, что самое главное написать антураж, декорацию для текста, а все чувства и отношения уже давно выписаны по соответствующим схемам! Не сразу смогли они осознать, что кто-то может рассматривать отношения лишь как «соответствующие схемы», и поверить, что не все хорошо понимают, какое чувство ими сейчас владеет.

Таким образом, ученик должен не только услышать теорию соционики, но и пережить узнавание и принятие своего типа и типов своих близких. Он должен не только в общем представлять, как воспринимают мир разные типы, но и уметь различить их конкретные характерные черты и проявления. Однако, опираясь на положения соционики, мы теперь точно можем сказать, что ни один учитель не обладает столь разносторонними способностями. Именно поэтому мы уверены, что качественная передача навыка определения соционического типа возможна только тогда, когда преподавание ведется парой преподавателей дополняющих типов. Только при этом возможна полноценная передача материала на все функции студентов, только при этом каждый из них может почерпнуть достаточный набор методов для полноценной диагностики.

Не надо забывать, что информация, которая попадает на слабые бессознательные функции, очень хорошо запоминается. А информация, попадающая на сильные функции, хорошо понимается. Таким образом, дополняющий режим преподавания соединяет преимущества суггестивной педагогики с классической. Причем, каждый тип получает свой набор осознанных и неосознанных стимулов. В таком режиме становится возможным усвоение больших объемов разноплановой информации за короткий срок.

Преподавание в дополняющей паре дает ученикам наглядное представление о проявлении каждой функции, как в сильном, так и в слабом варианте. А взаимное уважение преподавателей друг к другу показывает, что конструктивное общение возможно между людьми с весьма значительными различиями в восприятии действительности. Соционика дает людям реальные основания считать, что они нужны друг другу, показывает, что взаимная востребованность - это не романтический миф, а правда жизни.

Кроме того, работа в дополняющем режиме намного эффективнее индивидуальной, поскольку реальность воспринимается как бы в стереоварианте, многие ее черты при этом видны отчетливее. И демонстрация дополняющего взаимодействия становится еще одним уроком, который, если усвоится, поможет нашим ученикам в их дальнейшей жизни.

Наши рекомендации