Логика, этика, интуиция, сенсорика
Аушра сформулировала правило, состоящее в том, что обмен информацией между двумя людьми происходит, по сути, между их юнговскими функциями. И если какие-то функции у обоих людей развиты примерно одинаково, то взаимопонимание проходит успешно. Но если возможности одноименных функций у партнеров значительно различаются, то вряд ли такие люди смогут понять друг друга в полном объеме.
Для наглядного отображения системы юнговских функций Аушра ввела их символьное обозначение. Вслед за Юнгом она, в отличие от системы Майерс-Бриггс, рассмотрела каждую из функций в экстравертном и интровертном вариантах. Аушра предложила для удобства обозначать их цветом:
Рациональные | Иррациональные | |||
логика | этика | интуиция | сенсорика | |
Экстравертные | ||||
Интровертные |
Из символов, заменивших юнговские функции, впоследствии образовались модели типов.Информационная структура психики приобрела графическое изображение. Порядок расположения символов в модели и их цвет отражают доминирующие признаки типа по каждой дихотомии. Такую модель структуры информационного восприятия каждого типа личности в честь Аушры назвали «моделью А».
Если в типологии Майерс-Бриггс описания типов личности исключительно эмпирические, собравшие опыт многолетних наблюдений, то в соционике к этому немаловажному факту прибавляется еще и прочная база - анализ особенностей типа по моделям.
Типы информационного метаболизма имеют полные научные названия, отражающие особенности каждого типа, например, логико-сенсорный интроверт, сокращенно ЛСИ. Для простоты часто используют псевдонимы типов, данные им по фамилиям известных людей или литературных персонажей. Наряду с псевдонимами некоторые авторы используют названия типов по профессиям, например, ЛСИ называется «Инспектор». Такие названия тоже дают некоторое представление о характерах типов.
Методы соционики позволяют объективно проследить и проанализировать процесс передачи информации от человека к человеку, найти источники искажений и причины взаимного непонимания.
Применив аналитический подход, Аушра рассмотрела взаимодействие между элементами моделей разных типов и пришла к мысли о том, что между типами людей существуют устойчивые интертипные отношения,определяемые не доброй или злой волей конкретных индивидуумов, а особенностями передачи и приема информации с функции на функцию. Так впервые обнаружилось, что существует не только структура личности, но и структура взаимоотношений.Эта структура составляет их объективную суть, определяемую формулами типов участников отношений, не зависящую от их стремлений и восприятия.
Ученик Аушры В. Ляшкявичус разработал таблицу интертипных отношений. Эту таблицу часто и по праву сравнивают с таблицей Менделеева в химии. Так же, как таблица Менделеева сделала из описательной химии науку с четкими законами и критериями, введение таблицы интертипных отношений внесло объективные критерии в науку о межличностных отношениях.
Описанный выше подход позволил сделать серьезные шаги по осмыслению человеческих взаимоотношений. Был открыт закон диады,или дополняемости психологических типов.Оказалось, что шестнадцать различных типов личности в социуме собраны в восемь диад. В диаде происходит гармонизация всей жизнедеятельности индивидуума. «То, что социальная группа образована из дуализированных или недуализированных индивидуумов, часто определяет качество психологического климата в группе, состояние самих индивидуумов, их характер и здоровье», - писала А. Аугустинавичюте.
При дальнейшем анализе моделей было найдено соответствие одной из слабых юнговских функций тому, что у А. Личко называется местом наименьшего сопротивления(МНС). В этой функции кроется основная причина стрессов, неврозов и конфликтов личности с окружающим миром. Соционика показывает, как определить эту обязательно существующую у каждого типа точку. Каждому из нас нелишне это знать, чтобы прикрывать и не перегружать слабое место.
Из информационного анализа стал более понятен и механизм социального прогресса.Все восемь диад образуют два кольца социального прогресса, движением информации в которых объясняется давно замеченное спиралевидное развитие общества.
Все шестнадцать типов личности составляют социон.В этой элементарной ячейке адекватно обрабатывается вся информация о мире, так как все типы личности вносят свой вклад в ее обработку. Поэтому в соционике его считают единицей интегрального интеллекта общества.
Для рассмотрения свойств различных коллективов оказалось полезным делить 16 компонентный социон на группы типов, обладающих общими свойствами. Одним из таких делений, отражающих психоклимат в коллективе, оказались квадры - четверки типов, связанных наиболее комфортными взаимоотношениями. Социон состоит из четырех квадр, отличающихся каждая своей атмосферой, духом, направленностью устремлений, характером юмора.
В развитии соционики важную роль сыграли ученики Аушры Аугустинавичюте Н. Н. Медведев, В. Ляшкявичюс, Г. Р. Рейнин и др. Большой вклад внесли киевская школа соционики (А. В. Букалов, В. В. Гуленко, В. Д. Ермак, Г. А. Шульман и др.) и новосибирская школа (Е. С. Филатова, Н. Я. Якушина и др.). Исследования ведутся также в Москве, Санкт-Петербурге, Днепропетровске, Ярославле, Костроме, Барнауле и многих других городах. Все больше людей убеждаются в эффективности и гуманности соционического подхода.
Сейчас в Интернете по запросу «соционика» выдается 120 000 страниц, и количество их удваивается каждые полтора года. Возможно, скоро утверждение о принадлежности человека к определенному типу переработки информации уже не будет вызывать ассоциацию с шарлатанскими манипуляциями. Эпоха информационного невежества постепенно уходит. И тип личности будет волновать человека не больше, но и не меньше, чем его пол или группа крови.
Предмет
Человеческая психика - это сложная система, позволяющая человеку взаимодействовать с внешним миром и выживать в нем. В целом проблема выживания относится ко всему человечеству, то есть к человеку как биологическому виду. Но она имеет первостепенное значение и для каждого отдельного индивида. Здоровая психика способна адекватно и вовремя реагировать на воздействие окружающей среды. Она отражает окружающую действительность, формируя в мозгу психический образ, с помощью которого человек регулирует свое поведение.
Всякое воздействие среды (природной и социальной) требует адекватной и своевременной ответной реакции, зачастую опережающей. Именно ее и способна обеспечить наша психика.