Любовь Анатольевна Бескова, Елена Андреевна Удалова

Любовь Анатольевна Бескова, Елена Андреевна Удалова

Я и все остальные

Начала соционики

Любовь Анатольевна Бескова, Елена Андреевна Удалова - student2.ru

(2004 г.)

Что лучше - жить с завязанными глазами, или отчетливо видеть, что происходит вокруг? Что практичнее - принимать решения вслепую, или делать осознанный выбор? Известные специалисты в области прикладной соционики помогут вам по-новому взглянуть на себя и на окружающих. Вы узнаете много интересного не только о себе, но и об известных людях, с которыми, как утверждает эта наука, у вас есть много общего.

Содержание

Об авторах

Введение

Истоки соционики

З. Фрейд

К. Г. Юнг

И. Майерс-Бриггс

А. Аугустинавичюте

Предмет

Метод

Основные направления исследования и перспективы применения

Соционические портреты

ДОН КИХОТ (интуитивно-логический экстраверт)

ДЮМА (сенсорно-этический интроверт)

ГЮГО (этико-сенсорный экстраверт)

РОБЕСПЬЕР (логико-интуитивный интроверт)

ГАМЛЕТ (этико-интуитивный экстраверт)

МАКСИМ (логико-сенсорный интроверт)

ЖУКОВ (сенсорно-логический экстраверт)

ЕСЕНИН (интуитивно-этический интроверт)

НАПОЛЕОН (сенсорно-этический экстраверт)

БАЛЬЗАК (интуитивно-логический интроверт)

ДЖЕК (логико-интуитивный экстраверт)

ДРАЙЗЕР (этико-сенсорный интроверт)

ШТИРЛИЦ (логико-сенсорный экстраверт)

ДОСТОЕВСКИЙ (этико-интуитивный интроверт)

ГЕКСЛИ (интуитивно-этический экстраверт)

ГАБЕН (сенсорно-логический интроверт)

Аспекты и функции

Модель А

Базовые функции

Творческие функции

Ролевые функции

Болевые точки

Суггестивные функции

Референтные функции

Ограничительные функции

Фоновые функции

Еще раз о слабых функциях

Интертипные отношения

Размышления о свободе человека

Не только соционика

Об авторах

Бескова Любовь Анатольевна.Закончила философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат философских наук, профессиональный преподаватель. Инициатор выпуска серии книг по соционике, составитель и редактор. Автор двух популярных книг по соционике «Путь к сердцу мужчины и... обратно» («Астрель», 2003) и «Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе» («Астрель», 2003), написанных в соавторстве с Е. А. Удаловой. Руководитель Центра прикладной соционики «Terra socionika». (Адрес сайта: www.terra-socionika.ru. E-mail:[email protected])

Удалова Елена Андреевна.Выпускница физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1993 года работает в соционике. Автор нескольких книг, статей и методики обучения соционической диагностике, курс которой прошли уже более 25 групп. С 1998 года - руководитель школы прикладной соционики. Занимается обучением диагностике, консультированием индивидуальных и корпоративных клиентов, разработкой учебных и тренинговых программ. (Подробности на сайте www.socion.ru)

Введение

Истоки соционики

З. Фрейд

Австрийский врач (1856-1939), невропатолог, психолог, основатель психоанализа по праву может считаться предтечей теории информационного метаболизма (так еще называют соционику). Он жил и работал в Вене, много лет занимался лечением неврозов с помощью гипноза. Тогда у него сложилось представление о наличии психических процессов, которые находятся вне сферы сознания, но оказывают серьезное влияние на поведение пациента. Он первым ввел в культуру представление о том, что психические процессы не ограничиваются сферой осознанного, что неосознаваемые человеком элементы психики играют в его жизни существенную роль.

В самом начале прошлого века Фрейд сумел поселить в умах людей идею о том, что человеческую психику анализировать можно и нужно. Он ввел в науку представление о том, что существует определенная структура психики, показал ее различные уровни - сознание (ego), подсознание (id) и предсознание (super-ego) и исследовал их взаимодействие. Комплексы и страхи, влечения и вытеснения стали предметом научного анализа. Появились методы, позволяющие помочь человеку разобраться в скрытых от него самого мотивах его поступков.

В двадцатые годы фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Сейчас этот подход стал элементом общей культуры, помогающим людям сформулировать и разрешить свои психологические проблемы. Соционика опирается на психоанализ З. Фрейда, на его концепцию многослойного строения психической структуры человека.

К. Г. Юнг

Талантливый ученик З. Фрейда - Карл Густав Юнг (1875-1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую он вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между здоровыми людьми существуют объективные психологические различия, столь же неотъемлемые, как, например, цвет глаз. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге «Психологические типы», вышедшей в 1921 году.

Изучая особенности психологических проявлений людей, Юнг построил свою типологию личности. Он ввел принципиально новые понятия, которые положил в основу типологии, и это позволило применить методы объективного анализа к изучению человеческой психики. Сейчас дихотомии «экстраверсия - интроверсия», «рациональность - иррациональность», «мышление - чувство», «ощущение - интуиция» широко используются в обыденной и профессиональной речи. Они даже приобрели такие оттенки значений, которые Юнг вовсе не имел в виду.

Для более наглядного представления типологии сведем в таблицу те признаки, по которым Юнг различал свои психологические типы.

И. Бриггс Майерс

Большой вклад в развитие типологии Юнга на Западе внесла его ученица Кэтрин Бриггс, посещавшая его лекции в Швейцарии. Она занялась пропагандой его идей и увлекла этим свою дочь Изабель Бриггс Майерс (1897-1980). Изабель поставила перед собой цель сделать открытия Юнга понятными и полезными «среднему человеку». В течение сорока лет она разъясняла и распространяла теорию Юнга, а также разработала систему тестов для определения типа личности, который она назвала «Индикатор типов личности Майерс-Бриггс» (The Myers-Briggs Type Indicator) или MBTI.

Юнговские установки, функции и классы в типологии Майерс-Бриггс выстроены в единую систему независимых признаков.Индексы-обозначения образованы от их английских названий. В разных работах встречаются разные переводы названий признаков. Во избежание путаницы, здесь указано название признака по Майерс-Бриггс.

Признаки типов личности

экстравертный (Extraverted) Е - I интровертный (Introverted)
мыслительный (Thinking) Т - F чувствующий (Feeling)
интуитивный (INtuitive) N - S ощущающий (Sensing)
решающий (Judging) J - P воспринимающий (Perceiving)

Для сравнения представим 16 типов личностипо Майерс-Бриггс в таблице, аналогичной таблице юнговских психологических типов.

А. Аугустинавичюте

Литовский экономист и педагог Аушра Аугустинавичюте исследовала психологические аспекты взаимопонимания. Она соединила наблюдения Юнга с методами информационного анализа, что позволило совершить прорыв в понимании работы человеческой психики.

Аушра Аугустинавичюте создала новую науку и назвала ее соционикой, или теорией типов информационного метаболизма.

Она разработала соционическую типологию, опираясь на базис Юнга, немного изменив названия функций, приблизив их к современным значениям слов. Так, вместо:

Предмет

Человеческая психика - это сложная система, позволяющая человеку взаимодействовать с внешним миром и выживать в нем. В целом проблема выживания относится ко всему человечеству, то есть к человеку как биологическому виду. Но она имеет первостепенное значение и для каждого отдельного индивида. Здоровая психика способна адекватно и вовремя реагировать на воздействие окружающей среды. Она отражает окружающую действительность, формируя в мозгу психический образ, с помощью которого человек регулирует свое поведение.

Всякое воздействие среды (природной и социальной) требует адекватной и своевременной ответной реакции, зачастую опережающей. Именно ее и способна обеспечить наша психика.

Метод

Юнговские описания типов возникли из огромного количества эмпирических наблюдений, позволивших великому ученому затем обобщить их и заложить основы теории. Разработав модель информационного метаболизма, Аушра Аугустинавичюте сделала возможным дальнейшее, более подробное и точное осмысление особенностей переработки информации каждым типом. Это был серьезный шаг вперед, который обусловил качественное отличие соционики от ее американской сестры - типоведения.

Информация о работе функций, компактно упакованная в модель, была гениальным прозрением талантливого исследователя. Но она постоянно продолжает уточняться. Если сравнить, как интерпретировалось содержание функций, как объяснялись особенности типов еще 5-10 лет назад, можно с уверенностью сказать, что благодаря усилиям талантливых энтузиастов уникальное соционическое знание продолжает совершенствоваться. Это означает, что уточнение содержания модели настоятельно требует сегодня обогащения теории практикой. И самый верный и надежный путь здесь - это обращение к реальности, умение в повседневной жизни находить подтверждение теоретическим выкладкам.

Дальнейшее продвижение и успех соционического знания, как показывает опыт, напрямую связаны с проблемой интерпретации того, что сначала было открыто логиком в виде теории. И здесь верный глаз и точное объяснение опытным социоником смысла поведенческих реакций у представителей разных типов имеют колоссальное значение. Таким образом, с одной стороны, нужно помнить, что основным инструментом, с которым работает соционика, в первую очередь является модель А, отражающая наиболее важные параметры и принципы функционирования психики представителей 16 типов. С другой стороны, необходимо понимать, что задача моделирования психики не может быть решена одними теоретическими средствами, а потому другим инструментом, благодаря которому возможно дальнейшее накопление качественного соционического знания, является сам профессионал-соционик.

Одним словом, на сегодняшний день метод соционики включает в себя как умение работать с моделью А, так и умение давать правильную интерпретацию ее функционирования, понимать особенности работы разных функций в разных ячейках, проверять уже накопленные знания практикой. К сожалению, можно констатировать, что существует множество произвольных толкований, которые не подтверждаются жизнью, множество заблуждений и даже предубеждений в трактовке тех или иных соционических понятий. И это напрямую связано с особенностями типов тех, из чьих рук мы получаем эти трактовки.

Каждый исследователь, работающий на поле соционики, коль скоро он знаком с законами информационной структуры психики, должен в первую очередь уметь анализировать и понимать, как проявляют себя эти законы в рамках его собственного типа. Он не может игнорировать тот факт, что делает все свои наблюдения и открытия определенными средствами, а также не может не учитывать ограниченность этих средств, которая напрямую связана с ограничениями самого типа. Соционик не может позволить себе не понимать, с каких функций - сильных или слабых - он делает свои заключения и выводы, а, стало быть, не может закрывать глаза на качество этих умозаключений. Любой честный исследователь, стремящийся к истине, должен делать на это поправку.

Люди, называющие себя профессионалами в соционике, также не должны проходить мимо того факта, что если человек работает один, он не видит (не может правильно интерпретировать) ровно половину информации. И это в первую очередь относится к самим представителям соционической науки. Точно так же не видят половину информации два логика и два этика, работающие в паре. В этих случаях возникают ошибки, о которых и не подозревают сами исследователи, и которые некому скорректировать. И это неудивительно, ведь люди, смотрящие на мир под одним и тем же углом, не замечают одних и тех же реалий или же дают им неверную интерпретацию. Это напоминает быстро написанное на доске длинное доказательство из 10-15 строк расчетов, где во второй строке вкралась пара неточностей. Но именно из-за них, часто никем не замеченных, результат произведенного расчета оказывается совершенно ошибочным, далеким от правильного ответа.

Хуже всего в этой ситуации то, что сами соционики не желают признавать ограниченности своего видения, а потому не хотят замечать допущенные в процессе исследования неточности и ошибки, уводящие их в область явных заблуждений.

Объект исследования соционики невероятно сложен - это информационные проявления психики, которые нужно уметь разглядеть за повседневными реакциями человека. Такая сложная, комплексная задача требует, соответственно, комплексного подхода. Абсолютная истина на этом поле не может быть получена из рук представителя какого-то одного типа. Здесь необходимы коллективные усилия представителей разных типов, каждый из которых может внести свою лепту в уточнение и конкретизацию соционического знания. И здесь сама соционика подсказывает, кто на каком поле может принести наиболее значительные результаты.

Как мы знаем, создавать теоретическую базу способны логики, а накапливать и интерпретировать опыт наблюдения за людьми - этики. Выдвижение гипотез, новых идей, перспективных задач - дело интуитов, а в качестве экспертов по конкретным проявлениям представителей разных типов в жизни незаменимы сенсорики.

Но, в конечном счете, все соционические знания ничего не стоят, если человек, обученный соционике, не умеет распознать тип респондента. Задачи по обучению навыкам типирования исключительно сложны. И в то же время, сама соционика подсказывает нам метод обучения диагностике. Но сначала - для сравнения - посмотрим, как передаются знания и навыки в других дисциплинах.

Приятно изучать математику! Ее язык полностью соответствует ее содержанию. Поэтому передача математической мысли происходит практически без потерь. И можно быть совершенно уверенным, что таблица умножения не изменится ни в чьем пересказе и всем будет ясна область ее применения.

Сложнее, например, с архитектурой. Хотя основа ее - прочностные расчеты - не меняется, но понятия гармонии и красоты не передаются на словах и в текстах. Приходится, что называется, «воспитывать хороший вкус». И здесь трудно себе представить другой метод, кроме изучения имеющихся шедевров. Но и копирование образцов не может считаться достойным профессионала. Этот баланс между уважением к наследию и собственными новшествами приходится каждому искать на ощупь.

А как передать навыки интуитивных прозрений: исследовательских прорывов, стихосложения, музыки? Тут все объяснения заменяет волшебное слово «талант». Или человек сам способен что-то для себя перенять, или нет. Преподаватель бессилен.

Соционика сталкивается с похожей проблемой при попытке передачи навыков определения такого многопланового свойства человека, как тип информационного метаболизма. Ведь она изучает все информационные аспекты взаимодействия человека с миром. А это не только логическое понимание механизма информационных обменов. Это еще и ощущение реальности, сопереживание и интуитивные прорывы в сущность текущих явлений. Для каждого из этих каналов нашего постижения реальности требуется разработать и метод его оценки, и способ тренировки навыков и передачи опыта.

Соответственно, соционическое знание полностью не может быть передано через ознакомление людей с определениями и формулами (т. е. только логическим путем). Передача знания о других каналах общения должна с необходимостью включать воздействие на эти самые каналы. Только такая комплексная подача дает человеку адекватное представление о работе информационных механизмов у всех 16 соционических типов.

Кроме того, комплексный подход дает уверенность, что каждый тип получит полные сведения именно по своим сильным функциям и сможет составить себе объемную, адекватную картину информационного «разделения труда» в соционе. Таким образом, метод передачи соционических навыков должен содержать приемы, соответствующие всем юнговским функциям, чтобы сделать восприятие информации доступным любому из 16 типов. Что же конкретно имеется в виду?

Известно, что одни люди воспринимают информацию аналитически (от схемы к образу), а другие синтетически (от образа к схеме). Значит, знание должно кроме формального материала содержать еще и образные, эмоциональные компоненты. Последние помогают человеку приложить полученное знание к своей собственной персоне. Иногда, только убедившись, что признать свой тип не страшно, человек позволяет себе принять знание.

К сожалению, нередко бывает, что именно страхи и комплексы, нежелание иметь «слабые функции» заставляют человека отвергать ту самую науку, которая смогла бы ему помочь. В свою очередь это означает, что при передаче знания учитель пренебрег переживаниями ученика, например, недостаточно этично сообщил ему о его типовых «слабостях», создал негативный образ его типа. Такое «обучение» нельзя признать профессиональным.

Но наработка образного ряда помогает и при непосредственной диагностике. Иногда только стиль поведения или энергетический рисунок становятся единственным материалом, на котором можно построить первичную гипотезу типа. Конечно, исследователь любого типа должен уметь верифицировать свою гипотезу по модели типа, чтобы диагностика была достоверной. Но первичная гипотеза вполне может вырасти и из эмоциональных проявлений испытуемого.

Эмоциональное принятие человека другого типа - тоже важный компонент искусства соционической диагностики. Нам приходилось наблюдать, как подсознательное отторжение своего (или какого-то определенного) типа приводило человека буквально к «слепоте» по болезненному для него аспекту. То, что он не хотел признавать в себе, переставало замечаться им и у других. В этих случаях подробные повторные объяснения материала мало помогают. Здесь необходима работа с эмоциональным состоянием ученика, надо помочь ему создать такие образы своего и других типов, которые он посчитал бы достойными принятия и уважения.

Поэтому при передаче соционического знания весьма важно одновременное наполнение как логического, так и этического (эмоционально-образного) каналов.

Не менее важна подача материала одновременно и по другим дополняющим аспектам информации. Известно, что некоторые люди воспринимают знания от целого к частностям, другие - от частного к целому. Первые без общей картины не могут собрать детали в осмысленный фрагмент. Другие не могут вместить слишком общую, не детализированную картину мира в свое сознание, ориентированное на конкретные стороны реальности.

Соционическое знание может быть и должно быть подано и тем, и другим образом. Оно обладает и конкретными фактурными компонентами, и глобальным системным подходом к информационной жизни человека. Но именно в совокупности конкретной и абстрактной подачи и скрывается возможность передать знание любому типу личности.

Поэтому так важно при передаче знания наполнить одновременно и конкретный сенсорный, и абстрактный интуитивный каналы учеников.

Кроме того, человек любого типа должен увидеть проявление своего слабого или сильного признака в противоположном виде, то есть так, как он работает у представителей других типов. Он должен на практике убедиться, что существуют люди, мгновенно и экспертно разбирающиеся в невероятно запутанных для него ситуациях. И не менее важно, чтобы он почувствовал свою ответственность перед теми, для кого элементарные, с его точки зрения, вопросы становятся непреодолимым препятствием. Не только общие представления о различном восприятии, но и умение выделить конкретные яркие бытовые проявления людей разных типов формируют навык реальной диагностики соционического типа.

Мы много раз на занятиях фиксировали внимание группы на тех моментах, когда затруднения другого типа вызывали в человеке буквально потрясение. Трудно, скажем, человеку сенсорному представить, что кто-то не может отличить искусственные цветы от живых. «Не может быть! Он так шутит» - первая реакция в подобном случае. Пройдет немало времени, пока человек поверит, что другой настолько нетвердо стоит на ногах в этом секторе мира.

А с каким изумлением слушали у нас ребята этических типов рассуждения логического автора женских романов, что самое главное написать антураж, декорацию для текста, а все чувства и отношения уже давно выписаны по соответствующим схемам! Не сразу смогли они осознать, что кто-то может рассматривать отношения лишь как «соответствующие схемы», и поверить, что не все хорошо понимают, какое чувство ими сейчас владеет.

Таким образом, ученик должен не только услышать теорию соционики, но и пережить узнавание и принятие своего типа и типов своих близких. Он должен не только в общем представлять, как воспринимают мир разные типы, но и уметь различить их конкретные характерные черты и проявления. Однако, опираясь на положения соционики, мы теперь точно можем сказать, что ни один учитель не обладает столь разносторонними способностями. Именно поэтому мы уверены, что качественная передача навыка определения соционического типа возможна только тогда, когда преподавание ведется парой преподавателей дополняющих типов. Только при этом возможна полноценная передача материала на все функции студентов, только при этом каждый из них может почерпнуть достаточный набор методов для полноценной диагностики.

Не надо забывать, что информация, которая попадает на слабые бессознательные функции, очень хорошо запоминается. А информация, попадающая на сильные функции, хорошо понимается. Таким образом, дополняющий режим преподавания соединяет преимущества суггестивной педагогики с классической. Причем, каждый тип получает свой набор осознанных и неосознанных стимулов. В таком режиме становится возможным усвоение больших объемов разноплановой информации за короткий срок.

Преподавание в дополняющей паре дает ученикам наглядное представление о проявлении каждой функции, как в сильном, так и в слабом варианте. А взаимное уважение преподавателей друг к другу показывает, что конструктивное общение возможно между людьми с весьма значительными различиями в восприятии действительности. Соционика дает людям реальные основания считать, что они нужны друг другу, показывает, что взаимная востребованность - это не романтический миф, а правда жизни.

Кроме того, работа в дополняющем режиме намного эффективнее индивидуальной, поскольку реальность воспринимается как бы в стереоварианте, многие ее черты при этом видны отчетливее. И демонстрация дополняющего взаимодействия становится еще одним уроком, который, если усвоится, поможет нашим ученикам в их дальнейшей жизни.

Интертипные отношения

Другой своей гранью соционика выходит на проблемы взаимодействия человека определенного соционического типа с другими людьми, каждый из которых тоже является носителем того или иного социотипа.

Соционика поможет вам:

- понять объективные закономерности информационного обмена между представителями разных типов, причины притяжения и отталкивания между людьми;

- выявить характер конфликтов между представителями разных типов и найти способы их устранения;

- дуализироваться, то есть научиться понимать, что говорит и делает ваш дуал, принимать от него помощь, грамотно распределять ответственность за сферы приложения сил.

Соционический консалтинг

Без знания соционики также трудно представить себе сегодня подбор профессионального коллектива, строительство команды единомышленников, занимающихся одним делом.

Сейчас уже стало общепризнанным, что учет человеческого фактора, корпоративная этика и идеология фирмы являются таким же ресурсом, как капитал и люди. Соционика подсказывает, как именно строить этику внутри коллектива, как превратить его в коллектив единомышленников, как добиться принятия идеологии фирмы каждым человеком.

Соционика позволяет:

- на основе знания о типах сотрудников и их интертипных отношениях выявить характерные особенности и основные закономерности функционирования коллектива;

- наладить эффективную работу коллектива или подразделения;

- грамотно распределять обязанности между сотрудниками разных типов;

- подсказать руководителям, какие именно участки работы необходимо укомплектовать сотрудниками соответствующих типов, чтобы оптимизировать работу предприятия или фирмы.

Соционические портреты

Спасибо всем нашим ученикам, друзьям и соратникам, которые оказали квалифицированную помощь при составлении портретов. В работе над ними ценные замечания и дополнения предоставили: Ольга Ганкова (ДЖЕК), Зоя Гольдина (ДЮМА), Виктор Чернышев (ГАБЕН), Роман Ищенко (РОБЕСПЬЕР), Ольга Кленова (ДОН КИХОТ), Надежда Воронская (БАЛЬЗАК), Наталья Кашницкая (МАКСИМ), Даниил Кашницкий (МАКСИМ), Савелий Кашницкий (ЕСЕНИН).

Несколько слов о подходе

Приведенные здесь описания построены на основе модели А, но составлены они с привлечением черт реальных людей, их высказываний, ситуаций из жизни. Конечно, при таком подходе неизбежно смешение соционического и житейского, поэтому читателю придется совершить некоторую умственную работу, «помедитировать» и попытаться отделить черты, присущие типу, от тех, которые могут быть свойственны отдельному человеку с его индивидуальностью, сложившейся в конкретных условиях его жизни.

Как правило, общие, типные характеристики очень узнаваемы и вызывают горячий отклик у большинства представителей типа (если эти представители, конечно, здоровы и достаточно хорошо представляют свой характер). И было бы, безусловно, правильно - с научной точки зрения - описывать только эту часть, что и делается в большинстве книг, написанных логиками. Однако в жизни вокруг нас ходят не модели А, а живые люди, так что информационный метаболизм находит реальное воплощение в поведении человека, в его взглядах и поступках. Здесь мы предлагаем вниманию читателей портреты-образы, которые, возможно, помогут лучше увидеть проявления типов в их конкретных представителях.

Тем же, кто ближе знаком с соционикой, надеемся, они дадут возможность еще раз потренировать тот «инструмент», с помощью которого они тестируют людей. Они смогут уточнить свои представления, определить, какие именно функции проявляются в описанных жизненных ситуациях, чертах характера, привычках и поступках всех шестнадцати персонажей. Надеемся, некоторых ждут здесь и небольшие открытия, поскольку описания типов год от года все более уточняются.

В частности, мы приводим здесь одновременно женские и мужские портреты-образы, поскольку неоднократно сталкивались с тем, что половые различия внутри одного типа иногда довольно существенны. Это, безусловно, связано не столько с половой принадлежностью, сколько с определенными социальными стереотипами, которые, хотя постепенно и меняются в обществе, но все же до сих пор оказывают существенное влияние на то, что поведение мужчин и женщин одного и того же типа отличается иногда довольно сильно.

И еще...

Конечно, описания не могут отразить все черты всех ныне живущих представителей каждого из типов. Например, в описании РОБЕСПЬЕРА-женщины сказано, что это худенькие, высокие девушки, но нам встречались в жизни и полные РОБЕСПЬЕРКИ. У ГАБЕНОВ обычно небольшие глаза в норме, примерно как у Высоцкого или Калягина. Однако, все знают еще одного ГАБЕНА Д. Певцова, у которого красивые большие глаза - что ж, здесь сделала свое дело генетика. Разумеется, невозможно учесть все отдельные случаи. Можно считать, что в описаниях представлена средняя норма, которая охватывает около 80-85 процентов представителей типа. Но как узнать себя, если вы как раз относитесь к оставшимся процентам?

К сожалению, описания не могут помочь в этом. Нужно знать модель А и иметь устойчивые навыки типирования людей, которые можно приобрести только у специалистов. В то же время, надеемся, чтение этих описаний не только доставит вам удовольствие, но и принесет пользу, так как они в какой-то мере помогут вам создать образ каждого из 16 типов.

А до какой степени все мы разные, судите сами.

Из жизни:

ДРАЙЗЕР: «ДОН КИХОТУ кто-нибудь нужен».

ГЮГО: «Так у него есть Санчо Панса».

ШТИРЛИЦ: «Ему нужен Росинант».

ГАМЛЕТ (проникновенно): «Ему нужна Дульсинея!»

ДОН КИХОТ

Фразы

Мужчины типа ДОН КИХОТ

- Дача - она для воздуха, чтобы шашлычки пожарить, отдохнуть, расслабиться, а не для того, чтобы там все время вкалывать.

- Я бросил пить. Это не сила воли - это страх смерти.

- Увлечений много, разных... преимущественно, по женской части...

- Первая моя девушка, как автоответчик, все повторяла: «Ты меня любишь? Ты меня любишь?..» И когда я учел этот опыт в общении со второй своей девушкой и стал ей говорить, что я люблю ее, она мне мрачно так ответила: «Я знаю».

- Человек должен стараться быть автором своей судьбы, а не жертвой.

- Сначала для меня все хорошие, добрые. Потом человек ведет себя не так. Я про себя это отмечаю, так сказать, ставлю галочку. И все - до свидания!

- Не умею устанавливать отношения с людьми. Например, охранник работать вечером не хочет и денег не берет. Что нужно тонкой душе охранника? Цветов ему принести?

- У меня так: если я нанимаю на работу человека, а другие его никак не принимают, он у меня и занимается распределением штрафов. Пусть уживаются.

- Чем холоднее относишься, тем лучше относятся к тебе. Чем больше раскрываешься, тем люди относятся более пренебрежительно.

- Да вы что, я - паникер!

- У меня есть определенная методика поиска в своих бумагах, дихотомическая. Например, среди научных журналов я не буду искать эротический.

- Секс без любви - это хорошо!

- Да, схватываю все на лету. По нескольким фразам уже понимаю, о чем идет речь. Кстати, часто неправильно.

- Да, в школе я заступался за всех в классе. Пройти мимо я не могу.

- Однажды зимой я пришел к ее дому минут за 15 до того, как она должна была ехать на работу, положил розу на капот ее машины, а сам спрятался и смотрел, как она будет реагировать.

- Моя б воля, я б не здоровался! Да это не слабая этика! Просто на фиг это нужно?

Женщины типа ДОН КИХОТ

- Я не запрещаю своим детям ничего, я только предлагаю им оценивать свои действия с точки зрения того, насколько они обратимы. Не надо делать то, что потом нельзя изменить. Хочется покрасить волосы в зеленый цвет - пожалуйста! Захочется - потом перекрасишь. Можно проколоть дырку в пупке - она потом зарастет. Но если сделаешь татуировку - это уже необратимо, она так и останется на всю жизнь. Можно и ребенка родить в 18 лет, но надо понимать, что это - навсегда.

- Он - мой коллега. Мы были с ним в командировке 3 дня. На третий день он сказал, что любит меня и что я ему нужна. Я посмотрела на него и вдруг увидела, что это для него очень важно. Я согласилась выйти за него замуж. Нам уже за сорок, и я только теперь впервые поняла, что такое настоящая жизнь.

ДЮМА

Фразы

Мужчины типа ДЮМА

- Коммерческий директор крошечной фирмы по продаже чулочно-носочных изделий ДЮМА делится опытом с молодым сотрудником: «Ты не волнуйся, все у тебя будет хорошо. Запомни только одно: в бизнесе главное - как ты с партнерами отношения строишь. Сколько раз я видел, как за красивые глазки оформляли контракты на 10 тысяч долларов!»

- Жизнь есть жизнь.

- Это высокие материи, это не для меня.

- Вывести меня из себя очень трудно. Если сильно наседают? Стараюсь отшутиться. Если продолжают? Стараюсь уйти. Ну, уж если деваться некуда, тогда уж дам как следует. Мало не покажется.

- Меня разозлить легко, но добиться, чтобы я предпринял неадекватные действия, трудно.

- Выходные и личная жизнь - вещи разные.

- Часто вижу, что человек делает очевидную глупость, а сам думаю: может, у него есть резон?

Женщины типа ДЮМА

- Без переживаний жизнь - преснятина!

- Я люблю, когда мой муж толстеет. Если его хорошо кормить, он становится такой толстый, сытый, ленивый и ни на кого не кидается.

- Женщина ДОН КИХОТ с недоумением и недоверием спрашивает свою мать ДЮМА: Как это ты так прожила, что ни одного врага за всю жизнь не нажила? - ДЮМА отвечает: Вот так и прожила.

- Честность - это очень важно. А маленькие хитрости - это классно!

- Я сейчас уже позволяю себе опаздывать. Это приятно - свобода.

- Все время быть обязательной - это патология.

- Если по-настоящему глубоко разобраться, то никакого предательства-то нет. У каждого своя правда.

- А я слышала, что где-то в Южной Америке готовность макарон определяют так: просто бросают в стенку. Если прилипло - готовы.

- Нужно всегда уметь дорого себя продавать.

ГЮГО

Этико-сенсорный экстраверт

Фразы

Мужчины типа ГЮГО

- Точно, я люблю продавать! Это же творческий процесс! Продаешь ведь не вещь, а историю! Недавно мы продавали велосипед. Девушка хотела получить за него 1500 руб., а в результате нам заплатили 2800 руб. Это я так хорошо его продавал. Я сказал: «Вот, видите, какой у нас велосипед, мы его продаем. На нем вот эта красивая девушка каталась. Можете посмотреть на нее - видите, какая красивая! Берите, пока на него нет другого покупателя!» Ну, вот так мы и продали его дороже, чем намеревались. Это я умею!

- Конечно, я могу уговорить любого клиента! Кто же мне откажет?

- Если я в настроении, я горы сверну, а если у меня нет настроения, то никто ко мне не подходи и ничего не проси!

- У каждого члена семьи должно быть свое постельное белье. Я так хочу!

Женщины шипа ГЮГО

- Если кастрюли нет на месте, конечно, я тоже гуманист - не убью. Но я обязательно найду ее и поставлю на место!

- Я прихожу домой и начинаю маме жаловаться, как я плохо себя чувствую. Мне что-то кажется, что у меня температура поднимается, голова побаливает. В общем, усталая я какая-то, плохо себя чувствую. Мама молча встает и приносит мне стакан с водой и аспирин. Зачем мне таблетка? Я же просто поговорить хочу, пожаловаться на плохое самочувствие, чтобы меня выслушали, чтобы мне посочувствовали! А она меня лечить начинает! Зачем?

- У меня на каждых плечиках - чехол, а под ним - платье, пояс, а к ним украшение висит или шарфик. Называется капсула. Утром мало времени, я снимаю чехол и сразу надеваю капсулу. Это очень удобно.

- У меня есть полочка, где лежит НЗ. Дочка и муж знают, что если они взяли что-то оттуда, то должны положить что-то вместо этого.

- Если я в самом деле рассержусь, они готовы сквозь землю провалиться.

- У меня тут в Греции 150 кгбэшников плясали. Некоторые сначала не хотели, но я же всегда знаю, что всем потом понравится. Так и вышло!

- Я не люблю кататься на лыжах сломя голову. Я люблю остановиться, посмотреть, как остальные катаются...

- По этому предмету я не могла себе позволить получить тройку. Мне было бы стыд

Наши рекомендации