Видение разницы между умом и объектом
Йогин: Моя осознанность в порядке, я могу почти непрерывно на протяжении всего дня видеть различную активность ума, но мне не ясно, осознан ли я, когда наблюдаю эти вещи или я их просто наблюдаю. Позвольте я приведу вам пример: во время занятий медитацией при ходьбе у меня возникло замешательство. Когда я начал наблюдать это замешательство – ум стал очень ясным. Он был так ясен, что присутствовало осознавание наблюдения.
Саядо УТ: Это из-за того, что качества ума, который в замешательстве и наблюдающего ума – совершенно различны.
Йогин: Да, точно! Вот почему он так ясен. Но когда ум умиротворен и спокоен, он менее ясен, чем когда я его наблюдаю.
Саядо УТ: Тем не менее, то, что происходит и наблюдение совершенно различны, правильно?
Йогин: Да, когда присутствует состояние замешательства или возбуждения, то они очень различны.
Саядо УТ: Значит, когда вы пытаетесь наблюдать ясное и мирное состояние ума, у вас есть желание увидеть это состояние более ясно?
Йогин: Да.
Саядо УТ: Не пытайтесь увидеть более ясно!
Йогин: Хорошо, это полезно.
Саядо УТ: Если вы можете ясно видеть разницу между наблюдением и наблюдаемым в одном состоянии ума, тогда вы постепенно станете способны увидеть это также и в других состояниях. Ясное понимание разницы между наблюдением и наблюдаемым, между умом и объектом, это разновидность прозрения (insight). Вы можете спросить себя: «Что является объектом, а что умом?». Но затем вам необходимо позволить уму делать свою собственную работу. Не ожидайте ответов! Если присутствуют ожидания или какие-нибудь другие разновидности лобхи, то в этом случае ум будет смущен.
Йогин: Да, ожидания присутствуют!
Саядо УТ: Для многих йогинов главной проблемой является не распознавание ими того, что в наблюдение вкралась некая разновидность ожидания. Итак, перед тем как что-то сделать, всегда проверяйте свое отношение. Не ожидайте результатов! Ум ясен, когда в нем полностью отсутствует желание. Вам не нужно наблюдать с усилием. Однажды начав движение в добродетельном направлении, ум будет продолжать движение, и вещи будут раскрываться естественно.
Йогин: Да, я старался слишком сильно.
Саядо УТ: Ваше усилие всегда должно быть сбалансировано. Вам нужно практиковать правильно, сбалансированным образом, непрерывно и мудро.
НАБЛЮДЕНИЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ
Йогин: Как я могу провести различие между моими собственными чувствами и эмоциями и тем, что я испытываю под влиянием окружающих людей?
Саядо УТ: Если вы все время наблюдаете свой ум, это будет вам заметно. Когда вы будете осознавать свои мысли и чувства во время взаимодействия с другими людьми, вы увидите, как они подпитывают друг друга.
Йогин: Таким образом, я смогу увидеть какие чувства возникли под влиянием других людей?
Саядо УТ: Да, вы увидите, как их мысли и чувства будут влиять на ваши мысли и чувства, и наоборот. Вы увидите как ваши чувства находятся под воздействием того что они говорят и манеры их разговора. Важно всегда осознавать свои реакции на все, что вы ощущаете.
*** *** ***
Йогин: Я продолжал наблюдать чувство неудовлетворенности, о котором я вам говорил во время последней встречи. Оно отчасти оставалось на заднем плане, но всегда было здесь. Затем этим утром я вдруг понял, что я стал неудовлетворенным из-за того, что был очень одиноким. Как только я смог это увидеть – неудовлетворенность ушла.
Саядо УТ: Когда вы наблюдаете за чувствами, тогда они не могут увеличиться, не могут стать более интенсивными. Когда вы наблюдаете чувство, тогда вы обнаружите откуда они приходят и где они начинаются. Из-за того, что вы не осознавали одиночество, оно разрослось во что-то еще, в неудовлетворенность, но затем постоянное наблюдение чувства разочарования привело вас назад к одиночеству, то есть оно сделало так, что вы увидели где все это началось.
Йогин: Я всегда верил, что эмоции изменяются очень быстро и что они не остаются в теле. Но мой опыт был другим – я мог определенно ощутить их в теле и они не быстро изменялись.
Саядо УТ: Видение природы ума, то есть видение постоянных и быстрых изменений может произойти, только если ум очень ясен, спокоен и непоколебим. Ум не находится ни в теле, ни за его пределами, но он всегда связан с телом. Он всегда взаимодействует с телом. Поэтому мы ощущаем определенные эмоции, оказывающие воздействие на определенные части нашего тела. Мы могли бы различать эмоции как нечто задерживающееся в теле, но фактически в нем имеет место лишь продолжающееся взаимодействие.
*** *** ***
Йогин: Я размышляю о включении некоторых вещей в медитацию сидя. У меня во время прогулки могли быть чувства, настроения и так далее, но, на самом деле, мой ум недостаточно устойчив для их исследования. Тем не менее, когда я сижу и медитирую, я могу стимулировать их возникновение и затем исследую их, используя это как способ, которым можно попытаться их понять. Вместо того, чтобы наблюдать то, что возникает, я таким способом что-то привношу. Я работаю с этим только лишь с исследовательской стороны, но не с интеллектуальной.
Саядо УТ: Да, вы можете это делать, если ум готов. Когда ум достаточно стабилен, когда осознанность развита и у вас достаточно устойчивое самадхи, тогда вы можете воспроизвести такие эмоции чтобы их исследовать. Один йогин каждый раз ощущал очень сильную ненависть когда он вспоминал особенно тяжелое столкновение, которое у него с кем-то случилось. Я посоветовал ему наблюдать свои ощущения каждый раз, когда такие воспоминания самопроизвольно приходили и рекомендовал ему переключаться на нейтральный объект всякий раз, когда он ощущал, что чувства становятся чрезвычайно интенсивными и наблюдать их снова только после того, как его ум станет более уравновешенным. Я также предложил ему каждый раз, когда его ум ощущает настоящую устойчивость, стабильность и умиротворение, запоминать это, чтобы видеть то, чему он смог научиться у этого состояния. Он делал все это в течение длительного периода времени и мало-помалу стал понимать что происходит, и затем, в какой-то момент, он не испытал никакого гнева, когда пришло воспоминание того события и образа того человека. Он сумел простить его, так как по-настоящему понял ситуацию.
*** *** ***
Йогин: Мне не совсем ясно по поводу веданы (vedanā). Достаточно ли просто знать, что существуют приятные, неприятные и нейтральные чувства?
Саядо УТ: Ведана – это активность ума. Существует разница между этим проявлением чувства и нашим восприятием его как приятного, неприятного или нейтрального. Ведана означает чувство или «чувствование» чего-то, ощущение чего-то внутреннего, в то время как приятное, неприятное или нейтральное – это наши интерпретации чувства.
Йогин: Так, нужно ли нам осознавать этот процесс чувствования или качества приятного, неприятного или нейтрального?
Саядо УТ: Нам нужно знать и то и другое, и важно понимать, что они олицетворяют различные функции ума, группы чувств (vedana-khandha) и восприятия. Функция восприятия (saññā) – это интерпретировать чувства (vedanā) как приятные, неприятные или нейтральные. Функция веданы – только чувствовать.
Йогин: Означает ли это, что мы должны осознавать отдельно деятельность веданы, в отличие от приятного, неприятного и нейтрального?
Саядо УТ: Да, это так. Вы можете сделать также дальнейшее разграничение между чувствами. Когда ум интерпретирует отдельное чувство как приятное телесное чувство (sukha), это обычно немедленно дает начало приятному умственному чувству, называемому соманасса (somanassa). Когда телесные ощущения интерпретируются как неприятные (dukkha), они дают начало неприятным умственным чувствам, называемым доманасса (domanassa). Реакция на нейтральные ощущения в теле (adukkham-asukha) будут давать начало невозмутимости.
Йогин: Всегда ли вместе работают ведана (vedanā) и сання (saññā)?
Саядо УТ: Да, ведана контактирует со всем, вместе с сознанием и другими умственными факторами. Вы ощущаете мир благодаря этому проявлению веданы.
Йогин: Трудно ли начать осознавать ведану? Она действительно очень тонка?
Саядо УТ: Да, она достаточно тонка. Нейтральные чувства всегда довольно тонки в сравнении с приятными или неприятными. Еще более тонкий, чем нейтральные чувства – процесс веданы. Его нелегко осознавать. Требуется большой практический опыт, чтобы начать осознавать ум в действии; это не обычное знание, это очень тонкое понимание процесса.
*** *** ***
Йогин: Когда я лежа занимался медитацией, у меня возникло знание чувства как неприятного, но оно не ощущалось как неприятное. Позднее возникло ощущение другого типа, и ум распознал его как «счастье». На этот раз чувство было узнано как приятное, но оно не ощущалось как приятное.
Саядо УТ: Вы осознавали чувства, но ум, осознававший чувства, не имел по отношению к ним ни лобхи, ни досы. Значит, не было никакой реакции неприятного умственного чувства или приятного умственного чувства (domanassa или somanassa). Ум просто регистрировал опыт как неприятное или приятное. Он не реагировал, то есть он не разделял эти ощущения.
Йогин: Да, это был мой опыт.
*** *** ***
Йогин: Вы упоминали, что чувства не нуждаются в том, чтобы быть классифицированными на приятные, неприятные и нейтральные. Иногда я нахожу, что это помогает мне их распознавать. Когда я распознаю, что нечто является очень приятным, это помогает мне видеть, как я становлюсь к этому привязанным, и как я страдаю, когда этого больше нет. Не могли бы вы это прокомментировать.
Саядо УТ: Мы не можем избежать ощущения приятных, неприятных или нейтральных чувств. Они просто проявляются естественным образом. Я советую йогинам не уделять много внимания приятному или неприятному, так как, поступая таким образом, мы на самом деле увековечиваем эти специфические приятные или неприятные чувства. Я хотел бы, чтобы йогины уделяли больше внимания процессу чувствования, чем этим приятным, неприятным или нейтральным качествам. Осознавание чувств более тонко, чем осознавание их качеств; это значит, что нужно осознавать их больше как умственную активность.
Йогин: Иногда приятные чувства являются неприятными, а иногда неприятные чувства являются приятными.
Саядо УТ: Да, ощущаете ли вы что-то как приятное или неприятное, это зависит от того, владеет ли вашим умом алчность или отвращение. Когда ум полон алчности, то обычно он находит вещи как приятные, но когда в уме отвращение, он имеет склонность находить вещи как неприятные. Когда мы ощущаем холод, мы находим жару приятной, но когда нам затем жарко, мы рассматриваем жару как неприятное. Настоящая умственная активность – это чувствование (feeling), и я бы хотел, чтобы йогины учились распознавать эту реальность. Нам нужно учиться видеть, что ум чувствует, что ум выполняет эту работу чувствования.