Подчинение святому шариату Мохаммада, Печати Пророков
Искатель, вступая в мир суфиев, дает обязательство подчиняться правилам и обычаям шариата. Если он уже является мусульманином, ему следует провозгласить два символа веры (шахадатаин) ислама: «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Бога» (Ашхадо ан ла илаха илла'лах) и «Я свидетельствую, что Мохаммад — Его Пророк» (Ашхадо анна Мохаммадан ра-суло'ллах). Затем искатель добавляет: «Я свидетельствую, что 'Али — святой Бога» (Ашадо анна 'алийан валийо'ллах). Провозглашая это, искатель приемлет и сердцем и духом (рух) истину и духовность ислама, в основе которых лежит абсолютная святость 'Али — царя всех святых. В этот момент искатель берет на себя обязательство не пренебрегать шариатом.
Доброта к Божьим созданиям
В этом обязательстве суфий дает обет не обижать Божьи создания и быть добрым и дружелюбным по отношению к ним, когда он странствует по Пути. Суфию следует постоянно руководствоваться строчками из стихотворения Саади:
Я радостен и умиротворен, будучи в мире,
несколько мир радостен и умиротворен в Нем.
Я влюблен во всю Вселенную,
ибо вся Вселенная принадлежит Ему.
Сохранение тайн Пути
В начале странствия по Пути (солук) суфий дает обязательство не раскрывать никому передаваемых ему тайн, будь то посторонний, друг или собрат-дервиш. Среди этих тайн — «поминание», объекты размышления, а также открытия и откровения в мире Единства. О тайнах не следует говорить ни с кем, кроме наставника. Тогда тайны не попадут в руки тех, кто не способен их хранить.
Друг, который почтил своим присутствием виселицу,
обвинялся в разглашении тайн.
Хафиз
Служение на Пути
В течение всего странствия по Пути суфий приемлет и сердцем, и духом каждый приказ или задание наставника и подчиняется им, не спрашивая «как?» и «почему?» Суфий должен знать, что нерадивость в служении приведет его лишь к отклонению от дороги преданности и от истинного пути. Служение настолько важно, что можно сказать следующее: «Все, что суфий обретает, он обретает благодаря служению».
Саади дает прекрасную иллюстрацию этому положению в той части Бустана («Плодовый сад»), которая рассказывает о султане Махмуде и его слуге Айязе. Этот отрывок начинается с того, что кто-то критикует Махмуда, говоря: «Как странно это! Айяз, его любимчик, некрасив, он — цветок без цвета и без благоухания. Как странны предпочтения соловья!» Услышав эти слова, Махмуд отвечает: «Поистине, моя любовь — к его добродетели, а не к форме его лица».
Саади далее рассказывает историю о том, как однажды в королевской процессии верблюд, нагруженный драгоценными камнями и жемчугом, споткнулся и упал, разбросав драгоценности. Султан Махмуд, будучи человеком щедрым, дал разрешение сопровождавшим его придворным забрать добычу себе, а сам быстро ускакал. Все придворные бросились врассыпную собирать драгоценности, забыв о султане при виде этого богатства. Только Айяз, не обращая внимания на драгоценные камни, последовал за султаном. Когда Махмуд увидел, что слуга скачет за ним, он прокричал: «О Айяз, где же твоя добыча?» В ответ Айяз промолвил: «Я не искал драгоценностей, но следовал за моим Владыкой; как могу я уделять внимание твоим дарам, когда мое единственное стремление в том, чтобы служить».
И в заключение Саади говорит:
О друг, если ты — приближенный Трона,
не забывай о Царе ради Его драгоценностей;
Ибо на этом пути святой ничего не просит
у Бога, кроме Него самого.
Так что знай: если ты ищешь что-либо, кроме благодати Друга,
ты — узник собственной темницы, а не Его.
Диг-джуш
Вступая в мир Духовной Нищеты, суфий внутренне провозглашает: «Я пришел, чтобы пожертвовать собой ради Друга».
Показывая свою готовность, суфий, подобно Аврааму, по Божьему указанию принесшему в жертву овцу вместо Исмаила! [ 3 ], приготавливает из овцы специальную еду. Эта еда готовится в соответствии с адабом и традициями Духовной Нищеты и распределяется среди дервишей. Еда, приготовленная таким образом, называется диг-джуш.
Аллах, Всемогущий, провозглашает... помните благодать и благословения Аллаха (нн'матуллах), уделенные вам: вы были жестокосердными врагами, а он соединил ваши сердца в любви, и посему Его благодатью и благословением вы стали братьями и сестрами.
Примечания:
[ 1 ] Таверна руин (перс. харабат) символизирует суфийскую обитель, ханаку, а также состояние фана (исчезновение «Я» в Боге). (Примеч. переводчика.)
[ 2 ] Нийат — обет, или провозглашение намерения, совершить определенный благочестивый поступок (наиболее часто это намаз). — Примеч. ред. англ. изд.
[ 3 ] Согласно традиции, принятой среди ряда мусульманских комментаторов, Авраам должен был принести в жертву не Исаака, как об этом говорится в Библии, а Исмаила. (Примеч. переводчика.)
ГЛОССАРИЙ
Составление Л. Тираспольского
Абдал – "Заменяющий", ранг суфийской иерархии (авлийа).
Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев.
А'йан-и тхабета – основные сущности.
'Айно'л-йакин – очевидное знание, не подлежащее сомнению.
Ал-'Адл – "Справедливый", одно из имен Бога.
'Акл – интеллект; рассудок.
'акл-и аввал – Первичный Интеллект
'акл-и джозви – "частный интеллект", знание частностей, а не всеобщего.
'акл-и истидлали – рассудок.
Ал-Акхар – "Последний", одно из имен Бога.
Аманат – "залог", то, что вверяется Богом, Его поручение, которое люди согласились выполнять. Часто отождествляется с любовью. Ср.: "Мы предложили залог (амана) небесам, и земле, и горам, но они отказались его понести и устрашились его; понес его человек..." (К. 33:72)
Ариф – обладатель мистического знания, "познавший", "гностик".
'Арши-и а'зам – Высший Престол.
Ахадийат (ахадийя) – "исключающее единство", "единственность": Бог един во всех отношениях и любая множественность с Ним не совместима.
ахадийат-и джам' – Единство Всеобъемлемости.
Ахл-е дел – "человек сердца".
Ахфа – сокровенное сознание; "самое тайное", см. сирр-и сир .
Бака – "странствие в Боге", пребывание в Боге (после растворения в нем – фана); "вечная" жизнь.
Вали (мн.ч. авлийа ) – близко стоящий к Богу, святой; "друг Бога".
Варид (варидат) – откровение; мистическое наитие, озарение и опыт в самом широком смысле.
Вахдат-и вуджуд – учение о единстве сущего, экзистенциальный монизм. Этим термином принято обозначать учение ибн Араби, хотя сам он его не употреблял.
Вахидийат (вахидийя) – "всевключающее единство", источник всякой множественности.
Вирд (букв. "доступ", "подход") – молитва; тайная молитва ордена; предписанное наставником произнесение священных текстов.
Воджуд – бытие.
Возу (вуду) – ритуальное омовение.
Гайб-и гайб – "Высшее Незримое"; отсутствие; то, что сокрыто, тайна; божественная тайна.
Гайб – "незримый", атрибут Бога и ангелов.
Дел (перс.) – сердце.
Дервиш (дарвиш) – "нищий"; термин, обозначающий членство в мистическом братстве, или ордене (тарика). Персидский эквивалент арабского термина факир , синоним слова суфий .
Джабарут – букв."мир могущества", сфера божественной власти.
Ал-Джаббар – одно из имен Бога, означающее "Принудитель".
Джазбе (джазб) – транс, мистический экстаз; влечение к этому состоянию.
Джами' – целокупность, всеобъемлемость; пятничная (соборная) мечеть.
Джихад ("усилие") – борьба за веру.
ал-джихадо'л-асгхар – "меньшая битва", воинское сражение.
ал-джихадо'л-акбар –"великая битва", противостояние нафсу, духовное самосовершенствование.
Закат – налог в пользу нуждающихся мусульман.
Захир (аз-захир) – внешний, явный; экзотерический.
Зийарат (ед.ч. зийара) – посещение святыни, паломничество.
Зикр – (перс. зэкр ) – букв. "поминание". Духовное упражнение, цель которого – ощутить внутри себя Божественное Присутствие; отказ от себя и сосредоточение на Боге; ритмичное, связанное с дыханием, повторное поминание имен Бога (теомнемия) или фразы, содержащей имя Бога; "вспоминание", концентрация внимания, "пробужденность".
Зэкр джали – поминание вслух, "зэкр голоса".
Зэкр хафи (или калби) – мысленное поминание про себя, "зэкр сердца".
'Ийан – непосредственное наблюдение, созерцание.
Илахийат – сфера Божественного.
'Илм – знание.
'илмо'л-йакин – знание с уверенностью, основанной на мистической интуиции.
'илм-и ладунни – божественное предсущностное знание.
Ишк (перс. эшк ) – любовь, божественная любовь; не утолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.
Кааба (ка'ба) – храм в Мекке, в стену которого помещен "черный камень", одна из главных мусульманских святынь.
Кабилийат (кабилийя) – пассивность; способность.
Калб – сердце.
Кана'ат – достаточность.
Кашф – раскрытие, снятие завес; откровение.
Керамат (карамат) – чудотворный дар; чудо, совершаемое святым с Божьего соизволения.
Кибла – направление к Мекке, куда поворачиваются лицом мусульмане во время молитвы.
Кутб – "ось", "полюс", "точка опоры". Высший ранг суфийской духовной иерархии. Глава ордена, "мастер".
Лава'их, ед.ч. лаиха – лучи озарения.
Лубб – "ядро", "сердцевина"; сущностное видение реальности; божественный разум.
Маджзуб – "безумец", тот, кто находится в состоянии исступления, экстатического озарения.
Макр – божественная хитрость, "наваждение". Согласно Корану: "Аллах – лучший из хитрецов" (К.3:47).
Малакут – природа ангелов; ангельский мир.
Ма'на – мистическая эзотерическая сущность; духовная реальность; дух объекта, то, что придает объекту его подлинный смысл.
Ма'рифат (Ма'рифа) – мистическое внеопытное знание; мистический гнозис.
Махам (макам) – ступень или стадия мистического Пути, через которую проходит "путник".
Махджато'л-калб – сокровенная сердцевина сердца.
Моджахада – битва; приложение усилий на мистическом пути; духовное сражение.
Мокашафа – теофания (богооткровение) в форме видений.
Морад – учитель, наставник на мистическом Пути. (На английский обычно переводится как master – владыка, господин; учитель; мастер. Словом "master" часто переводится также суфийский термин кутб .)
Моракебе (Моракаба) – самонаблюдение, созерцание; сознание, бдение; концентрация помыслов; медитация.
Морид (мурид) – ученик, "послушник".
Мотасаввефе – "суфиологи", те, кто изучают суфизм как научную дисциплину.
Мохаббат – "добротолюбие", любовь-доброта, проявление любви и доброты по отношению к Божьему творению; взаимная любовь между Богом и творением.
Мохасебе – самоанализ.
Мошахеде (мошахада) – созерцание, внутреннее видение; "свидетельствование".
Мулк – владение; область божественного владычества.
Намаз – обязательная молитва мусульман, совершаемая пять раз в день.
Нафс – "Я", самость, эго; низменное, плотское "Я", инстинктивно-животная душа; душа.
нафс-и аммара – упорствующий, приказывающий нафс;
нафс-и ал-лаввама – обвиняющий нафс;
нафс-и ал-мулхама – вдохновленный нафс;
нафс-и мутма'инна – успокоенный нафс.
нафс-и коллийа – Вселенская Душа.
нафс-и натика – рациональная душа.
Нийат – обет, обещание совершить благочестивый поступок.
Нияз – "духовная мольба".
Нукаба – "Предводитель", ранг суфийской иерарахии (авлийа).
Пир (букв. "старец") – наставник; старейшина. Название руководителя суфиев в Иране и Индии.
Риадат (риада) – "умерщвление (плоти)", аскетическая дисциплина.
Ро'йат – видения; сны.
Pyx – дух; духовное дыхание, идущее из мозга.
рух-и натика – рациональный дух.
Ру' – постижение, знание сути; знание посредством сердца, характерное для святых (вали).
Салик – путник, искатель на мистическом Пути.
Самадийат – непроницаемость.
Сахиб-дел – обладающий сердцем.
Силсила – цепь духовной преемственности, духовная родословная; непрерывающаяся цепь инициации, идущая от учителя к ученику.
Сирр – глубинное сознание.
Сирр-и сир – сокровенное сознание.
Совайда – сердцевина сердца.
Солук, сулук – процесс прохождения мистического Пути; собственно Путь.
Сунна ("обычай, "пример") – пример жизни Мохаммада как образец и руководство для мусульманина.
Таб – материальная природа.
Таваккол – упование на Бога.
Таджрид – непривязанность к миру; "неотождествление".
Та'аййон – предопределенность; определенность.
Таухид – единобожие, единение с Богом; принцип единства бытия, теомонизм. Одна из основополагающих концепций суфизма. Ср. суру 112 Корана Ат-Таухид (одно из двух ее названий), "Единство", которую нередко называют сущностью Корана.
Талаб – влечение к Богу, духовный поиск.
Тарик, тарика – мистический Путь; мистическая школа, совокупность методов обучения; суфийский орден, или "братство".
Тарикат – второй этап мистического Пути (тарик).
Тасаввуф – суфизм, исламский мистицизм.
Тасбих – взывание к Богу посредством произнесения определенного слова или фразы. Часто это формула Субхан Аллах – слава Аллаху.
Ташбих – уподобление, сравнение Бога с чем-либо; антропоморфизм; фантазия.
Тафрид – непривязанность к себе.
Файд – переполнение; эманация; проявление божественного милосердия; божественная милость.
Факир (араб.) – бедный (нуждающийся в Божьей милости); синоним слова дервиш или суфий.
Факр – добровольная бедность; духовная нищета (т. е. нужда в Боге).
Фана (букв. "уход", "смерть") – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге.
Фарданийат – целостность, целокупность; "сингулярность".
Фекр – размышление; созерцание; контемпляция.
Фирасат – (сверхъестественная) проницательность.
Форкан (фуркан) – "мерило", то, что отделяет истину от заблуждения; критерий. В Коране этим именем названа Тора (К.21:48) и Коран (К.25:1).
Хава – страсти; прихоти, капризы.
Хаваджис – побуждения, прихоти нафса.
Хаджж – ритуальное паломничество в Мекку, один из пяти "столпов" ислама.
Хадис ("новость", "известие", "рассказ") – предание о словах и поступках Мохаммада.
Хакикат – последний этап мистического Пути (тарик); постижение Истины.
Хакк, ал-Хакк – "Истинный", одно из суфийских наименований Бога.
Хакко'л-йакин – истинность, находящаяся превыше всякого сомнения.
Хал – временное состояние просветления, связанное с прохождением этапа (махам) мистического Пути.
Ханака – суфийская обитель; место собрания суфиев.
Харабат (перс. – "таверна руин", суфийская обитель ( ханака ); также символизирует состояние фана (см.).
Фана – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге, а также суфийскую обитель, ханаку.
Хафи – глубинное сознание; см. сирр.
Шариат – религиозные правила, составляющие законы ислама; начальный этап мистического пути (тарик) . ( Шари'а – экзотерическое откровение).
Шахадатаин, шахада (букв. "свидетельство") – произнесение формулы исповедания веры.
Шейх – духовный наставник, руководитель суфиев; глава суфийской обители, ханаки.
Шохуд – свидетельство (Бога).
Эшк (ишк) – любовь, божественная любовь; неутолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.
Сокращения
АА | 'Абхар ал-ашекин |
АФ | Аурад ал-ахбаб ва фосус ал-адаб |
AT | Асрар ат-таухид. Биография знаменитого суфийского наставника Абу Са'ида Або'л Хэйра, написанная его пра-пра-внуком Мохаммадом ибн Монавваром. |
ИК | Инсан ал камил ("Совершенный человек") |
ИС | Истилахат-и ас-суфийя |
ФД | Фаваех ал-джалал ва фаватех ал джалал |
ГР | Голшан-и раз ("Розовый сад тайн"). Поэма Махмуда Шабистари (ум. 1339). |
КАМ | Кашф ал-асрар (Авт. – Рашид ал-Дин-Майбоди) |
КМ | Кашф ал-махджуб ("Раскрытие скрытого"). Самый ранний суфийский прозаический текст на фарси, написанный Али ибн 'Отманом ал-Худжвири. |
Лм | Лама'ат-и Ираки |
ЛТ | Лома'фи'т-тасаввоф (Кетаб ал-). Старейший трактат о суфизме. Авт. — Абу Наср Саррадж (ум. 988). |
М | Маснави-е Сана'и |
МА | Машраб ал-арвах ("Питейный дом духов") (Рузбихан) |
МИ | Мерсад ал-'ибад. Эта работа Наджмо'д-Дина Рази вышла в свет в 1226 г. |
MX | Месбах ал-хедайя ва мефтах ал-кифайя ("Светоч наставничества"). Авт. – Иззо'д-Дин Махмуд Кашани (ум.1334 или 1335). |
MM | Маснави-е ма'нави. Знаменитая поэма Джалало'д-Дина Руми, которую Джами назвал "персидским Кораном". |
МН | Мосибат-намэ ("Книга страждущих"). Поэма Фаридо'д-Дина Аттара, описывающая усилия следующих по суфийскому Пути. |
НК | Носус ал косус |
НН | Накд ан-носус |
РБ | Тафсир-и Рух ал-Байян. Комментарий на Коран, написанный Исмаилом Хакки Брусави. |
РН | Рисала-е Нурбахш |
РК | Тарджома-е рисала-е Кушайри — основной источник книги Аттара "Жизнеописания святых". Авт. – Або'л-Ка-сим Кушайри. |
РКР | Рисалат ал-кодс (Рузбихан) |
РСх | Рисалаха-е Шах Ни'матолла Вали. Шах Ни'Матулла (Ни'матолла) Вали (1331-1432) — основатель суфийского ордена Ниматуллахи. |
СГР | Мафатих ал-и'джаз фи шарх-и Голшани раз |
СМ | Сад Майдан Авт. – Хваджа (Абу Исма-ил) Абдо'лла Ансари. Ум. 1089. |
СС | Шарх-и шатхийат ("Комментарий на парадоксы (суфиев)") — книга Рузбихана Бакли. |
ТА | Са'игх, Або'л Хасан (ум. 915) |
ТД | Та'рифат-и Джорджани |
ТКК | Тарджома-йе каламат-и кезар-и Баба Тахир. Авт. – каландар Баба Тахир Ум. в 1010. |
ТСА | Табакат ас-суфийа. Авт. – Абдо'лла Ансари. |
ТСС | Табакат ас-суфийа. Авт. – Абу 'Абдо'р-Рахман Солами. |
ТТ | Тасаввоф ва адабийат-и тасаввоф (включая Мир'ат-и ошшак) |
ХАу | Хафт аюранг ("Семь Престолов"). Поэтическое произведение 'Абд ар-Рахма-на Джами (ум.1492) |