Подчинение святому шариату Мохаммада, Печати Пророков

Искатель, вступая в мир суфиев, дает обязательство подчиняться правилам и обычаям шариата. Если он уже является мусульманином, ему следует провозгласить два символа веры (шахадатаин) ислама: «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Бога» (Ашхадо ан ла илаха илла'лах) и «Я свидетельствую, что Мохаммад — Его Пророк» (Ашхадо анна Мохаммадан ра-суло'ллах). Затем искатель добавляет: «Я свидетельствую, что 'Али — святой Бога» (Ашадо анна 'алийан валийо'ллах). Провозглашая это, искатель приемлет и сердцем и духом (рух) истину и духовность ислама, в основе которых лежит абсолютная святость 'Али — царя всех святых. В этот момент искатель берет на себя обязательство не пренебрегать шариатом.

Доброта к Божьим созданиям

В этом обязательстве суфий дает обет не обижать Божьи создания и быть добрым и дружелюбным по отношению к ним, когда он странствует по Пути. Суфию следует постоянно руководствоваться строчками из стихотворения Саади:

Я радостен и умиротворен, будучи в мире,
несколько мир радостен и умиротворен в Нем.
Я влюблен во всю Вселенную,
ибо вся Вселенная принадлежит Ему.

Сохранение тайн Пути

В начале странствия по Пути (солук) суфий дает обязательство не раскрывать никому передаваемых ему тайн, будь то посторонний, друг или собрат-дервиш. Среди этих тайн — «поминание», объекты размышления, а также открытия и откровения в мире Единства. О тайнах не следует говорить ни с кем, кроме наставника. Тогда тайны не попадут в руки тех, кто не способен их хранить.

Друг, который почтил своим присутствием виселицу,
обвинялся в разглашении тайн.

Хафиз

Служение на Пути

В течение всего странствия по Пути суфий приемлет и сердцем, и духом каждый приказ или задание наставника и подчиняется им, не спрашивая «как?» и «почему?» Суфий должен знать, что нерадивость в служении приведет его лишь к отклонению от дороги преданности и от истинного пути. Служение настолько важно, что можно сказать следующее: «Все, что суфий обретает, он обретает благодаря служению».

Саади дает прекрасную иллюстрацию этому положению в той части Бустана («Плодовый сад»), которая рассказывает о султане Махмуде и его слуге Айязе. Этот отрывок начинается с того, что кто-то критикует Махмуда, говоря: «Как странно это! Айяз, его любимчик, некрасив, он — цветок без цвета и без благоухания. Как странны предпочтения соловья!» Услышав эти слова, Махмуд отвечает: «Поистине, моя любовь — к его добродетели, а не к форме его лица».

Саади далее рассказывает историю о том, как однажды в королевской процессии верблюд, нагруженный драгоценными камнями и жемчугом, споткнулся и упал, разбросав драгоценности. Султан Махмуд, будучи человеком щедрым, дал разрешение сопровождавшим его придворным забрать добычу себе, а сам быстро ускакал. Все придворные бросились врассыпную собирать драгоценности, забыв о султане при виде этого богатства. Только Айяз, не обращая внимания на драгоценные камни, последовал за султаном. Когда Махмуд увидел, что слуга скачет за ним, он прокричал: «О Айяз, где же твоя добыча?» В ответ Айяз промолвил: «Я не искал драгоценностей, но следовал за моим Владыкой; как могу я уделять внимание твоим дарам, когда мое единственное стремление в том, чтобы служить».

И в заключение Саади говорит:

О друг, если ты — приближенный Трона,
не забывай о Царе ради Его драгоценностей;
Ибо на этом пути святой ничего не просит
у Бога, кроме Него самого.
Так что знай: если ты ищешь что-либо, кроме благодати Друга,
ты — узник собственной темницы, а не Его.

Диг-джуш

Вступая в мир Духовной Нищеты, суфий внутренне провозглашает: «Я пришел, чтобы пожертвовать собой ради Друга».

Показывая свою готовность, суфий, подобно Аврааму, по Божьему указанию принесшему в жертву овцу вместо Исмаила! [ 3 ], приготавливает из овцы специальную еду. Эта еда готовится в соответствии с адабом и традициями Духовной Нищеты и распределяется среди дервишей. Еда, приготовленная таким образом, называется диг-джуш.

Аллах, Всемогущий, провозглашает... помните благодать и благословения Аллаха (нн'матуллах), уделенные вам: вы были жестокосердными врагами, а он соединил ваши сердца в любви, и посему Его благодатью и благословением вы стали братьями и сестрами.

Примечания:

[ 1 ] Таверна руин (перс. харабат) символизирует суфийскую обитель, ханаку, а также состояние фана (исчезновение «Я» в Боге). (Примеч. переводчика.)

[ 2 ] Нийат — обет, или провозглашение намерения, совершить определенный благочестивый поступок (наиболее часто это намаз). — Примеч. ред. англ. изд.

[ 3 ] Согласно традиции, принятой среди ряда мусульманских комментаторов, Авраам должен был принести в жертву не Исаака, как об этом говорится в Библии, а Исмаила. (Примеч. переводчика.)

ГЛОССАРИЙ
Составление Л. Тираспольского

Абдал – "Заменяющий", ранг суфийской иерархии (авлийа).

Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев.

А'йан-и тхабета – основные сущности.

'Айно'л-йакин – очевидное знание, не подлежащее сомнению.

Ал-'Адл – "Справедливый", одно из имен Бога.

'Акл – интеллект; рассудок.

'акл-и аввал – Первичный Интеллект
'акл-и джозви
– "частный интеллект", знание частностей, а не всеобщего.
'акл-и истидлали
– рассудок.

Ал-Акхар – "Последний", одно из имен Бога.

Аманат – "залог", то, что вверяется Богом, Его поручение, которое люди согласились выполнять. Часто отождествляется с любовью. Ср.: "Мы предложили залог (амана) небесам, и земле, и горам, но они отказались его понести и устрашились его; понес его человек..." (К. 33:72)

Ариф – обладатель мистического знания, "познавший", "гностик".

'Арши-и а'зам – Высший Престол.

Ахадийат (ахадийя) – "исключающее единство", "единственность": Бог един во всех отношениях и любая множественность с Ним не совместима.

ахадийат-и джам' – Единство Всеобъемлемости.

Ахл-е дел – "человек сердца".

Ахфа – сокровенное сознание; "самое тайное", см. сирр-и сир .

Бака – "странствие в Боге", пребывание в Боге (после растворения в нем – фана); "вечная" жизнь.

Вали (мн.ч. авлийа ) – близко стоящий к Богу, святой; "друг Бога".

Варид (варидат) – откровение; мистическое наитие, озарение и опыт в самом широком смысле.

Вахдат-и вуджуд – учение о единстве сущего, экзистенциальный монизм. Этим термином принято обозначать учение ибн Араби, хотя сам он его не употреблял.

Вахидийат (вахидийя) – "всевключающее единство", источник всякой множественности.

Вирд (букв. "доступ", "подход") – молитва; тайная молитва ордена; предписанное наставником произнесение священных текстов.

Воджуд – бытие.

Возу (вуду) – ритуальное омовение.

Гайб-и гайб – "Высшее Незримое"; отсутствие; то, что сокрыто, тайна; божественная тайна.

Гайб – "незримый", атрибут Бога и ангелов.

Дел (перс.) – сердце.

Дервиш (дарвиш) – "нищий"; термин, обозначающий членство в мистическом братстве, или ордене (тарика). Персидский эквивалент арабского термина факир , синоним слова суфий .

Джабарут – букв."мир могущества", сфера божественной власти.

Ал-Джаббар – одно из имен Бога, означающее "Принудитель".

Джазбе (джазб) – транс, мистический экстаз; влечение к этому состоянию.

Джами' – целокупность, всеобъемлемость; пятничная (соборная) мечеть.

Джихад ("усилие") – борьба за веру.

ал-джихадо'л-асгхар – "меньшая битва", воинское сражение.
ал-джихадо'л-акбар –"великая битва", противостояние нафсу, духовное самосовершенствование.

Закат – налог в пользу нуждающихся мусульман.

Захир (аз-захир) – внешний, явный; экзотерический.

Зийарат (ед.ч. зийара) – посещение святыни, паломничество.

Зикр – (перс. зэкр ) – букв. "поминание". Духовное упражнение, цель которого – ощутить внутри себя Божественное Присутствие; отказ от себя и сосредоточение на Боге; ритмичное, связанное с дыханием, повторное поминание имен Бога (теомнемия) или фразы, содержащей имя Бога; "вспоминание", концентрация внимания, "пробужденность".

Зэкр джали – поминание вслух, "зэкр голоса".

Зэкр хафи (или калби) – мысленное поминание про себя, "зэкр сердца".

'Ийан – непосредственное наблюдение, созерцание.

Илахийат – сфера Божественного.

'Илм – знание.

'илмо'л-йакин – знание с уверенностью, основанной на мистической интуиции.
'илм-и ладунни – божественное предсущностное знание.

Ишк (перс. эшк ) – любовь, божественная любовь; не утолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.

Кааба (ка'ба) – храм в Мекке, в стену которого помещен "черный камень", одна из главных мусульманских святынь.

Кабилийат (кабилийя) – пассивность; способность.

Калб – сердце.

Кана'ат – достаточность.

Кашф – раскрытие, снятие завес; откровение.

Керамат (карамат) – чудотворный дар; чудо, совершаемое святым с Божьего соизволения.

Кибла – направление к Мекке, куда поворачиваются лицом мусульмане во время молитвы.

Кутб – "ось", "полюс", "точка опоры". Высший ранг суфийской духовной иерархии. Глава ордена, "мастер".

Лава'их, ед.ч. лаиха – лучи озарения.

Лубб – "ядро", "сердцевина"; сущностное видение реальности; божественный разум.

Маджзуб – "безумец", тот, кто находится в состоянии исступления, экстатического озарения.

Макр – божественная хитрость, "наваждение". Согласно Корану: "Аллах – лучший из хитрецов" (К.3:47).

Малакут – природа ангелов; ангельский мир.

Ма'на – мистическая эзотерическая сущность; духовная реальность; дух объекта, то, что придает объекту его подлинный смысл.

Ма'рифат (Ма'рифа) – мистическое внеопытное знание; мистический гнозис.

Махам (макам) – ступень или стадия мистического Пути, через которую проходит "путник".

Махджато'л-калб – сокровенная сердцевина сердца.

Моджахада – битва; приложение усилий на мистическом пути; духовное сражение.

Мокашафа – теофания (богооткровение) в форме видений.

Морад – учитель, наставник на мистическом Пути. (На английский обычно переводится как master – владыка, господин; учитель; мастер. Словом "master" часто переводится также суфийский термин кутб .)

Моракебе (Моракаба) – самонаблюдение, созерцание; сознание, бдение; концентрация помыслов; медитация.

Морид (мурид) – ученик, "послушник".

Мотасаввефе – "суфиологи", те, кто изучают суфизм как научную дисциплину.

Мохаббат – "добротолюбие", любовь-доброта, проявление любви и доброты по отношению к Божьему творению; взаимная любовь между Богом и творением.

Мохасебе – самоанализ.

Мошахеде (мошахада) – созерцание, внутреннее видение; "свидетельствование".

Мулк – владение; область божественного владычества.

Намаз – обязательная молитва мусульман, совершаемая пять раз в день.

Нафс – "Я", самость, эго; низменное, плотское "Я", инстинктивно-животная душа; душа.

нафс-и аммара – упорствующий, приказывающий нафс;
нафс-и ал-лаввама – обвиняющий нафс;
нафс-и ал-мулхама – вдохновленный нафс;
нафс-и мутма'инна – успокоенный нафс.
нафс-и коллийа
– Вселенская Душа.
нафс-и натика
– рациональная душа.

Нийат – обет, обещание совершить благочестивый поступок.

Нияз – "духовная мольба".

Нукаба – "Предводитель", ранг суфийской иерарахии (авлийа).

Пир (букв. "старец") – наставник; старейшина. Название руководителя суфиев в Иране и Индии.

Риадат (риада) – "умерщвление (плоти)", аскетическая дисциплина.

Ро'йат – видения; сны.

Pyx – дух; духовное дыхание, идущее из мозга.

рух-и натика – рациональный дух.

Ру' – постижение, знание сути; знание посредством сердца, характерное для святых (вали).

Салик – путник, искатель на мистическом Пути.

Самадийат – непроницаемость.

Сахиб-дел – обладающий сердцем.

Силсила – цепь духовной преемственности, духовная родословная; непрерывающаяся цепь инициации, идущая от учителя к ученику.

Сирр – глубинное сознание.

Сирр-и сир – сокровенное сознание.

Совайда – сердцевина сердца.

Солук, сулук – процесс прохождения мистического Пути; собственно Путь.

Сунна ("обычай, "пример") – пример жизни Мохаммада как образец и руководство для мусульманина.

Таб – материальная природа.

Таваккол – упование на Бога.

Таджрид – непривязанность к миру; "неотождествление".

Та'аййон – предопределенность; определенность.

Таухид – единобожие, единение с Богом; принцип единства бытия, теомонизм. Одна из основополагающих концепций суфизма. Ср. суру 112 Корана Ат-Таухид (одно из двух ее названий), "Единство", которую нередко называют сущностью Корана.

Талаб – влечение к Богу, духовный поиск.

Тарик, тарика – мистический Путь; мистическая школа, совокупность методов обучения; суфийский орден, или "братство".

Тарикат – второй этап мистического Пути (тарик).

Тасаввуф – суфизм, исламский мистицизм.

Тасбих – взывание к Богу посредством произнесения определенного слова или фразы. Часто это формула Субхан Аллах – слава Аллаху.

Ташбих – уподобление, сравнение Бога с чем-либо; антропоморфизм; фантазия.

Тафрид – непривязанность к себе.

Файд – переполнение; эманация; проявление божественного милосердия; божественная милость.

Факир (араб.) – бедный (нуждающийся в Божьей милости); синоним слова дервиш или суфий.

Факр – добровольная бедность; духовная нищета (т. е. нужда в Боге).

Фана (букв. "уход", "смерть") – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге.

Фарданийат – целостность, целокупность; "сингулярность".

Фекр – размышление; созерцание; контемпляция.

Фирасат – (сверхъестественная) проницательность.

Форкан (фуркан) – "мерило", то, что отделяет истину от заблуждения; критерий. В Коране этим именем названа Тора (К.21:48) и Коран (К.25:1).

Хава – страсти; прихоти, капризы.

Хаваджис – побуждения, прихоти нафса.

Хаджж – ритуальное паломничество в Мекку, один из пяти "столпов" ислама.

Хадис ("новость", "известие", "рассказ") – предание о словах и поступках Мохаммада.

Хакикат – последний этап мистического Пути (тарик); постижение Истины.

Хакк, ал-Хакк – "Истинный", одно из суфийских наименований Бога.

Хакко'л-йакин – истинность, находящаяся превыше всякого сомнения.

Хал – временное состояние просветления, связанное с прохождением этапа (махам) мистического Пути.

Ханака – суфийская обитель; место собрания суфиев.

Харабат (перс. – "таверна руин", суфийская обитель ( ханака ); также символизирует состояние фана (см.).

Фана – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге, а также суфийскую обитель, ханаку.

Хафи – глубинное сознание; см. сирр.

Шариат – религиозные правила, составляющие законы ислама; начальный этап мистического пути (тарик) . ( Шари'а – экзотерическое откровение).

Шахадатаин, шахада (букв. "свидетельство") – произнесение формулы исповедания веры.

Шейх – духовный наставник, руководитель суфиев; глава суфийской обители, ханаки.

Шохуд – свидетельство (Бога).

Эшк (ишк) – любовь, божественная любовь; неутолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.

Сокращения

АА 'Абхар ал-ашекин
АФ Аурад ал-ахбаб ва фосус ал-адаб
AT Асрар ат-таухид. Биография знаменитого суфийского наставника Абу Са'ида Або'л Хэйра, написанная его пра-пра-внуком Мохаммадом ибн Монавваром.
ИК Инсан ал камил ("Совершенный человек")
ИС Истилахат-и ас-суфийя
ФД Фаваех ал-джалал ва фаватех ал джалал
ГР Голшан-и раз ("Розовый сад тайн"). Поэма Махмуда Шабистари (ум. 1339).
КАМ Кашф ал-асрар (Авт. – Рашид ал-Дин-Майбоди)
КМ Кашф ал-махджуб ("Раскрытие скрытого"). Самый ранний суфийский прозаический текст на фарси, написанный Али ибн 'Отманом ал-Худжвири.
Лм Лама'ат-и Ираки
ЛТ Лома'фи'т-тасаввоф (Кетаб ал-). Старейший трактат о суфизме. Авт. — Абу Наср Саррадж (ум. 988).
М Маснави-е Сана'и
МА Машраб ал-арвах ("Питейный дом духов") (Рузбихан)
МИ Мерсад ал-'ибад. Эта работа Наджмо'д-Дина Рази вышла в свет в 1226 г.
MX Месбах ал-хедайя ва мефтах ал-кифайя ("Светоч наставничества"). Авт. – Иззо'д-Дин Махмуд Кашани (ум.1334 или 1335).
MM Маснави-е ма'нави. Знаменитая поэма Джалало'д-Дина Руми, которую Джами назвал "персидским Кораном".
МН Мосибат-намэ ("Книга страждущих"). Поэма Фаридо'д-Дина Аттара, описывающая усилия следующих по суфийскому Пути.
НК Носус ал косус
НН Накд ан-носус
РБ Тафсир-и Рух ал-Байян. Комментарий на Коран, написанный Исмаилом Хакки Брусави.
РН Рисала-е Нурбахш
РК Тарджома-е рисала-е Кушайри — основной источник книги Аттара "Жизнеописания святых". Авт. – Або'л-Ка-сим Кушайри.
РКР Рисалат ал-кодс (Рузбихан)
РСх Рисалаха-е Шах Ни'матолла Вали. Шах Ни'Матулла (Ни'матолла) Вали (1331-1432) — основатель суфийского ордена Ниматуллахи.
СГР Мафатих ал-и'джаз фи шарх-и Голшани раз
СМ Сад Майдан Авт. – Хваджа (Абу Исма-ил) Абдо'лла Ансари. Ум. 1089.
СС Шарх-и шатхийат ("Комментарий на парадоксы (суфиев)") — книга Рузбихана Бакли.
ТА Са'игх, Або'л Хасан (ум. 915)
ТД Та'рифат-и Джорджани
ТКК Тарджома-йе каламат-и кезар-и Баба Тахир. Авт. – каландар Баба Тахир Ум. в 1010.
ТСА Табакат ас-суфийа. Авт. – Абдо'лла Ансари.
ТСС Табакат ас-суфийа. Авт. – Абу 'Абдо'р-Рахман Солами.
ТТ Тасаввоф ва адабийат-и тасаввоф (включая Мир'ат-и ошшак)
ХАу Хафт аюранг ("Семь Престолов"). Поэтическое произведение 'Абд ар-Рахма-на Джами (ум.1492)

Наши рекомендации