Тема: Формулирование темы исследования
1. Познакомьтесь с материалом раздела 3.1.
2. Сформулируйте тему исследования путем дополнения и конкретизации общего направления исследований. Наименование направления, состав и содержание возможных дополнений приведены в таблице 3.8.
3. Опираясь на собственные научные интересы, область профессиональной деятельности и используя рекомендуемые в главе 3 источники информации, сформулируйте собственную тему исследования.
Таблица 3.8. Формулирование темы научного исследования | ||
Наименование общего направления | Примеры возможных дополнений | Формулировка темы |
Управление развитием ИС | Дополнение "Объект исследования": · Промышленное предприятие. · Торговая компания. · Холдинг | |
Дополнение "Результаты": · Способы, подходы, методики. · Проектные решения. · Планы. · Научно-обоснованные рекомендации |
Задание 3.2.
Тема: Планирование выполнения исследовательской работы
1. Изучите порядок подготовки исследовательских работ, контрольные сроки сдачи документов, промежуточных и итоговых отчетов, приведенные в "Образовательная программа по направлению подготовки "Бизнес-информатика"".
2. Познакомьтесь с материалом раздела 3.2.
3. Составьте план выполнения собственной работы на основе материалов настоящего пособия, обсуждения плана работы с научным руководителем, методических рекомендаций по подготовке и защите курсовых работ (выпускных квалификационных работ или магистерских диссертаций), разработанных кафедрой вуза, на которой выполняется работа, рабочих учебных планов текущего года. Для подготовки плана используйте в качестве формы табл. 3.9.
Таблица 3.9. Шаблон план-графика выполнения исследовательской работы | ||||
Вид работ | Начало выполнения | Срок окончания | Вид документа, отчетный материал | Принимающее лицо (научный руководитель, секретарь кафедры, специалист учебной части, комиссия кафедры, экзаменационная комиссия) |
... | ... | ... | ... | ... |
Занятие 4.Методические рекомендации по написанию исследовательских работ
Аннотация:В данномзанятии основное внимание уделено рекомендациям по разработке структуры исследовательской работы, а также требованиям к содержанию ее составных частей: аннотации, блока ключевых слов, введению, основной части и заключению. Еще один важный вопрос, рассмотренный в лекции, - особенности научного стиля речи.
Разработка структуры работы
При написании исследовательское работы особое внимание следует уделять её аспектации, композиции, рубрикации.
Аспектация отображает логику научного исследования. Исследование рассматривается с точки зрения его актуальности, определения объекта и предмета исследования, постановки цели и конкретных задач, выдвижения и обоснования гипотез, выбора метода проведения исследования, определения практической значимости результатов. Аспектация определяет композицию работы.
Композиция устанавливает взаимное расположение частей исследовательской работы, составляющих одно целое. Определенного стандарта для композиции исследовательской работы не существует. Автор сам определяет способ изложения материала, при этом, не забывая о внутренней логической связи материалов.
Пример композиционной структуры исследовательской работы, выполняемой в процессе обучения, представлен ниже.
Титульный лист
Аннотация
Ключевые слова
Содержание (оглавление)
Введение
1 Название раздела
1.1 Название подраздела
1.1.1 Название подподраздела
…
1.2 Название подраздела
…
Выводы раздела 1
2 Название раздела
2.1 Название подраздела
2.1.1 Название подподраздела
…
2.2 Название подраздела
…
Выводы раздела 2
3 Название раздела
3.1 Название подраздела
3.1.1 Название подподраздела
…
3.2 Название подраздела
…
Выводы раздела 3
Заключение
Краткий глоссарий, представляющий определение ключевых понятий и терминов работы
Перечень сокращений и условных обозначений
Список использованных литературных источников
Список рисунков
Список таблиц
Приложения
Титульный лист является первой страницей исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхней части страницы указывается полное наименование вуза, в котором выполнена исследовательская работа. В средней части страницы - вид работы (курсовая, ВКР, магистерская диссертация и т.д.) и тема работы. Тема работы в кавычки не заключается. Далее, ближе к правому краю титульного листа приводятся фамилия и инициалы исполнителя, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень. В нижней части страницы - место выполнения работы и год ее написания (без слова "год"), например, Москва, 20__.
В оглавлении приводятся заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки текста, поэтому рекомендуется использовать возможности текстовых редакторов по автоматическому сбору оглавления.
Вопросы подготовки аннотации, введения, основной части работы, заключения рассмотрены в следующих разделах.
Рубрикация - деление текста работы на отдельные логично подчиненные части (разделы, главы, параграфы), которые отображают логику построения исследования. Степень сложности рубрикации зависит от содержания текста (объёма, тематики, назначения).
Заголовки глав (разделов) и параграфов (подразделов) должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Рекомендуется в заголовок включать отглагольные существительные, которые отражали бы действия автора с изложенным в главе (параграфе) материалом. Например, анализ, исследование, выбор, определение, разработка и т. д. Не рекомендуется в заголовок включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка, а также слова являющимися терминами узкоспециального профиля, сокращённые слова, аббревиатуры и формулы. При рубрикации текста следует помнить, что главы не должны существенно отличаться по объему текста.
Рубрикация текста связана с нумерацией. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы. Порядковые номера глав обозначаются римскими цифрами, параграфов - арабскими цифрами. В последнее время в научных текстах используется индексационная нумерация.
Например:
1 Формирование требований к разработке и ведению динамической эксплуатационной документации.
1.1 Анализ стандартов в области создания пользовательской документации.
1.2 Определение степени применимости стандартов эксплуатационной документации.
1.3 Формирование требований к методике динамической поддержки эксплуатационной документации.
Абзац - структурно-композиционная часть текста, которая состоит из одной или нескольких фраз, выражает логически завершённую мысль. Разделение текста на абзацы является приёмом, используемым для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изучения. Правильная разбивка текста исследовательской работы на абзацы существенно облегчает её чтение и осмысление. Абзацы одного параграфа или главы по смыслу должны быть последовательно связаны друг с другом. Особое внимание следует обращать на начало абзаца. Желательно, чтобы первое предложение абзаца указывало тему абзаца и выступало как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части, а также обеспечивало смысловую связь с предыдущим абзацем.
Аннотация и ключевые слова
ГОСТ 7.9-95 "Реферат и аннотация. Общие требования" дает определение и устанавливает общие требования к аннотации, согласно этому стандарту:
· аннотация - краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей;
· в аннотации отмечают, что нового несет в себе данный документ;
· рекомендуемый объем аннотации - 500 печатных знаков.
Аннотация должна быть написана простым языком с помощью безличных конструкций. Не следует использовать узкоспециализированные термины. Аннотация в сжатой форме информирует, о чем говорится в тексте и какую пользу от его прочтения можно получить, т.е. какие теоретические и/или практические знания дает эта работа.
Основными источниками при подготовке аннотации исследовательской работы являются:
· титульный лист;
· содержание (оглавление);
· введение;
· выводы по главам;
· заключение;
· рисунки, графики и таблицы в тексте.
Аннотация начинается с существа вопроса или с вводных фраз, например: "Рассматриваются, исследуются, даются, показываются, содержатся и т.д.".
Основные информационные блоки аннотации представлены на рис. 4.1
Рис. 4.1.Основные информационные блоки аннотации
В таблице 4.1 приведены лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления в аннотации.
Таблица 4.1. Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления в аннотации | |
Информационный блок | Примеры |
Краткая характеристика работы | · В работе исследуется (что?)... · Показан (что?)... · Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)... · В работе дается характеристика (чего?)... · Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как... · В работе анализируется (что?)... · Главное внимание обращается (на что?)... · Используя (что?), автор излагает (что?)... · Отмечается, что... · Подчеркивается, что... · В исследовании дается (что?)... · Раскрываются (что?)... · Описываются (что?)... · Особое внимание уделяется вопросам (чего?)... · В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)... · Показывается (творческий) характер (чего?)... |
Объем работы, перечисление количества таблиц, рисунков, приложений, указание количества источников литературы | Работа содержит Х таблиц, Х рисунков, Х приложений, состоит из Х страниц и ссылается на Х источников |
Пример аннотации1 приведен ниже.
Магистерская диссертация на тему: Разработка методики динамической поддержки эксплуатационных документов для информационных систем.
Аннотация
Работа посвящена методике, которая позволяет разработать эксплуатационную документацию для комплексных программных решений, в частности информационных систем, находящихся на этапе развития. Предложенная методика позволяет снизить трудозатраты на поддержание документации и уйти от рисков потери ее актуальности.
Работа содержит Х таблиц, Х рисунков, Х приложений, состоит из Х страниц и ссылается на Х источников.
Одним из требований к структуре исследовательской работы является обязательное предоставление вместе с текстом ключевых слов.
Ключевые слова – это набор слов, кратко представляющих суть текста и отражающих отрасль научного знания, к которой относится работа.
Ключевое слово может состоять из одного или двух и более слов. Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста работы, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые. Ключевые слова не приводятся в оглавлении. Пример ключевых слов2 представлен ниже.
Магистерская диссертация на тему: Разработка методики динамической поддержки эксплуатационных документов для информационных систем.
Ключевые слова
Инструкции для пользователей, поддержка эксплуатационных документов, эксплуатационные документы, методика динамической поддержки инструкций пользователей, эксплуатационные документы информационных систем, актуальность пользовательской документации.
Подбор ключевых слов к исследовательской работе является требованием рецензируемых журналов, а также элементом продвижения в сети Интернет. Чтобы определить ключевые слова для исследовательской работы, нужно представить, по каким поисковым запросам эта работа может быть найдена.
Благодаря ключевым словам поисковые системы и специализированные картотеки делят научные произведения по определённым смысловым признакам. Используя систему ключевых слов, можно найти схожие по тематике статьи в информационных базах, например, с помощью "Облака ключевых слов". Облако ключевых слов - визуальное представление ключевых слов текста, хранящихся на сервисах социальных закладок (см. описание Delicious в " Выбор темы и планирование исследовательской работы" ).
Одним из самых популярных и простых сервисов генерации облака ключевых слов является сервис Wordle. Для формирования облака ключевых слов предлагается выполнить несколько шагов:
1. Перейти на страничку сервиса Wordle.
2. Ввести необходимый текст или указать источник текста.
3. Выбрать внешний вид облака, подбираемого самим сервисом.
4. Сформировать облако. Облако можно открыть в новом окне, сохранить в публичной галерее (при этом будет сгенерирован код для вставки облака в блог или на сайт).
Рекомендуется ознакомиться со статистикой ключевых слов в том или ином поисковике, то есть изучить, что по этой теме чаще употребляется пользователями.
Подготовка введения
При подготовке введения используется методологически аппарат, рассмотренный в "Методологический аппарат научного исследования" , который применяется в определенной логической последовательности. Для различного вида работ структура и объем введения может различаться. Как правило, во введении:
· обосновывается актуальность темы исследования;
· освещается степень изученности и научной разработанности темы;
· определяется объект, предмет, цели, задачи работы;
· выдвигается гипотеза исследования;
· характеризуется теоретическая база и методологические основы, методы исследования;
· конструируются элементы научной новизны;
· определяется область применения, значимость результатов;
· описывается структура работы.
В таблице 4.2 приведены примерные структуры введения для различных видов исследовательских работ, выполняемых в процессе обучения, представлена последовательность размещения, названия разделов, а также рекомендации по объему отдельных разделов введения.
Таблица 4.2. Примерные структуры введения для различных видов исследовательских работ | |||||||
№ | Название раздела | Реферат, объемом не более 25 стр. | Курсовая работа, выполняемая на 3 курсе бакалавриата, объемом 20-25 стр. | Выпускная квалификационная работа бакалавра, объемом не более 50 стр. | Курсовая работа, выполняемая в магистратуре, объемом 30 стр. | Магистерская диссертация, объемом не более 75 стр. | |
Наличие раздела и его объем | |||||||
1. | Актуальность | Не более 1 стр. | Не более 1 стр. | Не более 1 стр. | Не более 1 стр. | Не более 1 стр. | |
2. | Степень изученности и научной разработанности темы | Не более 1 стр. | Не более 1 стр. | Не более 1 стр. | Не более 1 стр. | Не более 1 стр. | |
3. | Объект исследования | 1 фраза | 1 фраза | 1 фраза | 1 фраза | 1 фраза | |
4. | Предмет исследования | 1 фраза | 1 фраза | 1 фраза | 1 фраза | 1 фраза | |
5. | Цель работы | Одна развернутая фраза | Одна развернутая фраза | Одна развернутая фраза | Одна развернутая фраза | Одна развернутая фраза | |
6. | Гипотеза исследования | Не приводится | Не приводится | Не приводится | Несколько фраз | Несколько фраз | |
7. | Задачи работы | Ряд перечислений | Ряд перечислений | Ряд перечислений | Ряд перечислений | Ряд перечислений | |
8. | Ограничения и допущения | Не приводится | Рекомендовано | Рекомендовано | Несколько фраз | Несколько фраз | |
9. | Теоретическая база и методологические основы, методы исследования | Не приводится | Рекомендовано | Рекомендовано | Не более 0,3 стр. | Не более 0,5 стр. | |
10. | Результаты | Несколько абзацев | Несколько абзацев | Несколько абзацев | Несколько абзацев | Несколько абзацев | |
11. | Научная новизна | Не приводится | Не обязательна | Не обязательна | Рекомендовано | Несколько абзацев | |
12. | Область применения, практическая значимость результатов | Не приводится | Не более 0,3 стр. | Не более 0,5 стр. | Не более 0,5 стр. | Не более 0,5 стр. | |
13. | Описание структуры работы | Не более 0,5 стр. | Не более 0,5 стр. | Не более 0,5 стр. | Не более 0,5 стр. | Не более 0,5 стр. |
Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления во введении следующие:
· Обоснована (что?)...
· Освещается (что?)...
· Определяются (что?)…
· Характеризуются (что?)…
· Указываются (что?)….
· Отмечается, что...
Работа над основной частью
Требования к содержанию курсовых и выпускных квалификационных работ рассмотрены в "Образовательная программа по направлению подготовки "Бизнес-информатика"" . Содержание глав (разделов) должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
В главах основной части исследовательской работы необходимо подробно рассмотреть методику и технику исследования и обобщить результаты.
Главы работы должны показать умение автора сжато, логично и аргументированно излагать материал.
Основная часть – это содержательная часть работы, которая обычно состоит не менее чем трёх глав, в которых представлена постановка проблемы, предлагаемый путь и результаты ее решения. Каждая глава работы должна завершаться краткими выводами, которые подводят итоги исследований, приведенных в главе.
Ниже рассмотрены примеры вариантов построения основной части.
Вариант 1.
В первой главе приводится обзор и анализ литературных источников, результатов научных исследований, ранее выполненных по теме работы, устанавливается проблема по заявленной теме.
Во второй главе представляется теоретическое и методическое обоснование выбранного направления исследования. Проблема разбивается на задачи, анализируются известные методы решения задач, выполняется их сравнительная оценка.
В третьей главе предлагается подход к решению проблемы, приводится его описание и обоснование, излагаются полученные результаты, проводится сравнение с результатами ранее выполненных исследований.
Вариант 2.
Глава 1. Теоретическая часть работы. Содержит теоретические основы решения вопроса. На основе изучения литературных источников рассматривается сущность исследуемой проблемы. Анализируются различные подходы к её решению. В этой главе отмечается, используются ли для решения задач какие-либо программные средства, дается обзор рынка программных средств, с указанием основных характеристик и функциональных возможностей.
Глава 2. Аналитическая часть работы, в которой дается характеристика предметной области и приводится постановка задачи. В качестве предметной области может выступать предприятие или отдельное его подразделение, вид деятельности, протекающий в нем. В этом случае описывается профиль предприятия. Детально анализируется состояние предметной области. Критически показывается действующая практика решения поставленной задачи, проводится выявление существующих недостатков. Обосновывается необходимость совершенствования существующей практики решения поставленной задачи, использования новых методологий и технологий для её решения.
Глава 3. Практическая (рекомендательная) часть работы включает обоснование конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию действующей практики решения поставленной задачи в исследуемом объекте, а также описание результатов проведенных исследований (для магистерской диссертации особое внимание уделяется научным результатам). Основное требование, предъявляемое к рекомендательной части, - предложения должны быть конкретными и аргументированными, содержать рекомендации о способах их реализации, отражать сведения об эффективности рекомендуемых мероприятий, характеризовать другие их преимущества.
Например, если в работе рассматриваются вопросы создания / модернизации или развития информационной системы предприятия на основе предлагаемого ИТ-решения, то глава 3 может содержать:
· модели бизнес-процессов;
· требования к ИС;
· обоснование выбора ИТ-решения;
· рекомендации по выбору стратегии внедрения;
· рекомендации по управлению проектом внедрения;
· предложения по планированию проекта;
· анализ проектных рисков и рекомендации по их минимизации;
· ключевые факторы успеха проекта;
· новые возможности / улучшения действующей практики решения, поставленной задачи.
Построение основной части зависит от требований кафедры, на которой выполняется работа.
При подготовке основного текста исследовательской работы автор обязан делать ссылки на литературные источники, из которых он берет материалы или отдельные результаты.
Материалы, не влияющие на объяснение решения задачи, выносятся в приложения.
Если работа содержит таблицы размером более 1-1,5 страниц, в основной части рекомендуется оставить только фрагмент таблицы, а всю таблицу представить в приложении.
Если в работе представлены модели бизнес-процессов, то в основной части рекомендуется оставлять модель верхнего уровня и делать ссылки на приложение, в котором модель представлена полностью.
Ниже представлен пример плана содержания выпускной квалификационной работы на тему "Разработка модели для количественной оценки уровня зрелости управления ИТ - проектами"3.
Введение.
1 Анализ международных практик по управлению проектом и оценке его уровня зрелости.
1.1 Анализ методологий управления проектом.
1.2 Исследование оценок уровня зрелости управления проектом.
2 Разработка модели для оценки уровня зрелости управления ИТ-проектом.
2.1 Создание анкеты оценки уровня зрелости управления проектами.
2.2 Оценка уровня зрелости с помощью OPM3, модели Керцнера и разработанной модели количественной оценки.
3 Оценка зависимости успешности проекта от уровня зрелости управления проектом.
3.1 Проверка коррелированности успешности проекта и уровня зрелости управления проектом.
3.2 Построение регрессионной модели зависимости успешности проекта от уровня зрелости управления проектом.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1. Список вопросов для оценки уровня зрелости по разработанной модели.
Приложение 2. Список вопросов по модели Керцнера.
Приложение 3. Список вопросов по модели OPM3.
В процессе написания работы автор сталкивается с необходимостью структурирования больших объемов информации. Одним их эффективных способов построения основной части исследовательской работы, когда структура работы строится по задачам, является способ, основанный на принципе пирамиды, предложенный Барбарой Минто, консультантом компании McKinsey&Company4. Принцип пирамиды предполагает, что задачи, поставленные автором для достижения цели работы, выстраиваются в иерархию (пирамиду), что позволяет устанавливать между ними логические взаимосвязи.
При построении пирамиды предлагается придерживаться следующих правил:
1. Задачи любого уровня должны суммировать задачи, находящиеся на более низком уровне, и задачи любого уровня должны детализироваться на более мелкие на уровне ниже.
2. Задачи каждой главы должны быть задачами одного порядка, то есть должны быть связаны между собой, что позволяет объединить их в группу (главу).
3. Задачи главы должны быть выстроены в определенном порядке, согласно внутренней логике.
На рис. 4.2 графически изображена основная часть работы, представленная в виде пирамиды.
Рис. 4.2.Основная часть работы, представленная в виде пирамиды
Цель - стержень исследовательской работы. Цель логически связана с гипотезой, которая указывает, как будет достигнута цель. Гипотезапозволяет определить задачи (главы, разделы работы), решение которых реализует поставленную цель. Каждая задача может быть детализирована на подзадачи. Для каждой задачи/подзадачи предлагается подход к решению и излагается обоснование решения (это подразделы, параграфы главы).
Основная часть исследовательской работы должна составлять не менее 70% ее полного объема. Язык и стиль изложения их изложения должны учитывать особенности научной речи.
Примеры лексико-синтаксических конструкций, рекомендуемые для изложения основной части и выводов, приведены в таблице 4.3.
Таблица 4.3. Список лексико-синтаксических конструкций, рекомендуемых при изложении основной части | |
Информационный блок | Лексико-синтаксические конструкции |
Текст основной части | · Усиление внимания к проблеме... связано в первую очередь с разработкой ... · Теоретический анализ литературы позволяет выделить перспективное направление разработки ... · Перспективу для решения данной проблемы открывает ... · В исследуемой проблематике ... центральными становятся вопросы ... · Программа исследования направлена на выявление... и включает следующие вопросы ... · Важным для исследования является положение о том, что ... · Придерживаясь данного положения, тем не менее ... · Выявление специфических особенностей ... является тем основанием, на котором строятся все остальные аспекты исследования ... · Весьма полезными оказались результаты исследований ..., которые рассматривают... · В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что ... · Чтобы обосновать ..., необходимо,…прежде всего, выяснить ... · Изложение названных проблем приведено в работах ... · Собственные наблюдения и специальные исследования показали, что … · В работе рассматривается задача…. в следующей постановке … · Поставленные задачи определяют следующие подходы к их решению… · Известные подходы к решению поставленной задачи основаны на….. · Сущность требований сводится к ... · Выше изложенное подчеркивает необходимость рассмотрения вопроса о ... · Исходя из положения, что ..., следует отметить, что ... · В работе предлагается…. · Особенность предлагаемого подхода состоит в том, что…. · Рассмотрим …. на примере….. |
Выводы в главах | · Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы ... · Развивая концепцию ... о том, что ... , можно сделать вывод, что ... · Изложенное позволяет заключить, что ... · В итоге следует подчеркнуть, что ... · Наряду с этим необходимо отметить следующее ... · В итоге рассмотрения данного вопроса можно утверждать, что ... · Вместе с тем следует подчеркнуть, что... · Анализируя содержательный аспект.... , можно сделать вывод о необходимости (целесообразности) ... · Анализ ... позволяет сделать вывод о ... · Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех исследователей на ... |
Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность, которые достигаются специальными средствами организации связанного текста (см. табл. 4.4) и использованием определений оценочного характера (см. табл. 4.5).
Таблица 4.4. Средства организации связного текста1 | |
Информационный блок | Примеры |
Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации | И, поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате; следовательно, значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим; в таком случае, в этом случае, при этом условии |
Временная соотнесенность частей информации | Вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, предварительно, сейчас, теперь, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, опять, еще (раз), снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение, далее, выше, ниже |
Сопоставление и противопоставление частей информации | Так (же), таким (же) образом, таким (же) путем, точно так, совершенно так, аналогично; если... то, тогда как, в то время как, с одной стороны, с другой стороны; наоборот, напротив, в противоположность (этому), иначе, по-иному, и (все-таки), же, а, но, однако, зато |
Дополнение и уточнение данной информации | Также, при этом, причем, вместе с тем, кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим, в частности |
Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения | Например: так, например; именно; только; даже; лишь; ведь; особенно; другими словами; иначе говоря; говоря точнее |
Порядок перечисления | Во-первых, во-вторых, в-третьих, затем, далее, наконец |
Обобщение, вывод, итог предыдущей информации | Таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следовательно, из этого следует |
Ссылка на предыдущую и последующую информацию | Как было сказано (показано, упомянуто, отмечено), как говорилось (указывалось, отмечалось), как видно; рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведенный, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный; последнее; согласно этому (с этим), сообразно этому (с этим), соответственно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого |
1Источник: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. - М., Флинта, Наука,1997, стр. 87
Таблица 4.5. Список определений оценочного характера2 | |
Информационный блок | Примеры |
Проблема | Научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, надуманная, неразрешимая |
Вопрос | Актуальный, принципиальный, теоретический, практический, общий, конкретный, важный, коренной, сложный, спорный, правомерный |
Цель | Важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная |
Задача | Первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намеченная, коренная, узловая, особая, конкретная, определенная |
Направление | Ведущее, главное, решающее, основное, генеральное, важнейшее, правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее |
Изучение | Объективное, экспериментальное, теоретическое, практическое, сравнительное, опытное, непосредственное, специальное, длительное, постоянное, систематическое, дальнейшее, углубленное, интенсивное, глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное |
Исследование | Научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, классическое, фундаментальное, всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное, подробное, актуальное, серьезное, сложное, ценное |
Путь (изучения) | Простой, сложный, неправильный, верный, рациональный, оптимальный; опытным путем; путем тщательного анализа, длительного изучения, всестороннего наблюдение |
Наблюдения | Научные, объективные, специальные, визуальные, точные, тщательные, многочисленные, многократные, постоянные, регулярные, важные, глубокие, дальнейшие, непосредственные, простые, сложные, данные, указанные, проведенные |
Эксперимент | Аналогичный, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, убедительный, уникальный, успешный, намеченный, задуманный, проведенный |
Анализ | Научный, объективный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, сравнительный, тщательный, точный, глубокий |
Материал | Научный, экспериментальный, справочный, статистический, фактический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, использованный, большой, богатый, обширный, разнообразный, достаточный, достоверный, неподходящий |
Данные | Опытные, косвенные, конкретные, расчетные, цифровые, современные, последние, прежние, точные, проверенные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, надежные, убедительные |
Факт | Реальный, конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный |
Информация | Точная, исчерпывающая, полная, подробная, накопленная, существенная, важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, достаточная, новая, текущая |
2Источник: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. - М., Флинта, Наука,1997, стр. 85
Одной из отличительных черт научной лексики является специальная терминология. Поскольку научный термин – это выражение сущности некоторого явления, к выбору терминов и определений следует относиться с большим вниманием. При написании работы недопустимо вместо терминов употреблять профессионализмы - условные понятия, употребляемые в среде узких специалистов. Рекомендуется завести словарь используемой терминологии, с указанием значений каждого термина и источника его определения.
Особую информационную нагрузку в тексте исследовательской работы несут глаголы и глагольные формы. Основное место занимают глаголы несовершенного вида и формы настоящего времени, поскольку они не выражают отношение описываемого действия к моменту высказывания. Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко - сослагательное наклонение, почти совсем не употребляется повелительное наклонение.
Подготовка заключения и формулирование выводов
Заключение подводит итог выполненному исследованию и должно содержать доказательство достижения поставленной цели исследования, определенной во введении. В нем в сжатом виде раскрываются полученные результаты решения поставленных задач. Переходя от описания выделенных во введении проблем, определивших актуальность темы исследования, к описанию результатов решения поставленных задач, автор должен продемонстрировать устранение этих проблем. В этом случае работа будет иметь логически законченный результат. При этом заключение не должно повторять выводы и обобщения по главам, выводы делаются по всей работе в целом.
В заключении также необходимо изложить собственный вклад в решение установленной проблемы, а в магистерских диссертациях -научную новизну полученных результатов, то есть отразить то существенное и новое, что отличает работу от ранее выполненных работ по расс