Правовое регулирование средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг

1. Правовая охрана фирменного наименования.

2. Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания. Оформление прав на товарный знак и знак обслуживания.

3. Правовая охрана географических указаний.

4. Оформление прав на географическое указание.

5. Использование товарного знака, знака обслуживания, геогра­фического указания.

6. Прекращение прав на товарный знак, знак обслуживания, географическое указание.

1. Правовая охрана фирменного наименования

Действующее законодательство не дает легального оп­ределения понятия «фирменное наименование», а лишь указывает на его реквизиты. В литературе под фирменным наименованием понимают то наименование, под которым субъект хозяйствования выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди иных участников гражданского оборота.

В фирменном наименовании выделяют две части:

1) корпус фирмы;

2) добавления.

Корпус фирмы - обязательная часть фирменного наиме­нования, в которой сообщается об организационно-право­вой форме коммерческого юридического лица: например казенное предприятие, производственный кооператив или артель, акционерное общество и т.п.

Добавления - это вспомогательная часть фирменного наименования, которая состоит из обязательных и факуль­тативных элементов. Обязательным элементом является специальное наименование предприятия, его номер и иное обозначение, необходимое для отличия одного субъекта хозяйствования от другого (например, издательство «Бела­русь», фабрика «Коммунарка»). К факультативным отно­сятся добавления типа указаний «универсальный», «цен­тральный» и т.п., в том числе сокращенное наименование фирмы.

Официальное полное или сокращенное название Респуб­лики Беларусь в наименованиях юридических лиц может быть использовано лишь в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2000 г. № 172 «Об использовании названия Республики Беларусь юриди­ческими лицами».

Фирменное наименование должно быть выражено на русском или белорусском языках, даже если в качестве спе­циального наименования использовалось иностранное сло­во (оно либо дается в переводе на русский язык, либо запи­сывается в транслитерации буквами русского алфавита).

Субъектами права на фирменное наименование являют­ся только коммерческие юридические лица. Граждане (ин­дивидуальные предприниматели) приобретают и осущест­вляют права и обязанности под своим собственным именем, включающим фамилию, имя, отчество.

Не обладают собственными фирменными наименовани­ями представительства и филиалы юридических лиц и иные их обособленные подразделения (цеха, отделения и т.п.). Все они должны выступать в обороте не от собственного имени, а от имени образовавшего их юридического лица и соответс­твенно пользоваться его фирменным наименованием.

Фирменное наименование юридического лица опреде­ляется его учредителями при образовании юридического лица, указывается в его учредительных документах (п. 3 ст. 50 ГК Республики Беларусь) и подлежит регистрации пу­тем включения в Единый государственный регистр юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей, откры­тый для всеобщего ознакомления (п. 1 ст. 47 и п. 2 ст. 1013 ГК Республики Беларусь).

Юридическое лицо имеет исключительное право исполь­зовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, которые проводятся на территории Республики Беларусь.

Право на фирменное наименование является абсолют­ным правом коммерческого юридического лица.

Право на фирменное наименование является бессроч­ным и прекращается одновременно с ликвидацией юриди­ческого лица.

Досрочное прекращение права на фирменное наименова­ние, хотя бы само юридическое лицо продолжает существо­вать, возможно в следующих случаях:

1) при отказе субъекта хозяйствования от права на поль­зование конкретным фирменным наименованием;

2) при переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой передачи не предусматривают сохранения за предприятием прежнего фирменного наименования;

3) при реорганизации юридического лица;

4) по решению суда ввиду несоответствия фирменного наименования требованиям закона.

Наши рекомендации