Правовое регулирование средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг
1. Правовая охрана фирменного наименования.
2. Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания. Оформление прав на товарный знак и знак обслуживания.
3. Правовая охрана географических указаний.
4. Оформление прав на географическое указание.
5. Использование товарного знака, знака обслуживания, географического указания.
6. Прекращение прав на товарный знак, знак обслуживания, географическое указание.
1. Правовая охрана фирменного наименования
Действующее законодательство не дает легального определения понятия «фирменное наименование», а лишь указывает на его реквизиты. В литературе под фирменным наименованием понимают то наименование, под которым субъект хозяйствования выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди иных участников гражданского оборота.
В фирменном наименовании выделяют две части:
1) корпус фирмы;
2) добавления.
Корпус фирмы - обязательная часть фирменного наименования, в которой сообщается об организационно-правовой форме коммерческого юридического лица: например казенное предприятие, производственный кооператив или артель, акционерное общество и т.п.
Добавления - это вспомогательная часть фирменного наименования, которая состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязательным элементом является специальное наименование предприятия, его номер и иное обозначение, необходимое для отличия одного субъекта хозяйствования от другого (например, издательство «Беларусь», фабрика «Коммунарка»). К факультативным относятся добавления типа указаний «универсальный», «центральный» и т.п., в том числе сокращенное наименование фирмы.
Официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь в наименованиях юридических лиц может быть использовано лишь в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2000 г. № 172 «Об использовании названия Республики Беларусь юридическими лицами».
Фирменное наименование должно быть выражено на русском или белорусском языках, даже если в качестве специального наименования использовалось иностранное слово (оно либо дается в переводе на русский язык, либо записывается в транслитерации буквами русского алфавита).
Субъектами права на фирменное наименование являются только коммерческие юридические лица. Граждане (индивидуальные предприниматели) приобретают и осуществляют права и обязанности под своим собственным именем, включающим фамилию, имя, отчество.
Не обладают собственными фирменными наименованиями представительства и филиалы юридических лиц и иные их обособленные подразделения (цеха, отделения и т.п.). Все они должны выступать в обороте не от собственного имени, а от имени образовавшего их юридического лица и соответственно пользоваться его фирменным наименованием.
Фирменное наименование юридического лица определяется его учредителями при образовании юридического лица, указывается в его учредительных документах (п. 3 ст. 50 ГК Республики Беларусь) и подлежит регистрации путем включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления (п. 1 ст. 47 и п. 2 ст. 1013 ГК Республики Беларусь).
Юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, которые проводятся на территории Республики Беларусь.
Право на фирменное наименование является абсолютным правом коммерческого юридического лица.
Право на фирменное наименование является бессрочным и прекращается одновременно с ликвидацией юридического лица.
Досрочное прекращение права на фирменное наименование, хотя бы само юридическое лицо продолжает существовать, возможно в следующих случаях:
1) при отказе субъекта хозяйствования от права на пользование конкретным фирменным наименованием;
2) при переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой передачи не предусматривают сохранения за предприятием прежнего фирменного наименования;
3) при реорганизации юридического лица;
4) по решению суда ввиду несоответствия фирменного наименования требованиям закона.