Стратегия и тактика научного ИСЭПП
Сущность системного подхода заключается в представлении объекта исследования в виде системы и сводится к тому, что деятельность любого элемента системы оказывает некоторое влияние на деятельность других ее элементов.
Социальная система - целостность, выступающая в форме взаимосвязанных соц. структур, соц. норм и ценностей, регулирующих связи и отношения между людьми.
Классификация систем:
1) По сложности: Простая - небольшая совокупность элементов и отношений исследуемого объекта в стационарных условиях. Сложная – сочетание определенных, случайных факторов, при которых компонентами системы является ее внутренний элементный состав, условия, в которых она функционирует и возможности, которые она способна реализовать.
2) По жесткости связей
- Мягкие системы - это системы, описываемые на основе качественных критериев.
Жесткие системы - хар-ся количественными параметрами. Два типа показателей, характеризующих степень связи системы с внешней средой: эндогенный - показатель, определяемый внутренним состоянием системы; экзогенный - показатель, вызываемый внешними факторами. По их соотношению: Открытые системы - обмениваются ресурсами или энергией с окружающей средой в достаточном объеме и регулярным образом. Закрытые системы - действуют с небольшим обменом или характеризуются отсутствием такого обмена.
3) По устойчивости: Устойчивые (неизменность ее существенных переменных) Неустойчивые (которая перестает выполнять функций под влиянием некоторых причин).
4) С т. зр. соотношения связей: Референтная – в рамках кот. инд-ды сознат-но или бессозн-но соразмеряют свои поступки с образцами нормативного поведения в соц. группе, отн-но кот. ими объясн-ся причины возможного отклонения от этих образцов (напр.: профсоюзы, партии…).
Самореферентная – эл-ты соотн-ны искл-но др с др т.обр., что они яв-ся и автономными отн-но др.др., из-за чего возникает проблема взаимосогласования (мораль, политика, религия, наука).
Социально-экономический процесс - совокупность последовательных действий соц. субъектов по достижению своих целей и осуществлению своих функций в социально-экономической сфере, приводящих к ее изменению результатов этих действий. Политический процесс - последовательность действий в течение опр. времени, связанных с отношениями м/у соц. общностями, содержанием которых являются: 1) завоевание, удержание и пользование властью; 2) обеспечение посредством власти своих интересов.
Классификация социальных процессов. По содержанию - экономические, политические, духовные, информационные и иные процессы. По характеру социальные процессы - эволюционные и революционные. По направленности - прогрессивными и регрессивными.
В зависимости от отношения к качественному состоянию объекта различают социальные процессы 1. функционирования и развития; 2. функциональные и дисфункциональные; 3. стихийные (инерционные) и сознательно организованные (направленные). В соответствии с критерием эффективности социальные процессы характеризуются как эффективные, недостаточно эффективные, неэффективные.
Субъект иссл-ия - носители управленческой д-ти, ставящие своей целью изучение и преобразования соц. действительности. Объект – системы, процессы орг-ции соц-эк., полит. связей, взаимодействий, включенных в упр-кую д-ть, подверг воздейст субъектов иссл-ния и выступ основ-м для этого воздействия.
Управление соц. процессами - целевое воздействие на сис-му соц. действий и изменений, осущ-ся осн-ми соц. регуляторами, кот. д. б. взаимосогласованы др. с др.: 1. Целевое возд-вие на об-т через стимулир-ие, коорд-цию, задачу и т.д. 2. Орг. порядок (сис-ма норм и правил). 3. Самоорг-ия, т.е. спонтанное регул-ие.
Управление соц-эк процессами связано с решением проблем труда, вопросами соб-ти, вопросов здоровья, демограф. п-ка, проблемы совершенствования управления производ-х и коммерч-х пр-тий, вопросы демократизации об-ва, создания правового гос-ва.
Методологическим средством структурирования управленческой проблемы является построение дерева целей (древовидного графа). Это способ, позволяющий последовательно разложить стратегическую цель на ряд конкретных задач, этапов в ее достижении. Дерево целейэто граф, выражающий отношения между вершинами, являющимися этапами или проблемами, подлежащими разрешению при достижении некоторой цели. Графом называют фигуру, состоящую из точек (вершины), и обозначений связей между ними, называемых ребрами (иногда дугами). Вершины графов обозначены в виде кружков, ребра - в виде линий. Часто бывает необходимо отразить несимметричность некоторых связей, в таких случаях линию, изображающую ребро, снабжают стрелкой. Простые симметричные (А) и несимметричные (Б) графы
В зависимости от построения графы могут быть:
- связными и несвязными;
- ориентированными и неориентированными: если направления связей не обозначаются, граф называется неориентированным, при наличии стрелок - ориентированным (полностью или частично);
- содержащими петли (циклы) и не содержащими последние: данная пара вершин может быть соединена любым количеством ребер; вершина может быть соединена сама с собой (тогда ребро называется петлей);
- взвешенными и раскрашенными: если в графе требуется отразить другие различия между элементами или связями, то либо приписывают разным ребрам различные веса (взвешенные графы), либо раскрашивают вершины или ребра (раскрашенные графы).
- симметричным и не симметричным.
В зависимости от стратегии иссле-я выделяют сл. виды:
Классификационный древовидный граф предполагает построение дерева целей по аналогии с логическим делением понятий, когда понятие большей объемности последовательно делится на понятия меньшей объемности. Таким образом, стратегическая цель раскладывается в соответствии со структурой ее логического объема.
Композиционный древовидный граф предполагает разложение стратегической цели на составные части, по отношению к которым цель выступает в форме единого целого.
Генетический древовидный граф охватывает процесс разложения стратегической цели в соответствии с хронологической последовательностью задач, разрешение которых приближает стадию реализации главной цели. Генетический древовидный граф используется обычно постфактум по отношению к проделанной работе с целью ретроспективного освещения хода работ для лучшего понимания сложившихся тенденций.
При проектировании древовидных графов необходимо учитывать ряд закономерностей.
1. Цели нижележащего уровня являются средствами для достижения вышестоящего уровня;
2. Вышележащие цели (цели-ориентиры) переводятся на уровень операциональных целей, выражающихся в виде отдельных результатов работы.
3. Процесс развертывания цели на подцели имеет ограничения по дроблению, вызванные целями исследования и характером исследуемой системы.
4. Цель может быть представлена различными вариантами иерархических структур.
5. При формировании иерархической структуры следует учитывать ограниченные возможности оперативной памяти человека. Чтобы сохранить целостность в восприятии человеком поставленной задачи, необходимо выделение подцелей в пределах от 2 до 9 компонентов по горизонтали и 5-7 уровней - по вертикали.
6. Необходимость выполнения логических правил деления цели.
7. При разделении целей на подцели не всегда удается отобразить в формулировке критерии оценки. Иногда в дополнении к «дереву целей» строится «дерево критериев» для уточнения «дерева решений».
Модель процесса научного исследования. Она замкнутая, будем считать, что начинается отсюда: Теория (абстр.предположения в логич.форме) -> утверждения (абстр.прогнозы об отношениях м/у переменными) –(дедукция)-> гипотезы –(операционализация, инструментализация)-> рабочие гипотезы (об отн-ях м/у пок-ми) -> программа и выбор методов ис-я -> наблюдения -> анализ данных – (индукция)> распространения наблюдаемых отношений между пер-ми на др.явления -> формулировка понятий и утв-ний, связывающих понятия -> теория….и т.д.