Процедуры измерения и шкалирования.
Измерение – алгоритмичная операция, которая позволяет присваивать наблюдаемому объекту, процессу, явлению некоторые обозначения: число, номер или символ, отражающие наличие или степень выраженности объекта определенного кач-ва. Процедуры измерения предоставляют упорядочения объектов исследования. Одни процедуры дают возможность выявить более детальные различия между событиями, чем другие. Уровни измерения:
Номинальное измерение – простое наименование объектов в соответствии с заранее заданной схемой классификации. Характеризуется: взаимоисключением, т.е. невозможностью отнесения 1 объекта более чем к 1 категории. Исчерпыванием, т.е. каждый объект должен быть отнесен к 1 категории.
Порядковое измерение (ранговое, ординальное) – присваивает каждому объекту число, которое обозначает отличие данного объекта от одних и сходство с другими объектами с т.зр. измеряемой переменной, а также, как именно (количественно) данный объект связан с другими объектами. При таком измерении м. располагать объекты по порядку в зависимости от кол-ва того свойства, которым они характеризуются, при этом дистанция между объектами не принимается во внимание.
Интервальное измерение – позволяет определить, насколько большим кол-м измеряемого св-ва характеризуется объект по сравнению с другими объектами. Предоставляет информацию о дистанции (количественно) между объектами и позволяет проводить арифметические операции между ними.
Ошибки измерения-различия, зарегистрированные ошибочно, из-за недочетов процесса измерения. Выделяют следующие основные ошибки измерения.
1. Различия в распределении между объектами других, относительно постоянных характеристик, которые были непреднамеренно выявлены проводимыми измерениями. 2. Различия в распределении между объектами временных характеристик, которые отражаются в измерениях. 3. Различия, проявляющиеся при интерпретации вопросов разными людьми. 4. Различия в условиях проведения измерения. Например. влиянием национальности, пола и возраста интервьюера.
5. Различия в процессе применения измерительных инструментов. (ошибки интервьюеров) 6. Различия в обработке и анализе данных. 7. Различия в характере реакции респондентов на форму измерительных инструментов.
Ошибки обычно подразделяются на систематические и случайные. Систематические ошибкиэто ошибки, которые возникают из-за различия переменных в реальном мире или из-за особенностей самого инструмента. Появляются каждый раз, когда используется данный инструмент, и постоянно сопутствуют объектам и исследованиям, в которых используется одно и то же измерение. Случайные ошибкиобусловлены ситуационными различиями в применении инструмента, ошибками в проведении измерения и обработке данных и другими факторами.
Шкалирование это метод измерения, процедура объединения ряда относительно узких показателей опроса, наблюдения или анализа документов, касающихся отдельных отмеченных респондентами признаков в единую суммарную меру, которая является отображением более широкого основного понятия. Измерительная шкала - унифицирующая мера обозначений, с помощью которой каждому наблюдаемому объекту присваивается некоторое число. Поэтому качественный подбор шкал является важнейшим требованием, предъявляемым к социологическим методам исследования. Шкалы призваны не столько обеспечить правильный и ориентированный на достижение целей исследования сбор информации, сколько обеспечить оптимальные условия для обработки полученной информации. Частное значение степени проявления в каждом данном случае основного понятия называется шкалькой оценкой. Построение шкалы это процедура, с помощью которой исследователь формирует шкалу и приписывает отдельным случаям оценки на этой шкале.
Методы шкалирования.
Существует 5 различных подходов к построению шкал.
1. метод шкалирования Р. Лайкерта. Это простая методика, в соответствии с которой каждому респонденту предъявляется некоторая серия утверждений (пунктов), требующих от него оценочных суждений. В каждом случае респонденту предлагается ответить, согласен (или полностью согласен) он или не согласен (или полностью не согласен) с приводимым утверждением (пунктом). Каждому ответу приписывается определенная числовая оценка в диапазоне от 5 до 1. Для получения суммарной величины рассчитывается среднеарифметический показатель из суммарных оценок и числа пунктов. Чем выше оценка, получаемая респондентом в рамках данной шкалы, тем большим кол-вом измеряемого признака он обладает. Недостаток шкалы - не дает информацию о взаимодействии между отдельными компонентами шкалы.
2. метод шкалирования Л. Гутмана – исходит из допущения, что некоторые типы поведения и отношений связаны друг с другом так, что следование одним из них достигается с большим трудом, чем следование другим. В идеальном случае респондент, согласившийся с более «нагруженным» пунктом, согласится и со всеми менее «нагруженными» пунктами. Респодентов просят ответить, согласны они или нет с каждым утверждением из некоторой серии. Ответу, который в большей степени отражает измеряемое свойство, приписывается знак + и ответ «да», а альтернативным «-» и ответ нет.
3. метод семантического дифференциала, шкалирование Ч. Осгуду – основано на предъявлении респонденту некоторой серии пар антонимичных прилагательных с тем, чтобы выявить, как данный индивид понимает -е понятие или как он к нему относ-ся. Исп-е двух или неск-х семант-х шкал позволяет создать семантичное пространство(система признаков, описаний объективной и соц-й действительности, структур-й определенным образом). Респонденту предъявляется список характеристик на отдельной карточке и предлагается оценить определенный объект по 7 бальной шкале, на полюсах которой располагается антонимические прилагательные.
4. шкала Богардуса – метод измерения соц.дистанции, т.е. осознаваемого людьми чувства разделенности соц-х групп или расстояния между ними. Метод измеряет установки одной соц. группы относительно установок других соц. групп, степень терпимости или предубеждения в отношениях между соц.группами.
· согласие/несог-е с 7 мон-ми суждениями, относ-ся к определенной соц.группе
· суждения д. отображать соотв-е социальные дистанции, желаемые для респондента
· псих. Расстояние между последующими суждениями д.б. одинаковыми.
· Групповая установка определяется как суммарное или среднее по группе.