Глава 2 «От моллюсков к малышам: биологические принципы и психологиеческие идеи»

Глава 2 «От моллюсков к малышам: биологические принципы и психологиеческие идеи»

Автор Страна Время Сфера психики Направление Суть исследования Революционность
Ж.Пиаже Швейцария Середина 20 века Интеллектуаьная адаптация Естественно-эвоюционная теория развития когнитивной сферы   Пиаже был эволюционным биологом.Поэтому он полагал, что все орга­низмы должны адаптироваться, чтобы выжить. На видовом уровне адаптация происходит филогенетически. (На индиви­дуальном уровне она происходит онтогенетически. Биоло­гические организмы обладают интеллектом. Следовательно, интеллект — биологический процесс. Значит, интеллект про­ходит адаптацию. Поскольку интеллект проходит онтогене­тическую адаптацию, мы должны суметь пронаблюдать ее в раз­витии детей. Онтогенетическая адаптация интеллекта у де­тей может быть хорошей аппроксимацией филогенетической адаптации интеллекта, которая протекала у человеческого вида на протяжении, по меньшей мере, 300 тысяч лет. Пиаже подытожил свои наиболее значи­мые теоретические идеи в отношении раннего интеллектуаль­ного развития. При этом он объединил свои теоретические утверждения с наблюдениями реальной жизни, которые помог­ли ему высказать и подкрепить их. В отличие от других эписте­мологов того времени, многие из которых были кабинетными философами, Пиаже, будучи выдающимся представителем на­уки, осознавал необходимость подкрепления своих взглядов на­учными данными. ­   Сформулировал понятия ассимилиции и аккомодации,.Доказал, что малыши от рождения готовы понимать мир с точки зрения того воздействия, которое их рефлексы могут на него оказывать.

Глава 4 «Марксистская революция в психологии»

Автор Страна Время Сфера психики Направление Суть исследования Революционность
Выгодский Л.С. Россия первая половина 20 века Высшие психические функции социально-историческая теория когнетивного развития Исследовательский вопрос: повышает ли способность детей отвечать на вопросы наличие знаков (цветные карточки) Участники: 4 возрастные группы. Было 7 участников 5-6 летнего возраста, 7 чел. 8-9 лет, 8 детей 10-13 лет и 8 взрослых (22-27 лет) Материал: 9 цветных карточек Процедура: Детям предлагалось сыграть в игру. Им нужно было ответить на вопросы не используя определенные слова. В каждом задании ребенку предлагали около 18 вопросов, семь из которых имели отношение к цвету. Ребенка просили быстро ответить на вопрос, используя одно слово. Первичное задание выглядело именно так . Во втором задании вводились дополнительные правила, которые они должны были выполнять. Третье- правила те же, что и во втором, но ребенку давали 9 карточек в качестве подспорья в игре ,Четвертое – было подобно третьему и использовалось в тех случаях, когда ребенок оказывался неспособным воспользоваться цветными карточками или начинал это делать в конце третьего задания Результат: в случае всех возрастных групп наличие под рукой цветных карточек помогало участникам совершить меньше ошибок, чем тогда, когда карточек не было. Согласно Выготскому , результаты этого исследования показывают, что в развитии опосредованной памяти существует 3 стадии.Для самых маленьких детей наличие карточек совсем не улучшило память. На второй стадии (дети от 8 до 13) карточки намного лучше улучшали память. Дети обретали способность использовать цветные карточки в качестве внешних знаков. На 3 стадии , наличие карточек опять же не помогало улучшению результатов. Одна из самых революционных работ в исследовании детской психологии, начала 20 века, была работа русского психолога Льва Семёновича Выгодского. Выгодский опирался на теорию государства и трудовых отношений Карла Маркса. Также он считал, что психология может быть истинной лишь тогда, когда принимаются во внимание не только сами люди, но и то, где они живут, что едят, с кем встречаются и как они разговаривают, т.е. люди должны быть изучены внутри их естественного окружения.  

Глава 5 «Это видят глаза»



Автор Страна Время Сфера психики Направление Суть исследования Революционность
Роберт Фэнц   Апглия Высшие психические функции Когнитивная психология (восприятие) Фэнц-ученый интересовался вопросом: приобретаем ли мы способности восприятия только в процессе обучения? Возбуждал любопытство и непосред­ственный вывод из этого вопроса: обладают ли дети врожден­ной способностью восприятия? Чтобы найти ответ на эти вопросы, Фэнц выдвинул предположение: можно что-то выяснить о мыслительных способностях новорожденных детей, если приглядеться к тому, как и на что они смотрят .   Именно его исследования позволили ученым общаться с маленькими детьми и получать от них информацию. Методика Фэнца предоставила базу и для исследователей, определяющих уровень интеллекта ребенка. Работавший на протяжении долгого времени вместе с Фэнцем Джозеф Фэйган разработал тест для определения уровня интеллекта ребенка, основанный на подходе Фэнца В ходе теста детям показывают одно изображение на протяжении некоторого отрезка времени,а затем предъявляют уже два, одно — то, которое дети уже видели, а другое новое и незнакомое. Дети, которые дольше смотрят на новое изображение, впоследствии, как правило, обнаруживают более высокий уровень интеллекта. Дети, которым несвойственно «предпочтение новизны», впоследствии рискуют получить диагноз «задержка умственного развития».

Глава 10 «Любит -не любит»



Автор Страна Время Сфера психики Направление Суть исследования Революционность
Гарри и Маргарет Харлоу, Роберт Циммерман   США 1959 г. Аффекциональные системы изучение аффекта Шестьдесят новорожденных детенышей макак (резусов) за­брали у их матерей в первые 12 часов после рождения и вскарм­ливали искусственно. Были изготовлены две искусственные суррогатные матери. «Матерчатая мама... представляла собой деревянный цилиндр, обмотанный мягкой ворсистой тканью, а в роли проволочной мамы выступал цилиндр, обычно использовавшийся для хра­нения одежды. В экспериментальных целях обе суррогатные матери были устроены таким образом, чтобы детеныши могли получать от них пищу, но соприкосновение только с одной из них создавало ощущение комфорта. . Суть про­цедуры сводилась к тому, что четверых новорожденных обезья­ньих детенышей отдавали на «взращивание» в одних условиях, а четверых других — в совершенно иных. Обычно продолжитель­ность взращивания составляла как минимум 165 дней. В целом работа Харлоу послужила весомым опровержением модной в то время точки зрения относительно теорий аффекциональных систем «младенец-мать». Работа Харлоу совершила революционный переворот в детской психологии, так как именно в этом исследовании, в условиях контролируемого эксперимента, впервые удалось продемонст­рировать значение физического контакта для установления аф­фекциональной связи между ребенком и матерью.  

Глава 2 «От моллюсков к малышам: биологические принципы и психологиеческие идеи»

Автор Страна Время Сфера психики Направление Суть исследования Революционность
Ж.Пиаже Швейцария Середина 20 века Интеллектуаьная адаптация Естественно-эвоюционная теория развития когнитивной сферы   Пиаже был эволюционным биологом.Поэтому он полагал, что все орга­низмы должны адаптироваться, чтобы выжить. На видовом уровне адаптация происходит филогенетически. (На индиви­дуальном уровне она происходит онтогенетически. Биоло­гические организмы обладают интеллектом. Следовательно, интеллект — биологический процесс. Значит, интеллект про­ходит адаптацию. Поскольку интеллект проходит онтогене­тическую адаптацию, мы должны суметь пронаблюдать ее в раз­витии детей. Онтогенетическая адаптация интеллекта у де­тей может быть хорошей аппроксимацией филогенетической адаптации интеллекта, которая протекала у человеческого вида на протяжении, по меньшей мере, 300 тысяч лет. Пиаже подытожил свои наиболее значи­мые теоретические идеи в отношении раннего интеллектуаль­ного развития. При этом он объединил свои теоретические утверждения с наблюдениями реальной жизни, которые помог­ли ему высказать и подкрепить их. В отличие от других эписте­мологов того времени, многие из которых были кабинетными философами, Пиаже, будучи выдающимся представителем на­уки, осознавал необходимость подкрепления своих взглядов на­учными данными. ­   Сформулировал понятия ассимилиции и аккомодации,.Доказал, что малыши от рождения готовы понимать мир с точки зрения того воздействия, которое их рефлексы могут на него оказывать.

Наши рекомендации