Глава 2 «От моллюсков к малышам: биологические принципы и психологиеческие идеи»
Глава 2 «От моллюсков к малышам: биологические принципы и психологиеческие идеи»
Автор | Страна | Время | Сфера психики | Направление | Суть исследования | Революционность |
Ж.Пиаже | Швейцария | Середина 20 века | Интеллектуаьная адаптация | Естественно-эвоюционная теория развития когнитивной сферы | Пиаже был эволюционным биологом.Поэтому он полагал, что все организмы должны адаптироваться, чтобы выжить. На видовом уровне адаптация происходит филогенетически. (На индивидуальном уровне она происходит онтогенетически. Биологические организмы обладают интеллектом. Следовательно, интеллект — биологический процесс. Значит, интеллект проходит адаптацию. Поскольку интеллект проходит онтогенетическую адаптацию, мы должны суметь пронаблюдать ее в развитии детей. Онтогенетическая адаптация интеллекта у детей может быть хорошей аппроксимацией филогенетической адаптации интеллекта, которая протекала у человеческого вида на протяжении, по меньшей мере, 300 тысяч лет. Пиаже подытожил свои наиболее значимые теоретические идеи в отношении раннего интеллектуального развития. При этом он объединил свои теоретические утверждения с наблюдениями реальной жизни, которые помогли ему высказать и подкрепить их. В отличие от других эпистемологов того времени, многие из которых были кабинетными философами, Пиаже, будучи выдающимся представителем науки, осознавал необходимость подкрепления своих взглядов научными данными. | Сформулировал понятия ассимилиции и аккомодации,.Доказал, что малыши от рождения готовы понимать мир с точки зрения того воздействия, которое их рефлексы могут на него оказывать. |
Глава 4 «Марксистская революция в психологии»
Автор | Страна | Время | Сфера психики | Направление | Суть исследования | Революционность |
Выгодский Л.С. | Россия | первая половина 20 века | Высшие психические функции | социально-историческая теория когнетивного развития | Исследовательский вопрос: повышает ли способность детей отвечать на вопросы наличие знаков (цветные карточки) Участники: 4 возрастные группы. Было 7 участников 5-6 летнего возраста, 7 чел. 8-9 лет, 8 детей 10-13 лет и 8 взрослых (22-27 лет) Материал: 9 цветных карточек Процедура: Детям предлагалось сыграть в игру. Им нужно было ответить на вопросы не используя определенные слова. В каждом задании ребенку предлагали около 18 вопросов, семь из которых имели отношение к цвету. Ребенка просили быстро ответить на вопрос, используя одно слово. Первичное задание выглядело именно так . Во втором задании вводились дополнительные правила, которые они должны были выполнять. Третье- правила те же, что и во втором, но ребенку давали 9 карточек в качестве подспорья в игре ,Четвертое – было подобно третьему и использовалось в тех случаях, когда ребенок оказывался неспособным воспользоваться цветными карточками или начинал это делать в конце третьего задания Результат: в случае всех возрастных групп наличие под рукой цветных карточек помогало участникам совершить меньше ошибок, чем тогда, когда карточек не было. Согласно Выготскому , результаты этого исследования показывают, что в развитии опосредованной памяти существует 3 стадии.Для самых маленьких детей наличие карточек совсем не улучшило память. На второй стадии (дети от 8 до 13) карточки намного лучше улучшали память. Дети обретали способность использовать цветные карточки в качестве внешних знаков. На 3 стадии , наличие карточек опять же не помогало улучшению результатов. | Одна из самых революционных работ в исследовании детской психологии, начала 20 века, была работа русского психолога Льва Семёновича Выгодского. Выгодский опирался на теорию государства и трудовых отношений Карла Маркса. Также он считал, что психология может быть истинной лишь тогда, когда принимаются во внимание не только сами люди, но и то, где они живут, что едят, с кем встречаются и как они разговаривают, т.е. люди должны быть изучены внутри их естественного окружения. |
Глава 5 «Это видят глаза»
Автор | Страна | Время | Сфера психики | Направление | Суть исследования | Революционность |
Роберт Фэнц | Апглия | Высшие психические функции | Когнитивная психология (восприятие) | Фэнц-ученый интересовался вопросом: приобретаем ли мы способности восприятия только в процессе обучения? Возбуждал любопытство и непосредственный вывод из этого вопроса: обладают ли дети врожденной способностью восприятия? Чтобы найти ответ на эти вопросы, Фэнц выдвинул предположение: можно что-то выяснить о мыслительных способностях новорожденных детей, если приглядеться к тому, как и на что они смотрят . | Именно его исследования позволили ученым общаться с маленькими детьми и получать от них информацию. Методика Фэнца предоставила базу и для исследователей, определяющих уровень интеллекта ребенка. Работавший на протяжении долгого времени вместе с Фэнцем Джозеф Фэйган разработал тест для определения уровня интеллекта ребенка, основанный на подходе Фэнца В ходе теста детям показывают одно изображение на протяжении некоторого отрезка времени,а затем предъявляют уже два, одно — то, которое дети уже видели, а другое новое и незнакомое. Дети, которые дольше смотрят на новое изображение, впоследствии, как правило, обнаруживают более высокий уровень интеллекта. Дети, которым несвойственно «предпочтение новизны», впоследствии рискуют получить диагноз «задержка умственного развития». |
Глава 10 «Любит -не любит»
Автор | Страна | Время | Сфера психики | Направление | Суть исследования | Революционность |
Гарри и Маргарет Харлоу, Роберт Циммерман | США | 1959 г. | Аффекциональные системы | изучение аффекта | Шестьдесят новорожденных детенышей макак (резусов) забрали у их матерей в первые 12 часов после рождения и вскармливали искусственно. Были изготовлены две искусственные суррогатные матери. «Матерчатая мама... представляла собой деревянный цилиндр, обмотанный мягкой ворсистой тканью, а в роли проволочной мамы выступал цилиндр, обычно использовавшийся для хранения одежды. В экспериментальных целях обе суррогатные матери были устроены таким образом, чтобы детеныши могли получать от них пищу, но соприкосновение только с одной из них создавало ощущение комфорта. . Суть процедуры сводилась к тому, что четверых новорожденных обезьяньих детенышей отдавали на «взращивание» в одних условиях, а четверых других — в совершенно иных. Обычно продолжительность взращивания составляла как минимум 165 дней. | В целом работа Харлоу послужила весомым опровержением модной в то время точки зрения относительно теорий аффекциональных систем «младенец-мать». Работа Харлоу совершила революционный переворот в детской психологии, так как именно в этом исследовании, в условиях контролируемого эксперимента, впервые удалось продемонстрировать значение физического контакта для установления аффекциональной связи между ребенком и матерью. |
Глава 2 «От моллюсков к малышам: биологические принципы и психологиеческие идеи»
Автор | Страна | Время | Сфера психики | Направление | Суть исследования | Революционность |
Ж.Пиаже | Швейцария | Середина 20 века | Интеллектуаьная адаптация | Естественно-эвоюционная теория развития когнитивной сферы | Пиаже был эволюционным биологом.Поэтому он полагал, что все организмы должны адаптироваться, чтобы выжить. На видовом уровне адаптация происходит филогенетически. (На индивидуальном уровне она происходит онтогенетически. Биологические организмы обладают интеллектом. Следовательно, интеллект — биологический процесс. Значит, интеллект проходит адаптацию. Поскольку интеллект проходит онтогенетическую адаптацию, мы должны суметь пронаблюдать ее в развитии детей. Онтогенетическая адаптация интеллекта у детей может быть хорошей аппроксимацией филогенетической адаптации интеллекта, которая протекала у человеческого вида на протяжении, по меньшей мере, 300 тысяч лет. Пиаже подытожил свои наиболее значимые теоретические идеи в отношении раннего интеллектуального развития. При этом он объединил свои теоретические утверждения с наблюдениями реальной жизни, которые помогли ему высказать и подкрепить их. В отличие от других эпистемологов того времени, многие из которых были кабинетными философами, Пиаже, будучи выдающимся представителем науки, осознавал необходимость подкрепления своих взглядов научными данными. | Сформулировал понятия ассимилиции и аккомодации,.Доказал, что малыши от рождения готовы понимать мир с точки зрения того воздействия, которое их рефлексы могут на него оказывать. |