Профессиональное творческое мышление в педагогике

Формирование профессионального творческого мышлениясвязано:

- с мыслительной деятельностью;

- со специальностью, с профессией.

Творчество – предполагает присутствие у человека способностей, мотивов, знаний, умений для деятельности.

Мышление – представляет процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.

Профессиональное творческое мышление проявляется в умении решать нестандартные проблемы, в новизне, уникальности и оригинальности в деятельности. Для его формирования необходимо развивать способности через развитие мышления.

Формы мышления – понятие, суждение, умозаключение. Операции мышления – анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение.

В основе профессиональной деятельности лежат знания, умения, навыки, опыт, готовность применять знания на практике.

Для формирования профессионального творческого мышления необходимо:

· овладение системой понятий, суждений и умозаключений в области профессии, специальности, базирующихся на знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности;

· умение анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать;

· развитие нестереотипности мышления;

· умение применять знания на практике.

Для творческой деятельности характерны 3 вида последовательности операций:

1) логическая,

2) интуитивная,

3) эвристическая.

Эвристическая последовательность операций применяется в тех случаях, когда тот или иной процесс нельзя описать логически, а можно только с помощью множества нечётких рекомендаций и правил, типовых приёмов и других методических средств. Эти приёмы повышают вероятность решения творческой задачи, но не дают гарантии успеха. Применение эвристических приёмов уменьшает трудоёмкость поиска решения, повышает интеллектуальную творческую продуктивность.

В эвристических процедурах используются компоненты информационной базы, то есть всевозможные фонды:

§ фонд физико-технических эффектов;

§ информационный фонд технических решений;

§ список требований, предъявляемых к техническим объектам;

§ информационный фонд современных перспективных конструкционных материалов;

§ информационный фонд высоких технологий;

§ фонд эвристических приёмов.

Творческий процесс можно рассматривать как систему мыслей, действий, решений с некоторой степенью случайности. Благодаря наличию комплекса обратных связей, творческий процесс может сделаться неустойчивым и не приведёт к намеченной цели.

Задержки, кризисы, неожиданные препятствия, ложные повороты, ошибки – нормальные атрибуты творчества. Их нужно ожидать заранее, к ним следует готовиться и уметь их преодолевать. В творческих коллективах большую роль играет развитие воображения, способность к оригинальным и неожиданным суждениям, идеям.

Продуктивность эвристик и эвристических правил в решении творческих задач известна изобретателям и рационализаторам. Но они часто используют их стихийно, основываясь на методе проб и ошибок.

Обобщая характеристики методов активизации творческого мышления, отметим, что любая творческая активность требует выработки идеи, стихийность процесса возникновения которых – безусловный факт. Многим учёным и инженерам решения проблем приходили в голову во сне, во время отдыха или, когда они занимались чем-то другим, ни о чём не думая. Главные достоинства методов активизации мышления, применяемых при решении творческих задач различных видов, состоят в их универсальности, простоте и доступности. Некоторые этих методов мы рассмотрим ниже.

Одной из задач подготовки специалистов – будущих менеджеров – является развитие у них творческого мышления. Специалист такого направления должен владеть навыками творческого решения инженерных задач, должен уметь поставить проблему, найти способ её решения, являющийся новым и передовым (конкурентоспособным), уметь изложить и защитить свое решение.

В творческой деятельности, при поиске новых решений задача состоит не только в обнаружении противоречий, но и в раскрытии особенностей их проявления в производственном процессе, выяснении конкретного механизма действия противоречий как внутренних импульсов развития техники, технологии. Возникновение и решение противоречий диалектически взаимообусловлены: разрешение одного сопряжено с зарождением другого. Они постоянно выступают как импульсы к развитию, как внутренняя движущая сила во всех стадиях их возникновения, развития и разрешения.

Большинство авторов трудов по этой тематике отмечают четыре наиболее важных этапа творческой деятельности:

1) постановка проблемы;

2) рождение идеи;

3) ее проверка;

4) практическое приложение ее к реальной действительности.

Главное внимание при этом уделяется процессам, происходящим в голове творца, определяющим механизмом творческого процесса может выступать интуиция.

Интуиция опытного педагога или исследователя в любой сфере – это не чудо, а результат обобщения накопленного опыта, многообразной и богатой практики, а решения, предлагаемые ею, лишь кажутся неожиданными, на самом же деле являются плодом и следствием долгой умственной работы, глубоких раздумий, которые никогда не проходят бесследно для творца. Человек давно научился использовать это явление. Когда он откладывает какое-нибудь дело, чтобы дать мыслям созреть, то прямо рассчитывает на работу своего подсознания.

Наши рекомендации