Политический анализ и парадигмы политической науки (Ахременко ПАиП)
Современные политологические парадигмы характеризуются не просто различным пониманием связи между явлениями, но принципиальными подходами к формированию научного знания, магистральными путями построения здания политической науки. Это положение можно наглядно проиллюстрировать сравнением двух ведущих парадигм современной западной политологии — теории рационального выбора и бихевиоризма (постбихевиоризма).
Теория рационального выбора (или, как ее иначе называют, позитивная политическая теория) стремится выстроить здание политической науки на основе совокупности простых аксиоматических утверждений, которые затем развиваются в теоремы, эволюционирующие, в свою очередь, в сложные теоретические конструкции. Даже на уровне понятий просматривается явная аналогия с математикой: действительно, теория рационального выбора использует присущий математике дедуктивный подход к формированию теории. Схематично дедуктивный подход можно изобразить следующим образом:
Как видно из приведенной схемы, отправным пунктом является теория. На основе определенных теоретических положений дедуктивным путем формируются предположения относительно фактов реальной действительности, которые затем сопоставляются с этими фактами. В случае соответствия предположений фактам теория получает дополнительное подтверждение. В случае несоответствия теория в ее нынешнем виде отвергается, ее место занимает другая, скорректированная в соответствии с фактами.
В позитивной политической теории ключевым концептом «аксиоматического» уровня является утверждение о рациональности индивида. Содержание понятия «рациональность» требует некоторых пояснений. Считается, что индивид выбирает из нескольких альтернатив поведение в соответствии со своими предпочтениями. Другими словами, индивид способен установить некоторое соотношение между альтернативами с точки зрения своих предпочтений, ранжировать их. Так, если А имеет три альтернативы — х, у, z, — он может соотнести их между собой: предпочесть альтернативу х альтернативе у (символически х), а альтернативу — альтернативе z (у), и на этой основе принимать решения. Также возможна ситуация, когда альтернативы являются равнозначными для индивида: в этом случае говорят, что он индифферентен в отношении этих альтернатив (например, в отношении альтернатив у и z). В качестве аксиомы принимается утверждение, что при рациональном принятии решений индивид стремится к максимизации своей выгоды, т.е. в ситуации х и у выбором А станет альтернатива х.
Содержательно теория рационального выбора концентрируется на проблемах трансформации совокупности индивидуальных выборов в коллективный выбор. Сторонникам этого подхода удалось убедительно доказать, что коллективный выбор отнюдь не сводится к простой сумме индивидуальных выборов: он определяется специфическими законами и подвержен влиянию специфических факторов.
Бихевиористский подход предполагает принципиально иную логику построения научного знания, диктуемую индуктивным подходом. Вместо того чтобы строить теорию на основе простейших аксиоматических (следовательно, непроверяемых) утверждений, бихевиоризм кладет в фундамент научного знания обобщения эмпирических фактов. Схематично индуктивную логику можно представить следующим образом:
Итак, ключевой процедурой в формировании теоретического знания является генерализация — обобщение отдельных наблюдений. Важнейшим способом осуществления генерализации в этих условиях становится статистика — совокупность методов количественного описания и обобщения данных. Своеобразный «лозунг» бихевиоризма — «что не измерено, то не понято». Никакие априорные, аксиоматические, непроверяемые допущения о политической действительности не позволительны. Еще одно отличие бихевиористской теории от парадигмы рационального выбора состоит в том, что ее «базовой единицей анализа» является не рациональный индивид, а скорее социальная группа.
Вернемся к уже затронутой выше проблеме влияния институтов на политическое поведение, но теперь рассмотрим ее сквозь призму бихевиористского подхода. В индуктивной логике исследования прежде всего определим совокупность эмпирических данных, имеющих отношение к нашей проблеме. Например, это будут данные о результатах выборов в ряде стран с различными избирательными системами (правилами определения победителя или победителей голосования). Далее станем искать систематически наблюдаемые различия в результатах выборов, проходивших в разных институциональных средах. Когда таковые различия обнаружатся, мы должны будем четко соотнести особенности распределения голосов и тип избирательной системы, т.е. обнаружить статистическую связь между этими двумя переменными, которая и ляжет в основу создаваемой теории.
В краткой форме основные различия между теорией рационального выбора и бихевиористской парадигмой представлены в следующей таблице:
Теория рационального выбора | Бихевиоризм | |
Логика построения знания | Дедуктивная | Индуктивная |
Априорные предпосылки | Рациональность | - |
Единица анализа | Индивид | Группа |
Основной метод | Математическое моделирование | Статистическое обобщение |
Цель | Создание дедуктивной науки на базе совокупности простых аксиом | Создание индуктивной науки на базе обобщения количественных характеристик политического поведения |
Как видим, различия теории рационального выбора и бихевиоризма не просто существенны — они фундаментальны. Как же в этой ситуации действовать политическому аналитику? Идти путем приложения дедуктивных моделей к изучаемому объекту политической реальности или начинать со скрупулезного изучения фактических данных, чтобы затем обобщить их? Ответ заключается в том, что оба пути возможны. Каждый из них — своего рода аналитическая стратегия, эффективность которой будет определяться конкретной ситуацией, спецификой теоретической или прикладной проблемы. Более того, эффективным в ряде случаев может оказаться сочетание различных подходов, при том что ни одно исследование не является в чистом виде индуктивным или дедуктивным.
Парадигмальный уровень политической науки на сегодняшний день весьма разнообразен, насыщен различными концепциями. Только в сфере международных отношений можно выделить по меньшей мере четыре направления: неолиберализм, неореализм, конструктивизм и постмодернизм. В нашем учебном пособии мы не располагаем возможностью охарактеризовать множество политологических парадигм содержательно, тем более что в отечественной образовательной традиции это прерогатива дисциплины «Теория политики». Однако специалист по политическому анализу всегда должен помнить, что в его распоряжении имеется богатый арсенал аналитических стратегий, которые могут быть использованы для решения как теоретических, так и прикладных задач.