К.В. Симонов. Политический анализ

Д. Веймер и А. Вайнинг дают более строгое определение политического анализа — по их мнению, это “ориентированный на клиента совет, относящийся к сфере публичных решений и определяемый социальными ценностями”. Мы видим, что данное определение фактически указывает на выделенные нами характерные черты прикладной политологии — строгую ориентацию на конкретного клиента и непосредственное участие в процессе принятия политических решений. Таким образом, Д. Веймер и А. Вайнинг непосредственно связывают политический анализ с исследованиями прикладными.

Аналогичным образом понимает политический анализ и В. Вильямс, считающий его “совокупностью средств синтезирования информации (включая и результаты исследований), которые используются для определения формата политических решений и составления прогнозов относительно будущих потребностей в подобной информации”. В. Вильямс также считает решение политических проблем основной качественной характеристикой политического анализа, отмечая тем самым его сугубо прикладной характер.

Западные политологи справедливо указывают на организацию процесса принятия решений относительно остроактуальных проблем из текущей политической практики как на ключевой момент политического анализа. Однако следует признать, что принятие компетентных политических решений невозможно без двух других существенных компонентов — анализа политической ситуации и создания предположений по поводу ее развития. В. Вильямс в своем определении пытается указать на прогностическую составляющую политического анализа, однако делает это несколько односторонне, поскольку политический анализ занимается не только прогнозированием потребностей в новой информации, значимой для принятия решений — в его задачу входит прогнозирование развития самих событий, как с точки зрения возможной корректировки уже принятых решений, так и для предвидения возникновения новых проблемных ситуаций и заблаговременной подготовки к их разрешению, включающей разработку нескольких стратегий поведения на прогнозный период.

Таким образом, политический анализ, на наш взгляд, включает в себя три основополагающих компонента: анализ сложившейся политической ситуации, прогноз относительно ее развития и принятие компетентных политических решений. Исходя из этого мы можем представить следующее определение политического анализа, понимая его как совокупность различных методик, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политической ситуации, создание предположений по поводу ее возможного развития и принятие компетентных политических решений. Подробно проблемы политического анализа рассматриваются в следующих темах.

Таким образом прикладная (малая) политология имеет совершенно четко обозначенные границы своего исследования и является “фактологической” базой для общей.

В политической науке, как мы видим, выделяются два уровня, которые дополняют друг друга. С одной стороны, без сбора, классификации и анализа эмпирического материала политическая наука обречена на вырождение в голую схоластику, абстрактные логические схемы, мало что дающие политической практике. С другой, – без теоретического осмысления из груды отдельных событий и фактов невозможно собрать целостную картину, понять смысл конкретного события. Именно взаимодействие этих уровней во многом определяет полнокровное развитие политической науки.

Деление политического знания на общее теоретическое и прикладное достаточно условно, т.к. любое из них вносит свой вклад в решение как общенаучных, так и практических задач. Речь должна идти лишь о преимущественной ориентации того или иного знания, что и дает основание для его отнесения в сферу общей или прикладной политологии.

В связи с этим возникает вопрос. Может ли политический анализ быть нейтральным? Трансэмпирики настаивают на том, что общественные науки, в том числе политическая наука, не могут быть нейтральными, ибо их задача – помочь людям организовать свою жизнь на наиболее правильных принципах.

Теоретик, пытающийся развить объективно нейтральный подход к политике, не может быть индифферентен к системе ценностей. Но знание фактов, не заменяя моральных ценностей, является их предпосылкой. [c.736]

Можно выделить два противоположных подхода к объяснению связей между политическими идеями и учреждениями. Первый, по словам Р.Даля, является рационалистическим, второй – материалистическим. Рационалистическое объяснение отношений между политическими идеями и институтами отдает приоритет логическому исследованию политики. Материалистическое объяснение этих связей предполагает, что политические институты и идеи могут быть объяснены борьбой материальных интересов. Материальными интересами человека являются статус, доход и собственность. В каждый исторический период социальные и экономические институты общества стабильны. Эти институты определяют положение всех групп в обществе, и каждая группа рассматривает свое отношение к этим институтам в зависимости от тех условий существования, которые они ей обеспечивают. Ни правящие группы, ни управляемые не испытывают трудностей в нахождении интеллигентов, помогающих им создать соответствующую идеологию, которая бы обеспечивала реализацию классовых интересов. В связи с этим следует заметить, что история политической философии есть история идеологии, а история политологии есть история политической деятельности, политического поведения, участия (личности, лидера, элиты, классов, наций) в борьбе за власть, ее удержание на основе идеологии.

5. Система методов политического анализа

Средством построения теоретических моделей является метод (греч. methodos - путь, прослеживание, исследование) — совокупность средств взаимодействия познающего субъекта с объектом исследования для достижения поставленной цели.

Как правило, метод включает:

- принципы, выражающие то или иное понимание политики;

- приемы, техники и процедуры познания, применение которых зависит от имеющихся у исследователя знаний, характера изучаемых явлений, задач, условий текущего исследования.

Методы исследований бывают качественными и количественными. Качественные методы используются для выявления и определения признаков и свойств политических объектов. Количественные методы основаны на измерении и требуют символико-математической формализации интересующих исследователя параметров изучаемых объектов.

На основании широты сфер научного применения можно выделить три группы методов: общенаучные, социально-гуманитарные и специально-научные (методы политической науки).Первые могут применяться во всех науках, вторые — только в науках о культуре, человеке, обществе и государстве, а третьи — только в политической науке.


1. Общие методы предопределяют направленность, ракурс и методологическое обеспечение всех этапов политического анализа. А. А. Дегтярев к группе общенаучных методов относит философско-аксиологические принципы (принципы диалектики, нормативно-ценностные методы, системный и структурно-функциональный методы).

К ним можно отнести ивент-анализ (с англ. – «событие») и ситуационный анализ. Среди общих методов важнейшее значение имеет ивент-анализ, в рамках которого политический процесс показан как событийный ряд представлений, например в виде выступлений, политических выборов, массовых демонстраций, выборов, принятия нормативных актов, за каждым из которых стоят конкретные действующие лица со своими интересами, и т. д.

Системы ситуационного анализа позволяют решать комплексные прикладные задачи, связанные с информационным обеспечением процесса принятия политических решений. Главные задачи – это мониторинг политической ситуации, отслеживание изменений ключевых параметров ситуации, а также осуществление прогноза ее развития, построение сценариев.

2. К частным относятся стандартные методы, заимствованные из статистики, социологии, экономики и других дисциплин. К данной группе можно отнести выборочный метод, метод экспертной оценки, корреляционный анализ, контент-анализ, математическое моделирование, анализ выгод и издержек и т. д.

Специфика частных методов политического анализа проявляется в их соответствии структуре процесса политического анализа, в учете условий и ограничений их применения на важнейших этапах изучения ситуации, а также в аналитических и прикладных возможностях их применения.

Так, формулировка и концептуализация проблемы предполагает применение методов выборочного исследования, контент-анализа, интервьюирования, тестирования, экспериментальных методов, позволяющих расширить информационную базу политического анализа.

Корреляционный анализ позволяет измерять связь между зависимыми и независимыми переменными.

Математическое моделирование позволяет воспроизвести события прошлого, настоящего, а также будущего и при этом проверять действие сил в тех процессах, реальное протекание которых осуществить в современных условиях и обстановке трудно или вообще невозможно.

Метод анализа выгод и издержек (АВИ) может быть основным тогда, когда эффективность представляется единственной значимой целью, т. е. АВИ сводит все альтернативы к денежной форме, предполагая выбор той из них, которая генерирует наибольшие выгоды.

3. Специально-научные методы выработаны политологией на основе модификации или комбинирования общенаучных и социально-гуманитарных методов, адаптированных к задачам конкретных политических исследований. Это, например, имитационное моделирование политических ситуаций с использованием элементов теории игр, рейтинговые экспертные оценки популярности политических лидеров, многомерный статистический сравнительный анализ партий.

Рассмотрим выборочно некоторые методы политической науки:

1. Эмпирико-социологический метод обеспечивает сбор и обработку данных о тех или иных сторонах политической жизни. Его разновидностями являются опросы, анкетирование, контент-анализ (анализ содержания документов) и др. Данный метод предполагает формализацию сведений о политике и нахождение определенных тенденций и корреляций между ними.

2. Диалектический метод состоит том, чтобы рассматривать явления и процессы в их взаимообусловленности и взаиморазвитии.

К принципам диалектики в политических исследованиях относятся:

— поиск противоречий, являющихся источником развития изучаемых политических явлений и процессов;

—выявление причинных связей;

— учет вероятностного характера социальных закономерностей;

—признание взаимообусловленности социально-экономической и политической сфер жизни общества.

3. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление политических явлений и процессов, имеющих однотипные параметры. Это один из наиболее старых методов, которым пользовались еще философы Античности.

4. Системный метод позволяет рассмотреть общество как относительно целостный и стабильный комплекс взаимосвязанных элементов. Политическая сфера представлена в нем как одна из подсистем общества. Развитие данного подхода в политологии связано с именами Д. Истона, Г. Алмонда, Т. Парсонса, К. Дойча и др.

5. Исторический метод предполагает изучение политических явлений с точки зрения их связи с прошлым.

6. Бихевиоральный метод (от англ. behaviour — поведение) состоит в анализе политического поведения индивида или группы как в рамках определенной организации, так и вне ее.

7. Метод принятия решений состоит в проведении группой экспертов разностороннего анализа заданной проблемы и выработке оптимального варианта ее решения.

8. Ситуативный метод (англ. casestudy) означает анализ конкретной политической ситуации во всем многообразии ее характеристик.

9. Институциональный метод состоит в изучении политических процессов и явлений, которые осуществляются в рамках определенных организаций. Главным образом, здесь рассматриваются государственные организации и учреждения, а также политические и правовые нормы.

10. Деятельностный метод предполагает описание и объяснение осознанных действий людей, направленных на достижение политических целей.

Наши рекомендации