Основные подходы к понятию «политический анализ».

Основные подходы к понятию «политический анализ».

В отечественной и зарубежной научной литературе существуют самые различные трактовки понятия «политический анализ». Все определения имеют отношение к характеристике сфере политики. Первый подход (policy) связан с определением политического как области осуществления властных полномочий, в котором средство одновременно является целью. С этой точки зрения полит.аналитик должен заниматься оценкой качества используемых полит.элитами полит. технологий, рассмотрением прямых и косвенных последствий принимаемых полит.решений, полит.курса. Субъект политики – группы, обладающие реальными властными ресурсами и полномочиями. Строго формальный. Второй подход(polity)опирается на более широкое понимание сферы политики, согласно которому субъектами политики выступают все институцианализированные и неинституцианализированныеполит.игроки, в сферу интересов которых входит власть. Круг проблем включает полит.сознание и поведение отдельных групп, движений и тд. Согласно третьему подходу(politics), основной объект анализа институциональные изменения в области политики, те полит.аналитики должен исследовать структурные и функциональные изменения полит.системы во всех ее проявлениях.

Виды исследований в области политики.

Существует несколько классификаций на деление видов исследований в области политики. По характеру поставленных задач исследование может быть: разведывательным, описательным, аналитичеким. В зависимости от исследовательских стратегийразличают:

· Монографические(полное, комплексное, всестороннее)

· Компаративные(сравнительные), которые в свою очередь делятся на:

1. когортные (межпоколенные исследования, в выборку могут попасть и др.люди не совпавшие с осн.показателями)

2. панельные (полностью копирующие элементы, кроме времени, не чаще чем через 2 недели)

3. лонгитюдные или мониторниговые (идентичный инструментарий и характер выборки, но опрашиваются совсем другие люди)

4. трекинговые ( цель – обнаружить скрытую тенденцию изменения общественного мнения, периодичность 3-10дней, 1/3 случайной выборки в след.опросе).

По объекту исследования – межгрупповые, межинституциональные, межрегиональные и тд. Часть политологов считают, что необходимо делить исследования только на фундаментальные и прикладные.Фундаментальные отражают методологические точки, которые позволяют ответить на системные вопросы относительно полит.жизни; ориентация на объяснение; осн.принцип – описание. А прикладные исследования ориентирование на преобразование полит.реальности. Кроме этого, выделяют эмпирические и прикладныеполит.иссл., считается что каждое из них имеет собственное методологическое концептуальное обоснование.

Понятие, этапы построения политического прогноза.

Прогнозирование связано с необходимостью создания правильной стратегии и целевого воздействия на политические процессы. В полит.аналитике прогноз выступает завершающим этапом эмпирического исследования. Прогноз – обоснованное суждение о перспективах, альтернативах, временных показателях. Это вероятностное суждение, но базируется на всех возможных основаниях. Этапы: предпрогнозная ориентация (цели, задачи, гипотезы, методы), построение исходной модели объекта, сбор данных прогнозного фона, построение показателей для экстраполяции, построение гипотетических поисковых моделей, построенных нормативных моделей, оценка и уточнение прогноза, рекомендации в сферу управления, повторная предпрогнозная ориентация.

Организация эмпирического исследования. Этапы, виды работ.

Структура исследования: тяготеет к методологии системного анализа

1) Концептуализация-выбор теории для описания действий

2) Операционализация-поиск мер, с помощью которых можно провести исследование

3) Выбор техники и инструментария (средств сбора и анализа)

4) «поле»-сбор данных

5) Дескриптивный анализ – узкий, техническое описание результатов

6) Интерпретация данных – комплексный полный анализ

Шкалирование. Требование к построению шкал. Графическое построение шкал.

Шкалирование – процесс получения шкальных значений признака. Шкала – упорядочение единиц анализа по оси какой-либо переменной. Метод используется для того, чтобы понять степень интенсивности или устойчивости позиций респондента, оценить многообразие нюансов в промежуточных ответах. Функции – собственно измерения (наличие жесткой эмпирической системы, имеет временную шкалу) и оценивания (отображение свойства объекта на шкалу в единицах).

Требования:

1) Требование минимальных единиц. (min2). В двух случаях: первый – о признаке пола, второй - биноминальный критерий.

2) Требование непротиворечия и единого логического основания.

3) Валидность – измерение именно того свойства, которое предполагается оценить.

4) Полнота – необходимость и достаточность критериев, учтены все возможные варианты ответа.

5) Чувствительность – выбор достаточного количества градаций.

6) Симметричность альтернатив.

Проверка шкал на основе: обоснованности (тест по эталонной группе, метод судей), устойчивости (расщепление шкалы, суждения-синонимы) и правильности изменения признака(техническая невозможность решить задачу).

Шкалирование предполагает использование понятий, чаще всего прилагательных или наречий, каждое из которых имеет разную степень интенсивности мнения. Большинство показателей имеет непрерывную протяженность, поэтому стоит вопрос сколько градаций выбрать. Часто используется трехчленное деление. Осн.проблемы: небольшое кол-во градаций – огрубление ответов, большое – случайный выбор респондента. Удобнее использовать 5-7 вариантов. При тел.интервью и на слух – 4, для вопроса-кафетерия – выше 9. Шкала так жеможет состоять из различных суждений и оценочных утверждений – считается самый качественный метод.

21. Виды шкал в полит.иссл. (развернутая классификация с примерами).

Виды шкал по В.А.Ядову:

1) Метрические

I. Интервальные – шкала разностей и интервалов между упорядоченными проявлениями изучаемой характеристики.

II. Идеальные (абсолютные)

2) Номинальные

I. Номинальные (неупорядоченные) шкалы, включающие перечень качественных характеристик или мнений частоты проявления в процентах.

II. Частично упорядоченные шкалы, где граница градаций размыты и нечетки («абсолютно да», «скорее да, чем нет»).

III. Порядковые шкалы (полностью упорядоченная ординарная), приводит признаки изучаемого объекта в строгий порядок, располагая от наиболее значимого к наименее наоборот, т.е. фиксирует отношение равенства и порядка.

a) Бальные шкалы. Шкала «школьных оценок» (минусы - размытие крайних и смещение центр). «Термометр» - 1/3, 2/3, правило 20/80. «Шашки» – монохромные квадраты. «Линейка».

b) Ранговые. Полное упорядочение каких-либо объектов по заданному признаку от наиболее к наименее предпочтительным.

i. Мягкое ранжирование. Нескольким объектам может быть приписана одна и та же числовая позиция (обычно 1, всем остальным приписывается 0). Рейтинги и антирейтинги.

ii. Жесткое ранжирование. Каждому объекту приписывается отдельная числовая позиция. Две крайности: первая – респонденты быстро ставят на первые и последние места, сложности с серединой ранжированного ряда; вторая – отсутствие неопределенных значений и как результат неточность исследования.

iii. Метод парных сравнений. Сравнение всех возможных пар объектов.

Паспортичка.

Паспортичка – вопросы о возрасте, половой принадлежности, семейном положении, образовании и т.п. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортички» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов. Информация из раздела «паспортички» служит для анализа полученных ответов . Довольно часто респонденты неохотно отвечают на вопросы раздела «паспортички», поэтому лучше не начинать с вопросов такого рода. По той же причине в разделе идентификации личности последними задаются вопросы о личных доходах. Если к опросу надо привлечь лиц с совершенно определенными характеристиками, то допускается размещение ряда демографических и статусных вопросов в начале основной части анкеты. Излишне детальная «паспортичка» может вызвать у респондентов сомнения в анонимности опроса. Поэтому в нее включаются только необходимые вопросы.

47. Получение достоверной информации о возрасте, доходах и образовании респондента. Обоснование шкалы (жизненный цикл).

Влияние на достоверность оказывает степень анонимности опроса (нет ее, когда интервью по месту жительства или работы или в панельных исследования; выше, когда почтовый опрос). Вопросы демографического характера не снижают уровня возврата анкет, но оказывают влияние на степень достоверности. Под влияние фактора престижа оказывается ответы на вопросы о доходах и образовании (в данном случае форма вопроса илиусловия опроса не имеют значения, т.к. «деликатна» сама тема).

Российские исследователи предлагают следующую разбивку по возрасту: до 20, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60 и старше (шкала жизненного цикла). Чаще выделяют три градации: до29, 30-49, 50 и старше. Это позволяет без сильных смещений восстанавливать промежуточные границы. Часто задается вопрос: Сколько лет? И на этапе обработке выделяют нужное количество градаций.

Требования к формулировке вопросов в анкете. Способы контроля за качеством вопроса.

Вопрос должен быть нужным для исследования, посвящён одному объекту, не должно быть двойных отрицаний, лобовых вопросов, внушения, абстрактности, логических несоответствий, смещение в сторону оценок, отсутствие срединной позиции. Слова различного толкования недопустимы, в альтернативных-взаимоисключающие варианты ответа, необходимо пояснение по заполнению, должен быть вариант уклонение от ответа, избегание жаргонов и малораспространенных слов, вопрос не должен превышать компетентности, не должен вызывать отрицательных эмоций, должен быть нейтральным.

Контроль: интервью с умным респондентом, пилотажный опрос, передача методичского инструментария коллегам

Подготовка интервьюеров. Требования к интервьюерам, контроль за качеством работ.

Подготовка: общая(знакомство интервьюера с темой исследования) и специальная (обучение ценностной нейтральности слушания, правильное понимание высказываний, фокусировка на важных темах).

Требования: обладание индивидуальных способностей, общительный, педантичный к работе, заинтересованный людьми, упорный в преодолении трудностей, честный. Интервьюер должен знать, что говорит, должен адаптировать вопросы для понимания респондента, приспособиться к его особенностям и обеспечить благоприятную обстановку. Важен внешний облик интервьюера – аккуратный.

Контроль: анализ магнитофонной записи беседы, отчет интервьюеров, повторный опрос проинтервьюированных, изучают отчеты бригадиров, логический контроль, «подсадные утки», анализ ответов на открытые вопросы.

Метод групповой работы

Метод групповой работы (группа действует независимо, как ей хочется, работа растягивается на много дней). Алгоритм работы группы прост (уточнить проблему, направление деятельности, решения, внедрение решений).Все участники группы- профессионалы, добровольцы, заинтересованы, в хороших отношениях.

71 Метаплан и синектика: сравнительный анализ

Метаплан – это рациональный поиск решения проблемы, практичный и последовательный. Синектика охватывает больше, поскольку основана в значительной мере на случайных находках. Здесь мала роль системности, даже ведущий участвует наравне с остальными.

Основные подходы к понятию «политический анализ».

В отечественной и зарубежной научной литературе существуют самые различные трактовки понятия «политический анализ». Все определения имеют отношение к характеристике сфере политики. Первый подход (policy) связан с определением политического как области осуществления властных полномочий, в котором средство одновременно является целью. С этой точки зрения полит.аналитик должен заниматься оценкой качества используемых полит.элитами полит. технологий, рассмотрением прямых и косвенных последствий принимаемых полит.решений, полит.курса. Субъект политики – группы, обладающие реальными властными ресурсами и полномочиями. Строго формальный. Второй подход(polity)опирается на более широкое понимание сферы политики, согласно которому субъектами политики выступают все институцианализированные и неинституцианализированныеполит.игроки, в сферу интересов которых входит власть. Круг проблем включает полит.сознание и поведение отдельных групп, движений и тд. Согласно третьему подходу(politics), основной объект анализа институциональные изменения в области политики, те полит.аналитики должен исследовать структурные и функциональные изменения полит.системы во всех ее проявлениях.

Наши рекомендации