Раздел 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Тема 1 Методология исследования как основа научно-познавательной деятельности в социальной работе
Понятие о методологии науки. Уровни методологии науки: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.
Социальная работа как наука. Объект и предмет социальной работы.
Научное исследование, его цель и структура. Специфика социальных исследований. Значение научных исследований в социальной работе.
Классификация научных исследований: по направленности (фундаментальные, прикладные, поисковые исследования, разработки); по длительности (краткосрочные и долгосрочные); по целям и задачам (описательные, экспликативные, эвристические; частные/специальные, комплексные). Теоретические, эмпирические и экспериментальные исследования.
Этические проблемы исследования в социальной работе.
Основные понятия: наука, предмет и объект науки, методология науки; поисково-исследовательская функция социального работника; научное исследование; методология исследования; фундаментальные исследования, прикладные исследования, поисковые исследования, разработки; теоретическое исследование, эмпирическое исследование, экспериментальное исследование.
Тема 2 Научное обоснование исследования в социальной работе
Понятие о методологическом аппарате исследования.
Методологическое обоснование исследования. Область исследования и критерии ее выбора. Проблема исследования. Ограничение рамок проблемы путем формулирования темы исследования.
Целеполагание в структуре исследовательской деятельности. Цель как предполагаемый результат исследования.
Объект и предмет исследования в социальной работе. Гипотеза исследования. Ее виды: нулевая, описательная; объяснительная, основная рабочая, прогностическая и концептуальная. Правила формулирования научной гипотезы. Задачи исследования.
Понятие о результатах исследования. Научные факты и их роль в научном исследовании. Требования к фактам. Способы обработки фактов.
Критерии качества исследования в социальной работе: актуальность, новизна; теоретическая и практическая значимость.
Основные понятия: научное обоснование исследования; область исследования, проблема исследования, тема исследования, проблемная социальная ситуация, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, социальные явления, факты, объективность и валидность фактов; обработка, анализ и интерпретация фактов; обобщение, апробация и практическое использование результатов исследования.
Тема 3 Методологические принципы, логика и организация исследования в социальной работе
Понятие о принципах и правилах исследования в социальной работе. Исследовательский подход как исходный принцип профессиональной деятельности социального работника. Объективность как основополагающий принцип исследования. Принцип научности и правила его реализации. Общенаучные гносеологические принципы: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы; концептуальное единство, единство логического и исторического; изучение социальных явлений в их развитии; аналитико-синтетическое изучение объектов, процессов, явлений; социальный детерминизм; надежность; достоверность и валидность. Принцип единства исследовательской и практической деятельности.
Этические принципы исследования в социальной работе: принцип профессиональной компетентности, принцип ненанесения ущерба испытуемому, принцип беспристрастности, принцип конфиденциальности, принцип позитивно ориентированной активности, прикладной характер исследования, максимальная корректность исследования.
Структура и логика исследования в социальной работе. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней исследования в социальной работе. Этапы исследования.
Формы организации исследования. Классификация форм организации исследования в зависимости от решаемых задач: пилотажное, описательное, аналитическое, оценочное, кросс-культурное, точечное, монографическое. Повторные исследования. Панельное и лонгитюдное исследование. Трендовые, когортные, поколенные исследования. Сравнительное исследование. Социальное обследование. Полевое исследование.
Основные понятия: принципы исследования; гносеологические принципы; объективность; научность; единство логического и исторического; концепция, концептуальность, принцип концептуального единства; системность, принцип системного подхода; диалектика, принцип изучения социальных явлений в их развитии; деятельностный подход; аналитико-синтетическое изучение объектов и процессов; социальный детерминизм, надежность, достоверность, валидность, исследовательский подход, этапы исследования, логика исследования, формы организации исследования, пилотажное исследование, панельное исследование, лонгитюдное исследование; трендовые, когортные, поколенные исследования; социальное обследование; полевое исследование; этические принципы исследования.