Методология и методы исследования
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Учебно-методический комплекс
(Часть 1)
для студентов социально-педагогического факультета
(специальность 1-86 01 01 Социальная работа)
Брест
БрГУ имени А.С. Пушкина
УДК 364(07)
ББК 65.
М54
Печатается по решению редакционно-издательского совета
УО «БрГУ имени А.С. Пушкина»
Рецензенты:
Кандидат педагогически наук, доцент
И.Г. Матыцына
Кандидат педагогических наук, доцент
О.В. Шурпан
Методология и методы исследования в социальной работе [Текст] : учебно-метод. пособие для студ. соц.-пед. фак. (специальность 1-86 01 01 Социальная работа) / Сост. Л.А. Силюк ; Брест. Гос. Ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. социально-медицинских дисциплин. – Брест : Изд-во БрГУ, 2009. –
ISBN
В учебно-методическом пособии помещены материалы, которые помогут студентам, будущим социальным работникам, овладеть методикой организации и проведения исследования в области социальной работы. В пособии представлены учебная программа курса «Методология и методы исследования в социальной работе», материалы по элементарным методологическим знаниям, тематика практических занятий, методологический тезаурус, вопросы для самоконтроля.
Адресуется студентам БрГУ, обучающимся по специальности «Социальная работа», специалистам по социальной работе.
УДК 364(07)
ББК 65
© Силюк Л.А., 2009
© Издательство УО «БрГУ
ISBN им. А.С. Пушкина», 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………….……………………4
Содержание программы…… ………………………………………….……5
Методологические основы исследования в социальной работе…..……..18
1. Понятие о методологии науки. Уровни методологии науки…...…..18
2. Классификация научных исследований……………………………...19
3. Методологическое обоснование научного исследования…………..21
4. Методологические принципы научного исследования
в социальной работе……………………………………………….….23
5. Логика организации научного исследования………………………..25
6. Особенности научного исследования в социальной работе……..…26
7. Этические проблемы исследования в социальной работе …………28
Планы практических и лабораторных занятий……………………………31
Методологический тезаурус…………………….………………………….49
Контрольные вопросы…………………..………………………………….56
Литература……………..……………………………………………………58
ВВЕДЕНИЕ
Успешное решение задачи подготовки будущих специалистов по социальной работе зависит от научной практики, в том числе и в области социальной работы, направленной на оказание помощи клиентам (индивидам и группам населения), попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Специалист по социальной работе взаимодействует с людьми. Каждый человек требует особого подхода. Чтобы выбрать эффективную практику помощи, нужно решить определенную диагностическую задачу, которая представляет собой мини-исследование: специалист должен собрать информацию о конкретном случае, проанализировать ее, сделать соответствующий вывод. Таким образом, успех в практике невозможен без умения осмысливать собственную деятельность с научных позиций. Данное умение является важнейшей составляющей методологической культуры специалиста по социальной работе. Методологическая культура специалиста по социальной работе предполагает знакомство с логикой и методами научного исследования в социальной работе, овладение основными исследовательскими подходами и умениями.
В связи с этим специалисту по социальной работе нужны некоторые знания научной методологии, понимание ее принципов, владение используемыми в ней методами. Большую помощь в этом оказывает курс «Методология и методы исследования в социальной работе».
Цель данного пособия – помочь будущим специалистам по социальной работе в приобщении к исследовательской деятельности через формирование у них элементов методологической культуры, в том числе первоначальных исследовательских умений.
Учебное пособие подготовлено в расчете на достижение двух основных задач. Первая – дидактическая – предполагает обучение студентов грамотному ведению учебно-исследовательской работы по социальным проблемам. Вторая заключается в том, чтобы привлечь студентов к участию в научной работе.
Материалы, представленные в пособии, могут быть полезны преподавателям, осуществляющим руководство курсовыми и дипломными работами, магистрантам, исследования которых связаны с социальными проблемами, специалистам по социальной работе.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни, оказания индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц специалист в области социальной работы должен применять свои знания и умения в разных областях деятельности. Такое широкое поле деятельности требует от социального работника наличия исследовательских навыков и готовности к научно обоснованному изучению социальной реальности.
В связи с этим перед высшей школой стоит задача: подготовить социальных работников, способных осуществлять научное исследование, использовать существующие методы изучения проблем социальной работы для оценки практики с позиций научного подхода.
Решению данной задачи призван способствовать курс «Методология и методы исследования в социальной работе». Предлагаемая программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов по специальности 1-86 01 01 «Социальная работа».
Настоящий курс знакомит студентов с основными понятиями как общей методологии познания объективной действительности, так и методологии социальной педагогики и социальной работы. В программе большое внимание уделено характеристике особенностей предмета социально-педагогического исследования, формулировке научной проблемы, гипотезы исследования, определению цели, задач, предмета и объекта исследования, характеристике конкретных методов научного исследования.
Цель курса: сформировать у студентов систему знаний и научном исследовании в области социальной работы как о едином и целостном процессе, а также об основных методах исследовательской деятельности.
Задачи курса:
- сформировать у студентов интерес к процессу познания и научно исследовательской работе;
- способствовать овладению студентами категориями методологии исследования (постановка и обоснование проблемы, определение объекта, предмета, выдвижение и формулировка гипотезы, определение цели и задач исследования);
- сформировать ключевые теоретические и практические исследовательские умения (умение работать с литературными источниками, находить факты, собирать и обрабатывать данные, проводить практическое опытно-экспериментальное исследование, использовать психодиагностические методики);
- способствовать формированию качеств личности, необходимых для будущего специалиста по социальной работе (творческое мышление, эвристический подход к решению задач социальной работы, профессиональная готовность к исследованию социальных процессов).
Данный курс призван помочь будущим социальным работникам подготовиться к осуществлению исследовательской деятельности и сформировать у них следующие группы исследовательских умений:
· операционные умения, включающие умственные приемы и операции, применяемые в исследовательской деятельности;
· организационные умения, подразумевающие владение приемами планирования исследования, организации опытно-экспериментальной работы;
· практические исследовательские умения, к которым относятся:
- умение работать с литературными источниками;
- умение наблюдать факты, собирать и обрабатывать данные, полученные путем использования эмпирических методов исследования;
- умение проводить практическое экспериментальное исследование;
- умение использовать диагностические методики в исследовательской работе;
- умение обрабатывать, оформлять и конструировать модели, осуществлять внедрение результатов в исследования в практическую деятельность;
· коммуникативные исследовательские умения, предполагающие владение приемами сотрудничества в процессе исследовательской деятельности.
При подготовке программы курса использовались материалы преподавания курса «Методология и методы социально-педагогического исследования», разработанные В.Н. Клипининой.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Т е м а | Лек-ции, ч. | Практичес-кие, ч. | Лаборатор-ные, ч. |
Методология исследования как основа научно-познавательной деятельности в социальной работе | ||||
Научное обоснование исследования в социальной работе. Методологические принципы, логика и организация исследования в социальной работе | ||||
Понятие о методах исследования в социальной работе, их общая характеристика и классификация. Эмпирические методы исследования. Наблюдение как метод исследования в социальной работе | ||||
Методы опроса в социальной работе | ||||
Исследовательская беседа и ее технология | ||||
Анкетирование и интервьюирование как методы исследования в социальной работе | ||||
Анализ документов и продуктов деятельности как методы исследования в социальной работе | ||||
Диагностические, психометрические и экспертные методы исследования в социальной работе. Тестирование | ||||
Экспериментальные методы исследования | ||||
Комплексные специальные методы исследования и их использование в социальной работе | ||||
Методы обработки и описания результатов исследования в социальной работе | ||||
Этапы и технология планирования исследования в социальной работе | ||||
Обобщение данных и представление результатов исследования в социальной работе | ||||
Итого |
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Тема 1 Методология исследования как основа научно-познавательной деятельности в социальной работе
Понятие о методологии науки. Уровни методологии науки: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.
Социальная работа как наука. Объект и предмет социальной работы.
Научное исследование, его цель и структура. Специфика социальных исследований. Значение научных исследований в социальной работе.
Классификация научных исследований: по направленности (фундаментальные, прикладные, поисковые исследования, разработки); по длительности (краткосрочные и долгосрочные); по целям и задачам (описательные, экспликативные, эвристические; частные/специальные, комплексные). Теоретические, эмпирические и экспериментальные исследования.
Этические проблемы исследования в социальной работе.
Основные понятия: наука, предмет и объект науки, методология науки; поисково-исследовательская функция социального работника; научное исследование; методология исследования; фундаментальные исследования, прикладные исследования, поисковые исследования, разработки; теоретическое исследование, эмпирическое исследование, экспериментальное исследование.
Тема 2 Научное обоснование исследования в социальной работе
Понятие о методологическом аппарате исследования.
Методологическое обоснование исследования. Область исследования и критерии ее выбора. Проблема исследования. Ограничение рамок проблемы путем формулирования темы исследования.
Целеполагание в структуре исследовательской деятельности. Цель как предполагаемый результат исследования.
Объект и предмет исследования в социальной работе. Гипотеза исследования. Ее виды: нулевая, описательная; объяснительная, основная рабочая, прогностическая и концептуальная. Правила формулирования научной гипотезы. Задачи исследования.
Понятие о результатах исследования. Научные факты и их роль в научном исследовании. Требования к фактам. Способы обработки фактов.
Критерии качества исследования в социальной работе: актуальность, новизна; теоретическая и практическая значимость.
Основные понятия: научное обоснование исследования; область исследования, проблема исследования, тема исследования, проблемная социальная ситуация, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, социальные явления, факты, объективность и валидность фактов; обработка, анализ и интерпретация фактов; обобщение, апробация и практическое использование результатов исследования.
Тема 3 Методологические принципы, логика и организация исследования в социальной работе
Понятие о принципах и правилах исследования в социальной работе. Исследовательский подход как исходный принцип профессиональной деятельности социального работника. Объективность как основополагающий принцип исследования. Принцип научности и правила его реализации. Общенаучные гносеологические принципы: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы; концептуальное единство, единство логического и исторического; изучение социальных явлений в их развитии; аналитико-синтетическое изучение объектов, процессов, явлений; социальный детерминизм; надежность; достоверность и валидность. Принцип единства исследовательской и практической деятельности.
Этические принципы исследования в социальной работе: принцип профессиональной компетентности, принцип ненанесения ущерба испытуемому, принцип беспристрастности, принцип конфиденциальности, принцип позитивно ориентированной активности, прикладной характер исследования, максимальная корректность исследования.
Структура и логика исследования в социальной работе. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней исследования в социальной работе. Этапы исследования.
Формы организации исследования. Классификация форм организации исследования в зависимости от решаемых задач: пилотажное, описательное, аналитическое, оценочное, кросс-культурное, точечное, монографическое. Повторные исследования. Панельное и лонгитюдное исследование. Трендовые, когортные, поколенные исследования. Сравнительное исследование. Социальное обследование. Полевое исследование.
Основные понятия: принципы исследования; гносеологические принципы; объективность; научность; единство логического и исторического; концепция, концептуальность, принцип концептуального единства; системность, принцип системного подхода; диалектика, принцип изучения социальных явлений в их развитии; деятельностный подход; аналитико-синтетическое изучение объектов и процессов; социальный детерминизм, надежность, достоверность, валидность, исследовательский подход, этапы исследования, логика исследования, формы организации исследования, пилотажное исследование, панельное исследование, лонгитюдное исследование; трендовые, когортные, поколенные исследования; социальное обследование; полевое исследование; этические принципы исследования.
В социальной работе
Понятие о психометрических и экспертных методах исследования.
Шкалирование как метод количественного оценивания качеств личности. Виды и структура оценочных шкал. Ранжирование. Использование шкалирования в исследованиях в области социальной работы.
Экспертные методы исследования. Рейтинг и экспертная оценка. Метод независимых судей и обобщения независимых характеристик. Критерии отбора экспертов. Сбор и обработка экспертной информации. Проблема надежности информации и субъективность экспертных методов.
Измерения при изучении социальных отношений. Понятие о социометрии и референтометрии. Тест социометрического выбора. Учет возрастных особенностей при определении технологии социометрического исследования. Обработка результатов социометрического исследования. Составление социометрических матриц и социограмм. Возможности и ограничения использования социометрии для исследования в области социальной работы.
Основные понятия: шкалирование, ранжирование, рейтинг, метод независимых судей, метод обобщения независимых характеристик, социометрия, референтометрия, тест социометрического выбора, социоматрица, социограмма.
Тема 12 Экспериментальные методы исследования
Понятие о научном эксперименте. Экспериментальный и аксиоматический пути построения науки.
Сущность и основные характеристики социального эксперимента. Виды эксперимента: по условиям проведения (лабораторный, естественный, камерный), по продолжительности (длительный, кратковременный), моделирующий.
Эксперимент в структуре исследования в области социальной работы. Понятие об опытно-экспериментальной работе.
Этапы подготовки и проведения эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный; диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий, внедренческий; теоретический, методический, собственно эксперимент, аналитический.
Критерии эффективности опытно-экспериментальной работы.
Методические подходы, обеспечивающие эффективность экспериментальных исследований.
Мысленный эксперимент. Моделирующий эксперимент. Методика разработки социальных проектов. Социодрама.
Достоинства и преимущества экспериментальных методов. Возможные ошибки, допускаемые исследователем. Основные требования к эксперименту в социальной работе.
Основные понятия:эксперимент, экспериментальные методы; лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; социальный эксперимент, социально-педагогический; констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент; сравнительный эксперимент; опытно-экспериментальная работа; экспериментальный фактор; зависимые и независимые переменные, социодрама, мысленный эксперимент; метод моделирования, моделирующий эксперимент, эксперимент «экс-пост-факто».
Тема 13 Комплексные специальные методы исследования
Изучение переживаний и воспоминаний клиентов социальной работы и их значение для исследования социальных явлений и процессов. Метод социальных биографий и социальных историй. Предмет метода социальных биографий. Технология метода изучения биографий и составления характеристик. Особенности анализа и интерпретации биографического материала. Недостатки и достоинства метода.
Метод изучения случая как комплексное монографическое исследование. Замкнутые социальные группы как объект метода изучения случая. Технология использования метода изучения случая.
Метод фокус-группы. Групповая дискуссия как способ выявления различий в понимании социальных проблем, событий и явлений жизни испытуемыми. Критерии подбора участников групповой дискуссии. Социальные работник как модератор групповой дискуссии. Особенности поведения исследователя в процессе коллективного обсуждения. Сценарий дискуссии. Анализ работы фокус-группы и интерпретация полученных результатов. Дельфи-метод.
Изучение, анализ и обобщение опыта в структуре исследовательской деятельности социального работника. Понятие о профессиональном опыте как источнике получения научной информации. Способы изучения профессионального опыта и его описания. Технология изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта социальной работы.
Основные понятия: метод социальных биографий, биографическая анкета, социальная история личности, изучение случая, метод фокус-группы, дельфи-метод; профессиональный опыт социальной работы, критерии передового профессионального опыта; профессиональное мастерство, новаторство, творчество как объект исследования.
Тема 14 Методы обработки и описания результатов исследования
В социальной работе
Место обработки и истолкования фактов в процессе исследования в социальной работе. Требования к обработке: разносторонность информации, сочетание известного и неизвестного, связь со смежными отраслями знаний, использование основных видов опыта (передового, новаторского, положительного, отрицательного, массового и др.), мониторинг на всех этапах опытно-экспериментальной работы.
Понятие выборочного метода исследования. Генеральная совокупность. Выборка или выборочная совокупность. Малые и большие выборки. Понятие о единицах отбора: единицы наблюдения, единицы анализа. Основные виды выборки: случайная, гнездовая, районированная, стратифицированная, направленная (квота). Шаг выборки. Метод бесповторной выборки.
Методы и приемы обработки результатов исследования: описание, упорядочение, анализ, синтез, сравнение, интерпретация, обобщение.
Качественные методы. Сжатие информации. Схематизация: таблицы, диаграммы. Методы построения генеалогического дерева. Кодирование. Выбор единиц анализа и отождествление фактов. Сравнение.
Количественный анализ. Основные статистические понятия. Измерение. Ранжирование. Измерительные шкалы и их типы.
Виды количественного анализа: альтернативный, вариационный, корреляционный, факторный. Использование методов математической статистики и ЭВМ.
Единство качественного и количественного анализа.
Основные понятия: генеральная совокупность, обследуемая совокупность, единицы отбора, выборочная совокупность, выборка, репрезентативность выборки, качественные методики анализа результатов, сжатие информации, схематизация, генеалогическое дерево, кодирование, количественный анализ данных, измерение, квантификация, ранговые уровневые показатели, альтернативный анализ, вариационный анализ, корреляционный анализ, коэффициенты корреляции, факторный анализ.
Раздел 3 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Тема 15 Этапы и технология планирования исследования
В социальной работе
Этапы исследования в социальной работе: организационный; этап теоретического обоснования проблемы; диагностический; преобразующий (собственно поисковый, экспериментальный); итоговый; обобщающий; этап апробации и внедрения результатов в практику.
Планирование исследовательской работы. Исследовательский проект. Программа исследования. Методологический и методический раздел программы исследования. Стратегический и календарный план исследования. Требования и критерии эффективности исследования в социальной работе: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.
Виды индивидуального и коллективного исследования.
Основные понятия: этап исследования; исследовательский проект, программа исследования, план исследования, критерий эффективности исследования.
Тема 16 Обобщение данных и представление результатов исследования в социальной работе
Значение любой научной работы: обеспеченность новой научной информацией, обобщение передового опыта, решение определенной теоретической задачи, раскрытие методов применения теории в конкретных условиях деятельности, введение в научный оборот новых фактов, материалов, документов и др.
Обобщение и теоретическая интерпретация полученных результатов. Определение круга пользователей и оформление итогов исследования в социальной работе. Апробация результатов исследования в научном сообществе.
Основные виды изложения результатов исследования. Научный реферат. Научный отчет. Научная статья. Монография. Тезисы научного доклада. Депонирование. Методические рекомендации. Курсовая, дипломная работа, диссертация как изложение результатов исследования, подготовленного для публичной защиты. Содержание работы. Требования к содержанию. План и структура научной работы. Методы написания текста. Композиция и рубрикация научного произведения. Библиографический аппарат научной работы. Стиль написания текста. Этика написания научного произведения.
Рецензия как научное произведение критического характера.
Основные понятия: обобщение, интерпретация, апробация результатов; научное произведение, краткое сообщение, обзор, научный доклад, научный отчет, реферат, статья, монография, диссертация; ключевое слово; структура научного произведения, содержание научного произведения, композиция научного произведения, библиографическое описание; цитата; пересказ; рецензия.
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. Понятие о методологии науки. Уровни методологии.
2. Классификация научных исследований.
3. Методологическое обоснование научного исследования.
4. Методологические принципы исследования в социальной работе.
5. Логика организации научного исследования.
6. Особенности исследования в социальной работе.
7. Этические проблемы научного исследования.
Уровни методологии науки
Наука– сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле – теоретическое отражение действительности.
Таким образом, любая научная отрасль только в том случае развивается, если она постоянно занимается изучением собственных явлений, постоянно получает объективные знания.
Объективность полученного знания обусловлена, прежде всего, выбором методологии исследования.
Методология– (греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение; logos – слово, понятие) –
1) учение о научном методе познания;
2) учение о правилах мышления при создании теории науки (А.И. Кочетов).
Таким образом, методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности [4, с. 93].
В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет 4 уровня:
1 уровень – философский – его содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания, представленного различными философскими учениями (направлениями), которые выступают в качестве методологии различных человековедческих наук: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм;
2 уровень – общенаучный – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин;
3 уровень – конкретно научный – т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в социально-педагогических исследованиях;
4 уровень – технологический – составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включиться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом первый уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания. Он определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
В социальной работе
Основополагающий принцип любого научного исследования – объективность. Исходный принцип профессиональной деятельности специалиста по социальной работе – исследовательский подход.
Кроме того, в социально исследовании должны быть использованы общенаучные гносеологические принципы:
Системный подход – ориентирует исследователя:
а) на выделение в исследуемом явлении/процессе, прежде всего, интегративных инвариантных (неизменных) системообразующих связей и отношений;
б) на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным;
в) предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого.
Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении изучаемого социального процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Данный принцип предполагает опору в социальной работе на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход исходит из того, что деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Вот почему, чтобы помочь клиенту выйти из трудной жизненной ситуации, необходимо в меру возможностей вовлечь его в разные виды деятельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность. Т.е. ребенок/взрослый должен быть обязательно переведен в позицию субъекта познания, труда и общения.
Полисубъектный (диалогический) подходвытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Полисубъектный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога.
Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистического подхода в социальной работе.
Культурологический подход. Культура здесь понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.
Этнопедагогический подход обусловлен тем, что человек живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В такой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. Национальная культура придает специфический колорит социальной среде, в которой находится человек. В связи с этим задача социальных работников состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой – максимально использовать ее воспитательные возможности.
Антропологический подход разработан и обоснован К.Д. Ушинским. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет в работе с личностью. К.Д. Ушинский отнес к таким наукам анатомию, физиологию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, экономику и историю в широком смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского – неизменная истина педагогики и всех других наук, занимающихся проблемами человека.
Кроме вышеуказанных принципов необходимо отметить:
· концептуальное единство – исследователь должен последовательно придерживаться определенной концепции. Он может выработать ее сам или присоединиться к уже существующей;
· единство логического и исторического – требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития;
· изучение социальных явлений в их развитии;
· аналитико-синтетическое изучение объектов, процессов, явлений;
· социальный детерминизм;
· надежность;
· достоверность;
· валидность;
· единство исследовательской и практической деятельности.
Исследование в социальной работе требует соблюдения принципов, связанных со спецификой объекта и предмета:
· принцип профессиональной компетентности;
· принцип ненанесения ущерба испытуемому;
· принцип беспристрастности;
· принцип конфиденциальности;
· принцип позитивно ориентированной активности;
· прикладной характер исследования;
· максимальная корректность исследования.
Литература
1. Берков, В.Ф. Философия и методология науки : Учеб. пособие / В.Ф. Берков. – М. : Новое знание, 2004. – 336 с.
2. Клипинина, В.Н. Социальная педагогика : Введение в научное исследование : учеб.-метод. пособие / В.Н. Клипинина. – Минск : БГПУ, 2007. – 75 с. – (Серия «Социальная педагогика. Социальная работа» ; вып 10).
3. Кузнецов, И.Н. Научное исследование : Методические пособие / И.Н. Кузнецов. – Минск : ИНБ РБ, 1995. – 35 с.
4. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе : Учебное пособие для высшей школы / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – 2-е изд. – М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2006. – 496 с.
5. Педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М. Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема1 Научное обоснование исследования
(лабораторное занятие)
Основные понятия:научное обоснование исследования, проблема исследования, тема исследования, цель и задачи исследования, проблемная социальная ситуация, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, социально-педагогические явления, факты, объективность и валидность фактов, обрабо