Проведение природоведческих исследований во внеучебной деятельности
Актуальной проблемой начального образования в современных условиях расточительного природопользования выступает экологическая культура личности и условия её формирования. Основная идея исследования состоит в том, что организация непосредственного наблюдения за природой в ходе экскурсий обеспечивает осознание детьми общечеловеческой значимости и ценности флоры и фауны для человека, формирование бережного отношения к окружающему миру, становление природоохранной деятельности. В результате проведённого исследования проблемы выявлено, что достичь эффективности педагогического процесса в экологическом воспитании младших школьников возможно, если увлечь детей непосредственным наблюдением за природой с применением комплекса специальных приёмов, обогащающих внутренний мир младшего школьника и его экологическую культуру.
Воспитательный потенциал внеучебной деятельности младших школьников, экскурсии в природу, натуралистский естественнонаучный подход к её познанию детьми наиболее полно обеспечивают их экологическое воспитание в целом. При этом необходимыми педагогическими условиями являются: организация природоведческих экскурсий и коллективных дел природоохранной направленности; использование комплекса специальных приёмов фиксации наблюдений за природой.
Каждая экскурсия, целенаправленно раскрывает ту или иную тему, призвана содействовать всестороннему развитию личности. С педагогической точки зрения экскурсия - это одна из форм обучения, в ходе, которой экскурсант приобретает новые знания или углубляет уже имеющие. Следовательно, экскурсия - педагогический процесс, в котором активно учувствуют две стороны - экскурсовод, передающий знания и экскурсанты, усваивающие эти знания.
Средства наглядности, занимающие ведущие место в экскурсии. Условно можно разделить на три группы:
1. Основные (подлинные, предметные), т.е. экскурсионные объекты по маршрутам экскурсии.
2. Дополнительный иллюстрационный материал (наглядные пособия).
3. Словесно - образная наглядность, достигаемая ярким описаниям событий, окружающей действительности.
Экскурсовод должен непрерывно следить за реакцией экскурсантов, учитывать особенности зрительного и слухового восприятия. Особое внимание следует уделять на ракурс- положение объекта по отношению к экскурсантам.
Экскурсовод должен учитывать и освещенность объекта, особенности расположения. Экскурсия - процесс двусторонний. Показ должен быть целеустремленный, тогда осмотр для экскурсантов будет, в свою очередь, активный. Жесты экскурсовода должны быть лаконичными, точными, выразительными (т.е. передающими отношение экскурсовода к предмету), эмоциональными и достаточно скупыми по количеству. Главное правило- жест не должен отставать от подкрепляемого им слова, он должен соответствовать содержанию и ритму рассказа.
При естественнонаучном анализе свойства объекта обычно раскрываются методами тех наук, которым посвящается экскурсия.
Первой ступенью любого вида анализа является выделение объекта из окружающей среды, второй и основной - установление многообразных связей объекта с содержанием экскурсии.
Существует несколько приемов рассказа, чаще всего используемых на экскурсиях: экскурсионная справка, описание (характеристика) объекта, объяснение, комментирование.
Экскурсионная справка - это сжатая характеристика объекта, лаконичное описание фактов. Справки часто используются в обзорных экскурсиях по городу и даются иногда прямо во время передвижения, без остановки. В справке фиксируется основная, существенная информация.
Описание (характеристика) - это последовательное перечисление каких-либо данных, существенных качеств и свойств экскурсионного объекта или кратное сообщение об основных событиях, связанных с данным объектом. Описание объекта не превышает двух - трех минут и как прием может применяться при обзорной экскурсии, при остановке (если экскурсия осуществляется на каком- либо транспорте, то без выхода из него).
Гораздо более полным рассказом об объекте является объяснение. События при этом не только сообщаются, но и объясняются. Иначе говоря, выявляются внутренние связи, причины факта, события, явления о котором рассказывает экскурсовод. Прием объяснения чаще всего используется в природоведческих экскурсиях. Методический прием объяснения для школьных экскурсий и групп может быть с невысоким уровнем. Комментирование как прием имеет применение, когда объект демонстрируется в процессе или движении, при показе движущего конвейера на производстве.
Речь экскурсовода должна быть грамматически правильной, свободной, уверенной, яркой и образной. Не следует употреблять без надобности местные или профессиональные термины. Если же требуется привести такое слово, то следует его объяснить. Экскурсовод должен тщательно работать над правильным произношением, устраняя природные дефекты речи, а так же дефекты, связанные с особенностями местного произношения.
Перед началом экскурсии учитель предварительно сообщает в классе цели, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы (Приложение 1). Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины. Тогда же необходимо разбить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы и продиктовать им список нужных для экскурсии пособий. Общие задания лучше сообщать всей группе, а более конкретные индивидуально каждому учащемуся. Необходимо объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.
Далее необходимо организовать просмотр наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно завершают и обобщают в школе. Иногда обобщение делают сразу после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводит после оформления результатов [2,33].
Большую помощь учителю в организации детских наблюдений окажут «Дневник наблюдений». Основу их составляют задания для наблюдения в природе, сгруппированные по сезонам. Границы сезонов школьники определяют сами по следующим признакам: началом осени - считают время массового всходы озимых, изменение окраски листьев на березе, обыкновенном вязе, мелколистной липе, созревание плодов рябины, отлет ласточек, созревание плодов рябины, отлет ласточек, падение среднесуточной температуры ниже +15°С. Признаками окончания осени и начала зимы считают конец листопада у лиственницы, установление постоянного снегового покрова, ледостав на водоемах. В самом начале весны появляются первые проталины, начинается сокодвижение у березы, прилетают грачи, начинают гнездиться воробьи, вороны, среднесуточная температура устанавливается выше- 5°. Лето начинается с цветения рябины, акации, сирени. В начале лета рожь выходит в трубку, появляются комары, среднесуточная температура устанавливается +10°. Эти признаки в каждой конкретной местности могут быть уточнены в краеведческом музее [10,46].
В дневнике включены задания для наблюдения летом. Чтобы дети и летом вели наблюдения в природе, надо дать на это хороший настрой. Сделать это можно на уроке природоведения. Надо сказать учащимся, что в природе летом происходит много явления. Можно коротко рассказать о том, что именно они могут увидеть в природе. Желательно выяснить, где каждый ученик будет проводить лето. Следует попросить учащихся обратить внимание на особенности летней погоды, на состояние растений и животных, на характер летнего труда людей на местности, где они будут проводить лето, принять участие в праздниках, посвященных изучению и охране природы, в походах по родному краю.
Дневник наблюдения должен быть именно ориентиром (Приложение 4). Как и в течение учебного года, летом не следует строго регламентировать наблюдения, ставить ребенка в жестокие рамки, требовать от него строго следовать заданиям дневников, наказывать плохой оценкой за невыполнение каких-то заданий. Для фиксации результатов наблюдений в дневниках учащиеся пользуются различными приемами, усложняющимися от классов к классу: зарисовки, раскрашивание черно-белых рисунков, обведение контуров изображенных на рисунке объектов, заполнение таблиц, краткие записи, условные знаки. Записи должны быть предельно краткими, не повторяющими текста заданий.
Учителю следует помнить, что в «Дневниках наблюдений» дети фиксируют то, что сами видели в природе. Поэтому следует давать для выполнения те задания, по которым они реально могут провести наблюдения в природу. Каждый из «Дневников наблюдений» имеет свои особенности.
Кроме индивидуальных «Дневников наблюдений», младшие школьники ведут общеклассные календари погоды. Учащиеся 2 (1) класса начинают вести календарь природы со времени наступления зимы. Учащиеся 3 (4) классов ведут его в течение всего года. Для календаря можно взять лист бумаги. В календаре погоды должны быть следующие разделы: таблица для записи ежедневных наблюдении за погодой; место для фиксации других наблюдений за неживой природой, за жизнью растений, животных; условные знаки, соответствующие содержанию наблюдений в данном классе; в календаре природы 3 и 4 (2 и 3) классов должны быть таблицы для записи обобщенных наблюдений за погодой.
«Календарь природы» дает возможность всем учащимся контролировать и проверять правильность личных наблюдений, сравнивать свои наблюдения с аналогичными наблюдениями других учащихся. «Календарь природы» помогает учащимся, которые по каким-то причинам не смогли провести наблюдения в природе. Они смогут воспользоваться результатами наблюдений одноклассников и, по усмотрению учителя, переписать их в свой дневник. Календарь украшается рисунками из жизни природы в данное время года. Красивое оформление календаря имеет эстетическое значение и повышает интерес к работе с ним.
Заключение
Положительное отношение младших школьников к учебному процессу определяется не только социальными мотивами, но и интересом к новым знаниям, к овладению новыми умениями и навыками. Наблюдения за учебной и внеучебной деятельностью младших школьников показывает, что наиболее активными они бывают в момент, когда учитель рассказывает им о ещё неизвестном, или показывает действия, которые они ещё не выполняли. Всё это необходимо делать и на практических работах, и на опытах, и на экскурсиях в природе, и при ведении «Календаря природы».
Огромное значение знаний состоит в выработке у детей важных черт личности, таких как любознательность, потребность к исследованию, наблюдательности, замечать и объяснять причины наблюдаемых изменений в природе. На уроках природоведения школьники получают представления о единстве и неделимости природы, о взаимосвязи всех ее звеньев, понимают, что нарушение в одной точке ведет к необратимым последствиям. Школьники получают элементарные знания о предметах и явлениях природы, но и труде людей.
В ходе выполнения курсового исследования нами отмечены следующие критерии выбора практических методов ознакомления младших школьников:
· доступность;
· последовательность;
· адекватность;
· целенаправленность;
· эффективность;
· соответствие возрасту и уровню развития учащихся.
В последние годы наметилась тенденция к интеллектуализации процесса обучения и воспитания. Акцент на увеличение объёма знаний без опоры на развитие познавательной сферы приводит к эмоциональной невосприимчивости, равнодушию к объектам природоведческого исследования, преобладанию рационального подхода в их оценке.
В результате проделанной работы нами установлено, что природоведческие методы познания способствуют формированию учащихся понимания фактов и явлений природы, наблюдательности, повышают познавательную активность. Одновременно происходит приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и исследовательских навыков, что способствует лучшему усвоению и пониманию материала.
Основной принцип исследований заключается в том, что через все методики проходили одни и те же дети. Это дает возможность видеть изменения в мотивации одних и тех же учащихся
Список использованной литературы
1.Аквилева, Г. И. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: пособие
для учителя нач. школы / Г. И. Аквилева, 3. А. Клёпина. - М.: Просвещение, 1989.- 96 с.
2.Аквилева, Г. Н. Преподавание природоведения малокомплектной школе:
пособие для учителей трехлет. Нач. шк. / Г. Н. Аквилева, Е. А. Постникова, Г. Ф. Суворова; под ред. Г. Н. Аквилевой. - М.: Академия,
1990.-95с.
3.Василькова, Ю. В. Природоведение: учебник для студ. сред, учеб,
заведений / Ю. В. Василькова, Е. Е. Иванов, Т. М. Саенко, под ред. Ю. В.
Василькова. - М.: Академия, 2003. - 98 с.
4.Верзилин, Н. П. Проблемы методики преподавания природоведения / Н. П. Верзилин. – М.: Просвещение, 1974. - 98 с.
5.Герд, А. Я. Избранные педагогические труды / А. Я. Герд. М.: Академия,
1953.- 64 с.
6.Горощенко, В. П. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие для учащихся. 2-е изд., дораб. / В. П. Горощенко, И. А. Степанов-М.: Просвещение, 1984,- 49 с.
7.Горощенко, В. П. Методика преподавания природоведения / Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. 2001.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 94- 99 с.
8.Дубровина, И. В. Методика проведения экскурсий / М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 124с.
9.Каменский, Я.А. Великаядидактика / М.: 1939.- 56 с.
10.Клепинина, З. А. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека / М.: 1988.- 67 с.
11.Кропчева, Т. Б. Нетрадиционные уроки природоведения в начальной школе // Начальная школа №1, 2002.- 89 с.
12.Мельчаков, Л. Ф. Уроки природоведения в 3 классе / Л. Ф. Мельчаков.- М.: 1976.- 18 с.
13.Павлович, С. А. Книга по природоведению. Основы и методика преподавания / Учебное пособие для педагогических училищ. М.: Академия, 1998. С. 105 – 109.
14.Пакулова, В.А. Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения / М.: -1990.-119 с.
15.Скаткин, М.Н. Внеклассная работа по природоведению / - М.: 1953.- 56 с.
16.Солонько, Г. Н. Опыты и наблюдения за комнатными растениями // Начальная школа №12, 2007.-101 с.
17.Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.- М.: 1984.-64 с.
18.Чередов, И. М. Сочетание фронтальной, общественной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке / - М.: 1984.
Приложение 1.