Общая характеристика младенческого возраста
Новорожденность | Младенчество | |
ССР | ВЗРОСЛЫЙ (полная беспомощность ребенка и его зависимость от близкого взрослого) | РЕБЁНОК и ВЗРОСЛЫЙ как единое целое (все формы активности ребёнка опосредованы взрослым) |
ВВД | Непосредственно- эмоциональное общение со взрослым | |
(ради общения) | (по поводу предметов) | |
Психические новообразования | · индивидуальная психическая жизнь ребёнка – на начало периода; · «комплекс оживления» – в конце периода | § элементарные формы восприятия и мышления; § первые самостоятельные шаги, слова; § активная потребность в познании окружающего мира |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
1-1,5 года | 1,5-2 года | 2-3 года | ||
ССР | реб.→Пр. →взр. (взрослый «закрыт» предметом; обращение к взрослому носит предметный характер – «предметный фетишизм детей раннего возраста») | реб. →пр→Взр. | Взрослый (подражание, желание походить на взрослого) | |
ВВД | Предметно - манипулятивная деятельность Зарождение игры | |||
Психическое новообразование | Дальнейшее развитие понимания речи взрослых, накопление активного словаря | «Я - САМ» Кризис 3 лет | ||
30-40 слов (реакция на ситуативную речь, действие по ситуации) | 300 слов (внеситуативная речь) | |||
ФАЗЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Критерии сравнения | Ранее младенчество (2-6 месяцев) | Позднее младенчество (7-12 месяцев) |
Преобладающая форма общения | ситуативно-личностное общение со взрослым (удовлетворяется потребность в доброжелательном внимании взрослого) | ситуативно-деловое общение (общение по поводу предмета, определяемое деловым мотивом) |
Соотношение в развитии сенсорики и моторики | Ускоренное развитие сенсорных функций, которые регулируются новизной и ориентировочным подкреплением | Ускоренное развитие моторных функций (позовые движения, действия с предметом). Сенсорика перестраивается на основе моторики, вбирая опыт манипуляций с предметами и приобретает свойства константности, осмысленности и предметности |
ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ МАНИПУЛЯЦИЙ С ПРЕДМЕТАМИ
В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
3-4(6) месяцев | 1 этап: «преддействие» формируется сенсомоторное единство «глаз – рука» |
5-7 месяцев | 2 этап: этап повторных результативных действий первые манипуляции под контролем зрения, имеющие повторный цикличный характер (ориентировочное подкрепление) |
7-10 месяцев | 3 этап: этап соотносимых действий манипуляция двумя предметами, с установлением соотношения объектов между собой. Большое значение имеет показ действия взрослым |
11-12 месяцев | 4 этап: этап функциональных действий функция предмета выделяется. На первый план выдвигаются социальные свойства предмета → переход к новой ВВД: предметная деятельность |
РАЗВИТИЕ СТРУКТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА
Ранниймотив-----------действие---------------оценка---------эмоциональная
возраст: (аффективное результата реакция
восприятие действия на оценку
предмета) взрослым
↑___________________│
Дошкольный
возраст:мотив---------эмоциональный -------действия---------результат
(непосредственное образ действий и его
желание) внешняя оценка
│______________________________↑
Младший
Школьный
возраст:мотив--------смысловая--------действия--------непосредственный
ориентировка результат и отдалённые
последствия
│__________________________________↑
рациональная и эмоциональная оценка
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ
Возраст | Особенности самооценки |
3 года | эмоциональная, завышенная самооценка |
Дошкольный возраст | появляются рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых качеств и поведения |
Младший школьный возраст | самооценка становится более адекватной и дифференцированной (различают свои физические и духовные качества, сравнивая с другими) |
11-12 лет | Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит усложнение и углубление самопознания. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле и представляет каким бы он хотел быть. Познать себя помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало в поисках сходства. Самоанализ, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка оказывается низкой и неустойчивой. (Явление «воображаемой аудитории» ребенок чувствует себя в центре внимания, что усиливает его ранимость, которая часто сочетается с грубостью) |
15 лет | После поисков себя личностной нестабильности у него формируется «Я концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образование «Я» |