ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА И ИХ ПОНИМАНИЕ В РАЗНЫХ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ РЕБЁНКА
В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Факторный подход к пониманию детерминант психического развития в онтогенезе |
Ведущий фактор –наследственность Р. Декарт, И Кант |
Теории: преформизм рекапитуляция созревание |
Теории: ассоцианизм бихевиоризм |
Ведущий фактор – среда Д.Локк, Д.Гартли |
Двухфакторные теории (наследственность и среда) |
Соотношение факторов: противодействие Классический психоанализ З.Фрейд Теория развития мышления Ж.Пиаже |
Соотношение факторов: взаимодействие Теория конвергенции В.Штерн |
СТАДИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО Э. ЭРИКСОНУ
Стадия развития | Нормальная линия | Аномальная линия |
0 - 1 год – младенчество социальное качество – надежда | · доверие к людям, к окружающему миру · взаимная любовь, связь ребенок - родитель · удовлетворение потребности в общении с родителями | · недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди |
1-3 года – ранний возраст социальное качество – воля | · автономия, независимость · самостоятельность · уверенность в себе | · сомнения в себе · гипертрофированное чувство стыда |
3-5 лет – возраст игры социальное качество – целеустремленность, целенаправленность | · инициативность · активность, живое воображение · подражание взрослому · признаки полоролевого поведения | · чувство вины · пассивность · отсутствие инициативы · отсутствие признаков полоролевого поведения |
5-11 лет – школьный возраст социальное качество – компетентность | · стремление к достижению · трудолюбие · развитие познавательных и коммуникативных навыков | · чувство собственной неполноценности · избегание сложных заданий, ситуаций соревнования · слаборазвитость познавательных и трудовых навыков · конформность |
11-20 лет – половая зрелость, подростковый возраст (11-16 лет), социальное качество – верность | · эгоидентичность (собственная уникальность) · жизненное самоопределение · поиск себя · формирование мировоззрения · половая поляризация в формах поведения | · диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет) · негативная идентичность («стать ничем» как единственный способ самоутверждения) · путаница ролей · смещение временных перспектив · смешение форм полоролевого поведения |
юность (17-20 лет), социальное качество – любовь | · интимность · стремление к контактам с людьми · особый интерес к представителям противоположного пола · влюбленность, которая первоначально не носит сексуального характера | · чувство изоляции и опустошенности · регрессия к инфантильному уровню и желание отсрочить обретение взрослого статуса · смутное, но устойчивое состояние тревоги |
20-40 (45) лет – молодость или ранняя взрослость социальное качество – любовь | · жизненная активность · желание и способность посвятить себя другим людям · рождение и воспитание детей, продолжение рода | · сосредоточенность на себе, своих возрастных проблемах, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение) |
40 (45) - 60 лет – зрелость или средняя взрослость социальное качество –забота | · творчество (особенно в труде) · продуктивная и творческая работа над собой и другими · отражение себя в детях | · застой (особенно в труде) · эгоизм, эгоцентризм · непродуктивность в работе · ранняя инвалидность |
свыше 60 лет – старость социальное качество - мудрость | · ощущение полноты жизни, принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене · интеграция · новая завершенная форма эгоидентичности, уверенность в себе, ощущение своей целостности · переживание смысла прожитой жизни и мирового порядка · осознание любви к родителям | · отчаяние из-за невозможности прожить жизнь заново, по-иному · разочарование в жизни · страх смерти (личностной целостности уже не успеть достичь) |
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ РЕБЁНКА
В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
3-4 недели | слуховое сосредоточение (прислушивается, локализирует источник звука) |
3-5 недель | зрительное сосредоточение (концентрирует внимание на предмете за 15-20 см. от глаза), ступенчатое слежение за предметом |
2-3 месяца | дифференциация зрительных объектов, предпочтение объектов, характеризующихся новизной; самостоятельно удерживает головку в вертикальном положении |
3-4 месяца | сидит с поддержкой |
4- 6(7) месяцев | формирование хватания |
6-7 месяцев | сидит самостоятельно, начало ползанья |
9-11 месяцев | ходит с поддержкой |
11-14 месяцев | ходит самостоятельно |
В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Критерии сравнения | Ранее младенчество (2-6 месяцев) | Позднее младенчество (7-12 месяцев) |
Преобладающая форма общения | ситуативно-личностное общение со взрослым (удовлетворяется потребность в доброжелательном внимании взрослого) | ситуативно-деловое общение (общение по поводу предмета, определяемое деловым мотивом) |
Соотношение в развитии сенсорики и моторики | Ускоренное развитие сенсорных функций, которые регулируются новизной и ориентировочным подкреплением | Ускоренное развитие моторных функций (позовые движения, действия с предметом). Сенсорика перестраивается на основе моторики, вбирая опыт манипуляций с предметами и приобретает свойства константности, осмысленности и предметности |
В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
3-4(6) месяцев | 1 этап: «преддействие» формируется сенсомоторное единство «глаз – рука» |
5-7 месяцев | 2 этап: этап повторных результативных действий первые манипуляции под контролем зрения, имеющие повторный цикличный характер (ориентировочное подкрепление) |
7-10 месяцев | 3 этап: этап соотносимых действий манипуляция двумя предметами, с установлением соотношения объектов между собой. Большое значение имеет показ действия взрослым |
11-12 месяцев | 4 этап: этап функциональных действий функция предмета выделяется. На первый план выдвигаются социальные свойства предмета → переход к новой ВВД: предметная деятельность |
Дошкольный
возраст:мотив---------эмоциональный -------действия---------результат
(непосредственное образ действий и его
желание) внешняя оценка
│______________________________↑
Младший
Школьный
возраст:мотив--------смысловая--------действия--------непосредственный
ориентировка результат и отдалённые
последствия
│__________________________________↑
рациональная и эмоциональная оценка
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Анатомо-физиологические особенности | Общение со | Самосознание | Психическое развитие | Нравственное развитие | Эмоционально-волевая сфера |
Взрослыми | Сверстниками |
- Функциональная готовность мозга; - Преобладание процессов возбуждения (ЦНС); - Развита крупная моторика, недоразвита – мелкая; - Эластичность костных тканей (сколиозы); - Скачок массы и роста, смена молочных зубов; - Не допускать статистических перегрузок (динамика) | - Непререкаемый авторитет учителя; - Тревожность по поводу оправдания, ожиданий взрослых (учителя, родителей); - Потребность в неформальном общении со взрослыми | - Общение через учителя (не давать “-“ оценку); - Интерес к сверстникам в конце начальной школы; - Стремление к партнёрству: совместные формы работы на уроках (само и взаимоконт-роль) | - Самооценка завышенная и зависит от оценки взрослого (учителя); - Начинает складываться «Я – идеальное» (каким бы я хотел быть); - Возникает рефлексия, саморегуля ция поведения, самолюбие; - Сознательная постановка целей для достижения успехов; - Потребность «быть взрослым» (полезным) | - Развитие внутреннего плана действий; - Формирование познавательной мотивации (интересы); - Произвольность; - Стадия конкретных операций (образное мышление); - Объем памяти ограничен; - Учится распределять и переключать внимание; - Развивается произвольное восприятие; - Развитие воображения, творчества | - Реализм в формировании нравственных суждений; - Способен понять позицию другого по отношению к себе; - Доморальный уровень (соблюдают нормы под страхом наказания или поощрения); - Интерес к этике, нормам, правилам; - Взрослый – образец; - Совместная деятельность со сверстниками формирует нравственные качества личности | - Высокая чувствительность (тревога, страхи перед огромным потоком информации), (дидактогении); - Неумение сдерживать свои эмоции и понимать чувства других (эмоциональная глухота); - Снижается уровень саморегуляции в 1 кл., к концу нач. школы- N уровень; - Интересный материал усваивают лучше («+» эмоции → память); - Творческая деятельность развивает чувства, богатые эмоции будят творчество |
продолжение таблицы (начало на стр. 20)
Мышление | Переход от конкретно-образного характера мышления (опора на реальные предметы или их изображения) к абстрактному (словесно-логическому). Овладение навыками логического рассуждения, усвоение элементарных научных обобщений. Возможно образование понятий по несущественным признакам. Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации. Постепенное осознание своих мыслительных операций ® самоконтроль. Учатся выражать отношения между предметами, переходя к абстрактным символам, начинают активно действовать с этими отношениями. Легче выделяют различия, труднее – сходство. Легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения. Переход от единичных суждений к частным и общим. Дедуктивное умозаключение –труднее, чем индуктивное. Развиваются качества ума: гибкость, самостоятельность, критичность и др. Мышление репродуктивно, подвержено инертности | Применение эффективных методов умственного развития, направленных на развитие потребности вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами (явлениями), объяснять их, т.е. мыслить отвлечённо. Формирование научных понятий. Обучение процессу сравнения: вначале различия, потом сходство, причем – вначале яркие, броские признаки, в том числе, существенные. |
Речь | Интенсивно развивается монологическая речь, значительно расширяется словарный запас. Овладение письменной речью формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Усложняется структура общения, т.к. открывается возможность обращаться к отсутствующему собеседнику | Учитель имеет возможность ускорить речевое развитие за счёт организации УД, т.к. цели, мотивы, содержание учебной речи задаются искусственно. Задачи: 1) обеспечение хорошей языковой среды (восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.) 2) создание на уроке ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речь и развитие самостоятельной речи 3) обеспечение правильного усвоения разных сторон речи (лексической, грамматической и т.д.) |
Воображение | Становится более реалистичным, управляемым, подвержено внушению. Интенсивно формируется воссоздающее воображение. Возможно свободное фантазирование. Сначала образы воображения расплывчаты, неясны, отображают несколько несущественных свойств. Постепенно образы становятся более точными, определёнными, возрастает число отображаемых свойств, с преобладанием существенных. Переработка образов накопленных представлений от несущественной становится более сложной: образы обобщеннее, ярче; дети меняют сюжет, вводят условность. Опора с конкретного предмета переходит на слово, что позволяет мысленно создать новый образ | Воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправлен-ную деятельность, способствующую его психическому развитию. В развитии воображения существенную роль играют представления, т.е. необходима работа по накоплению системы тематических представлений детей |
ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД(младший)
| Анатомо-физиологические особенности | Общение со | Самосознание | Психическое развитие | Нравственное развитие | Эмоционально-волевая сфера |
Взрослыми | Сверстниками |
1 фаза кризиса (негативная) | - Возбудимость, утомляемость, плаксивость, резкость; - Бурный рост и созревание («физиологическая революция»); - Мышцы не успевают за ростом костей (боли); - Нарушение произвольной регуляции, речевой сферы (речь становится медленнее); -Рост сосудов крови отстает от роста сердца (мраморная, бледность, обмороки от нехватки кислорода); - Нарушено равновесие нервной и эндокринной систем | - потребность в доверительном общении и общении «на равных»; - обесценивание, высмеивание учителей (шутки); - предъявляет высокие требования к взрослым, а к себе – нет | -неформальные группы на основе общих интересов; - огромная потребность в общении, признании сверстниками; - эгоизм > альтруистич ность, общение > замкнутость (тревога); - драчливость (11-12 лет); - появляются дневники (тайны) | - отношение к себе зависит от отношения сверстников; - падение авторитетов, идеалов; - «быть взрослым» – это быть как все (поведение, прическа, мода...) - оценка взрослого, не поддержанная сверстниками, теряет свое значение; - хотят сами определять свою судьбу; - озабоченность внешностью (как я выгляжу?); - 1-я цельная форма эгоидентичности | - Освобождение от детской зависимости; - Самоанализ; - Начало стадии формальных операций (абстрактного мышления); - Повышение творческой активности; - Интимные фантазии; - К концу периода достаточный уровень познавательных умений; - Обостренное (болезненное) восприятие действительности; -Появляются любимые и нелюбимые предметы | - Реализация нравственных норм в любой деятельности, требующей общения; - Противоречивость в нравственных убеждениях; - Нравственные убеждения становятся мотивами поведения; - Усвоение нравственного образца в совершении нравственных поступков в значимых для подростка ситуациях; - Способность оценить ситуацию (роли 2-х) с позиции 3-го лица | - неустойчива; - частая смена настроений; - эмоции зависят от отношения сверстников и взрослых; - чувствительны; - переживание первой любви (духовной, романтической); - к любви примешивается чувство стыда (запрет); - неосознанные внутренние тревоги; - неуправляемость |
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДМЕТ УД (содержание) | Усвоение знаний, овладение обобщёнными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. |
СРЕДСТВА УД | 1) Интеллектуальные действия (С.Л.Рубинштейн – мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и др. 2) Знаковые, языковые средства, в форме которых усваивается знание. 3) Фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт обучающегося. |
СПОСОБЫ УД | 1) репродуктивные 2) проблемно-творческие 3) исследовательско-познавательные Осуществляется переход от внешних предметных действий к внутренним умственным действиям |
ПРОДУКТ УД | 1) внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловых плана; 2) структурированные знания; 3) формирование умения применять полученные знания для решения разнообразных практических задач; 4) накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества. |
РЕЗУЛЬТАТ УД | - потребность продолжать учение, интерес, удовлетворённость от учебы; - нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избегание учёбы, непосещение занятий, уход из школы, вуза; |
ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА | 1. Учебная мотивация 2. Учебная ситуация: - учебная задача; - решение задачи посредством учебных действий 3. Контроль (самоконтроль) 4. Оценка (самооценка) |
учебные задачи | 1. Цель, требования задачи. 2. Исходные условия предмета задачи: отношения между объектами 3. Модель требуемого состояния предмета задачи. 4. Оператор задачи (совокупность действий которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить её решение |
учебные действия и операции | 1)Общие (логические приемы и психологические умения) и специфические (предметные действия) 2) – Ориентировочные действия (анализ условий ситуации, соотнесение её со своими возможностями и приводящие к постановке УЗ): целеполагания, программирования, планирования. 2) Исполнительные (активное преобразование изучаемого объекта): вербальные, материальные, практические, перцептивные, мнемические, мыслительные, репродуктивные, продуктивные, преобразующие, исследовательские, исследовательско-воспроизводящие, и т.д. 3) Оценочные: действия контроля и самоконтроля; оценки и самооценки |
|
порождаемые самой УД (связаны с содержанием и процессом учения; способами усвоения знаний) – внутренние или познавательные мотивы: интерес к знаниям, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной позиции и получении новой информации | находящиеся за пределами учебного процесса (связаны лишь с результатом УД) – внешние или социальные мотивы |
широкие социальные стремление хорошо окончить школу поступить в ВУЗ, иметь престижную работу; статус хорошего школьника, долг, ответственность, необходимость получить образование («быть грамотным») | узколичностные - мотивы благополучия наказание и награда; угроза и требование; материальная выгода - престижные мотивы давление группы, желание выделиться, занять определённое положение в группе |
МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Косвенное воздействие (направлено не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду; сущность педагогической позиции и цели учителя скрыты от учащегося) |
Индивидуально-специфическое влияние (заключается в передаче окружающим ещё не освоенных ими образцов личностной активности, в которых выражаются уникальные личностные характеристики педагога (доброта, общительность и т.д.) |
Функционально-ролевое влияние учителя (связано с задаваемыми способами возможного поведения) |
Прямое воздействие ( выделяется прямое воздействие, когда педагог открыто проявляет свою позицию и связанные с ней требования ученику) |
Воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых |
Ребенок учится правильно действовать в мире предметов |
Основную роль в выборе объекта для подражания начинают играть ценностные ориентации человека |
Подражание взрослым постепенно заменяется взаимо-подражанием |
Копирует и перенимает личностные качества взрослого |
Подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов |
Ребенок учится правильно действовать в мире взрослых (родителей и учителей) |
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРАЖАНИЯ |
ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА И ИХ ПОНИМАНИЕ В РАЗНЫХ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ