Патентные службы и патентные поверенные

В целях организации работы по правовой охране промышленной собственности, соблюдения норм законодательства в этой области, проведения эффективной инновационной и коммерческой политики на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Беларусь создаются патентные подразделения.

Основными задачами патентного подразделения являются:

♦ выработка и проведение патентной и лицензионной политики предприятия как составной части его научно-технической и инновационной стратегии;

♦ развитие на предприятии изобретательского творчества и принятие мер по использованию объектов промышленной собственности в хозяйственной деятельности;

♦ стимулирование изобретательской деятельности, охрана прав и интересов авторов и лиц, содействующих созданию и использованию объектов промышленной собственности;

♦ содействует разработке объектов техники и технологии на высоком научно-техническом уровне и выпуску продукции, конкурентоспособной на мировом рынке;

♦ выявление объектов промышленной собственности и обеспечение их правовой охраны в республике и за рубежом.

В целях выполнения основных задач в области охраны промышленной собственности патентное подразделение предприятия:

♦ организует патентно-информационную работу, обеспечивает работников предприятия патентной информацией по тематике проводимых и перспективных работ;

♦ комплектует при необходимости патентный фонд предприятия и организует работу с ним, в том числе на основе внедрения автоматизированных систем патентной информации;

♦ принимает участие в подготовке договоров на создание (передачу) научно-технической продукции по вопросам, относящимся к его компетенции, и контролирует их выполнение;

♦ проводит патентные исследования, осуществляет контроль за патентной чистотой выпускаемой продукции;

♦ принимает участие в подготовке договоров с авторами о передаче предприятию прав на созданные ими объекты промышленной собственности, готовит предложения о целесообразности использования прав на получение патентов, переданных предприятию его работниками;

♦ оформляет и подает в Национальный центр интеллектуальной собственности заявки на выдачу патентов на изобретения, промышленные образцы, регистрацию иных объектов промышленной собственности;

♦ ведет делопроизводство по заявкам, готовит жалобы в Апелляционный совет и заявления в Верховный Суд Республики Беларусь;

♦ участвует в переговорах о заключении лицензионных соглашений, соглашений о передаче технологий, иных результатов научно-технической деятельности;

♦ вносит совместно с другими службами предприятия предложения по отнесению научно-технической и иной информации к коммерческой тайне предприятия и др.

Ведение дел о выдаче патентов на объекты промышленной собственности и решение иных патентно-правовых вопросов требуют специальных знаний как в соответствующей области науки и техники, так и в сфере патентного права. Поэтому законодательство Республики Беларусь предоставляет изобретателям и их правопреемникам право не только выступать в патентных отношениях лично, но и пользоваться услугами других лиц. Собственно говоря, такая возможность существовала всегда в связи с наличием в гражданском праве института представительства. Во многих случаях и в прежние годы заявки на изобретения и другие объекты промышленной собственности подавались не самими изобретателями, а соответствующими патентными службами предприятий и организаций, оформлялись с помощью специалистов Всесоюзной организации изобретателей и рационализаторов и т.п. Новым моментом является то, что в соответствии с законодательством Республики Беларусь создан особый институт патентных поверенных, призванных оказывать заявителям квалифицированную помощь по патентным делам. Ранее столь привычный для западных патентных систем элемент, как патентный поверенный, в Белоруссии отсутствовал.

Отношения, связанные с профессиональной деятельностью патентных поверенных на территории Республики Беларусь, урегулированы Положением о патентных поверенных Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 1998 г. № 379.

В соответствие с Главой 1 «Общие положения» вышеуказанного Положения патентным поверенным Республики Беларусь (далее - патентный поверенный) является физическое лицо, отвечающее требованиям настоящего Положения, аттестованное и зарегистрированное в Государственном реестре патентных поверенных Республики Беларусь (далее - Реестр), которому в соответствии с законодательством предоставлено право на представительство физических и юридических лиц (далее - доверители) по вопросам охраны и реализации прав на объекты промышленной собственности.

В качестве патентного поверенного может быть аттестовано и зарегистрировано дееспособное физическое лицо, которое:

1) имеет постоянное место жительства в Республике Беларусь, высшее естественно-научное, техническое или юридическое образование и не менее чем четырехлетний опыт практической работы в области охраны и реализации прав на объекты промышленной собственности;

2) обладает необходимым в области охраны и реализации прав на объекты промышленной собственности знанием нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных договоров в объеме, определяемом государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности» (далее - патентный орган), и соответствующими навыками их практического применения, подтвержденными результатами квалификационного экзамена.

Патентный поверенный осуществляет представительство доверителей на основании выданной ему и оформленной в установленном законодательством порядке доверенности. Доверенность, составленная на территории иностранного государства, может приниматься на территории Республики Беларусь без ее нотариального удостоверения и консульской легализации, если законодательными актами не определено иное.

Кандидату в патентные поверенные, сведения о котором вносятся в Реестр, присваивается регистрационный номер и выдается свидетельство о регистрации в качестве патентного поверенного (далее - свидетельство). Лица, не зарегистрированные в качестве патентных поверенных в соответствии с вышеуказанным Положением, не являются патентными поверенными.

Таблица 4.1. Размеры патентных пошлин за деятельность патентных поверенных (в базовых величинах)

Аттестация кандидатов в патентные поверенные
Повторное проведение экзаменов 1.6
Регистрация патентного поверенного и выдача свидетельства 1.6
Внесение изменений и дополнений в Государственный реестр патентных поверенных Республики Беларусь 1.6

Патентный орган не отвечает по обязательствам патентного поверенного, а патентный поверенный не отвечает по обязательствам патентного органа перед своими доверителями.

Глава 2 Положения о патентных поверенных Республики Беларусь посвящена правам и обязанностям, ответственности патентного поверенного, глава 3 - государственной аттестации и регистрации кандидатов в патентные поверенные, продлению срока действия свидетельства, рассмотрению жалоб заинтересованных лиц и представлений должностных лиц патентного органа, глава 4 - исключению патентного поверенного из реестра.

  1. Патентные пошлины

Во всех странах мира в соответствии с национальными законодательствами за совершение юридически значимых действий по правовой охране и передаче прав на объекты промышленной собственности взимаются патентные пошлины. Взимание пошлин предусмотрено международными и региональными конвенциями. Размеры и порядок пошлин определяются, как правило, правительством, другими органами государственного управления или высшими руководящими органами, образованными соответствующими конвенциями.

Перечень юридически значимых действий, размеры и сроки уплаты пошлин устанавливаются обычно положениями о пошлинах. Например, при испрашивания европейского патента пошлины взимаются за подачу заявки, проведение поиска, экспертизы, подачу возражения, апелляции, за возобновление рассмотрения заявки в случае пропуска заявителем установленных сроков и некоторые другие действия. Пошлины уплачиваются Европейскому патентному ведомству.

Для ряда стран Европейским патентным ведомством предусмотрены льготы по уплате пошлин. Такие льготы имеются и для стран СНГ, размер уплачиваемых пошлин на 75 % меньше установленных.

За публикацию описания изобретения, выдачу патента и поддержание его в силе национальным патентным ведомством страны - члена Европейской патентной конвенции, указанной в заявке, пошлина уплачивается национальному патентному ведомству.

В соответствии с Евразийской конвенцией предусмотрено взимание пошлин за подачу евразийской заявки на одно изобретение - единая процедурная пошлина (800 долларов США) и дополнительная пошлина за каждый пункт формулы свыше пятого (70 долларов США), за экспертизу заявки по существу (800 долларов США), за выдачу евразийского патента (500 долларов США), за внесение дополнений, уточнений и исправлений (100 долларов США), за подачу возражения на решение об отказе (550 долларов США) и возражение против выдачи патента (800 долларов США).

За поддержание евразийского патента в силе уплачивается годовая пошлина в размере, равном сумме пошлин за поддержание в силе евразийского патента в указанных государствах - участниках конвенции за соответствующий год действия патента. При этом 25 % средств за поддержание патента в силе остается Евразийскому патентному ведомству, а 75 % перечисляется указанным государствам - участникам конвенции.

Для государств - участников конвенции установлена также льгота по пошлинам. Заявители этих государств уплачивают пошлины в размерах, составляющих 10 % от размера установленных пошлин.

За подачу евразийской заявки и проверку ее на соответствие требованиям экспертизы по формальным признакам заявитель Республики Беларусь уплачивает пошлину в размере одной базовой величины.

Указом Президента Республики Беларусь № 513 от 24 августа 2006 г. «О патентных пошлинах» утверждены ставки патентных пошлин.

Пошлины установлены по всем объектам промышленной собственности, охраняемым на территории Республики Беларусь. При этом национальными заявителями пошлины уплачиваются в белорусских рублях, заявителями стран СНГ, с которыми имеются двухсторонние межправительственные соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности, - в белорусских рублях или свободно конвертируемой валюте в размерах, установленных для белорусских заявителей.

Заявители - юридические или физические лица, не имеющие постоянного места жительства или местонахождения в Республике Беларусь, уплачивают пошлины в размере, эквивалентном установлен ной в долларах США сумме. Эти размеры значительно выше, чем установленные для национальных заявителей.

Таблица 5.1. Размеры патентных пошлин (основные) за получение охранных документов на объекты промышленной собственности Республики Беларусь (для национальных заявителей в базовых величинах и иностранных заявителей в долларах США)

Наименование Вид объекта промышленной собственности
Изобретение Патент (20+5) Полезная модель Патент (5+3) Промышленный образец Патент (10+5) Сорта растений Патент (25 лет) Товарный знак Свидетельство (10+10…) Географическое указание Свидетельство (10+10…) ТИМ Свидетельство (10 лет)
Базовая величина Доллар США Базовая величина Доллар США Базовая величина Доллар США Базовая величина Доллар США Базовая величина Доллар США Базовая величина Доллар США Базовая величина Доллар США
Подача заявки 0.5 0.5  
Патентная экспертиза            
Оценка сорта на основании данных заявителя                        
Регистрация и выдача охранного документа  
Продление срока действия регистрации          
Восстановление действия патента                
Регистрация договора об уступке патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, сорт растения, свидетельства на товарный знак, топологию интегральной микросхемы    

Таблица 5.2. Размеры патентных пошлин (основные) за поддержание патента в силе

Годы Изобретение Полезная модель Промышленный образец Сорта растений
Зерновые и зернобобовые, лен, рапс, клевер Пропашные и овощные культуры
0.5 0.4 0.25 0.3 0.4
0.5 0.4 0.25 0.4 0.5
0.5 0.4 0.25 0.5 0.6
0.75 0.6 0.4 0.6 0.7
0.75 0.6 0.4 0.7 0.8
0.75 0.6 0.4 0.8 0.9
0.5 0.9 1.0
0.5 1.0 1.1
1.5     0.75 1.1 1.2
1.5     0.75 1.2 1.3
1.5     0.75 1.2 1.3
    1.2 1.3
    1.2 1.3
    1.2 1.3
    1.2 1.3
        1.2 1.3
        1.2 1.3
        1.2 1.3
        1.2 1.3
        1.2 1.3
        1.2 1.3
        1.2 1.3
        1.2 1.3
        1.2 1.3
        1.2 1.3

В соответствии с пунктом 1.3.1. Указа Президента Республики Беларусь № 513 от 24 августа 2006 г. «О патентных пошлинах» авторы изобретений, полезных моделей, промышленных образцов удостоенные званий героев, награжденные орденами Славы трех степеней, ветераны войны, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалиды I группы полностью освобождаются от уплаты пошлин.

В соответствии с пунктом 1.3.2. Указа Президента Республики Беларусь № 513 от 24 августа 2006 г. «О патентных пошлинах» для инвалидов II и III групп, пенсионеров, учащихся школ, профессионально-технических училищ, студентов средних специальных и высших учебных заведений, аспирантов размер пошлин уменьшается на 75 %.

В соответствии с пунктом 1.3.3. Указа Президента Республики Беларусь № 513 от 24 августа 2006 г. «О патентных пошлинах» для резидентов Республики Беларусь и нерезидентов Республики Беларусь - резидентов государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми Республика Беларусь заключила международные договоры о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности размер пошлин уменьшается на 80 %.

В Российской Федерации получение патента на изобретение обходится минимум 2700 руб., на полезную модель - 1500 руб., на промышленный образец - 2100 руб., получение свидетельства на товарный знак - 18 500 руб.

В США получение патента на изобретение обходится около 6,5 тыс. долларов.

Зарубежное патентование

Патентование изобретений и других объектов промышленной собственности в зарубежных странах является непременным условием успешного продвижения на рынки товаров и услуг.

Одной из основных целей патентования за границей является обеспечение правовой охраны объектов промышленной собственности при поставке продукции на экспорт. Патентование необходимо, во-первых, для закрепления рынка за своими товарами и обеспечения беспрепятственной поставки в течение длительного срока, во-вторых, для предотвращения копирования новых технических решений и появления конкурентов и, в-третьих, для получения более высокой прибыли, учитывая большую ценность запатентованных решений. Особенно актуально патентование объектов промышленной собственности при поставках комплектного оборудования и передаче технической документации по контрактам с зарубежными фирмами, а также при выполнении программ международного научно-технического сотрудничества.

Другая основная цель патентования за границей - продажа лицензий иностранным фирмам на право использования созданных объектов промышленной собственности.

В условиях жесткой конкуренции наличие патента укрепляет позиции покупателя лицензии, дает ему возможность монопольно использовать конкретный объект промышленной собственности. Как показывает практика, патентование в странах, где имеются потенциальные покупатели лицензий, является непременным условием не только успешной их продажи, но и значительно более высокой цены (по некоторым данным, цена патентной лицензии на 20-25 % выше беспатентной).

Патентование также необходимо осуществлять с целью защиты новых технических и художественно-конструкторских решений, используемых в изделиях, демонстрируемых на международных выставках и ярмарках. Участие в международных выставках и ярмарках позволяет, с одной стороны, продемонстрировать новейшие достижения в определенной области науки и техники, а с другой - выявить фирмы, проявляющие интерес к экспонатам, и начать коммерческие переговоры в отношении экспорта продукции или продажи лицензий.

В ряде случаев по принципиально новым областям науки и техники патентование объектов промышленной собственности осуществляется с целью защиты приоритета страны (организации), имея в виду перспективы коммерческой реализации в будущем.

При выборе страны патентования и процедуры получения патента следует учитывать действующую в стране систему выдачи патентов - явочная или проверочная(отсроченная).

Для выбора процедуры патентования и круга стран, в которых целесообразно получить патент, необходимо знание требований национальных законодательств стран патентования, международных и региональных соглашений по охране промышленной собственности которых они участвуют (правила оформления, подачи и рассмотрения заявки, действующей системы выдачи патента, поддержания его в силе, преимущества и недостатки вариантов испрашивания охранного документа, соотношение затрат на патентование по соответствующим процедурам).

При отборе объектов промышленной собственности для зарубежного патентования необходимо учитывать:

♦ значимость объекта промышленной собственности и его преимущества по сравнению с аналогичными решениями. Предлагаемый для патентования объект должен обеспечивать, как правило, более высокие технико-экономические показатели будущего изделия или технологического процесса по сравнению с известными;

♦ состояние и перспективы промышленного освоения, возможности демонстрации работоспособного образца или технологического процесса;

♦ наличие программы или плана мероприятий по реализации объекта на внешнем рынке;

♦ результаты рекламно-коммерческой проработки и заинтересованность зарубежных потребителей;

♦ возможность контроля за использованием предлагаемого к патентованию объекта;

♦ варианты процедуры патентования и предполагаемые расходы по патентованию.

Традиционная процедура патентования осуществляется в странах, где имеется перспектива продажи лицензий или экспорта продукции, в соответствии с национальным законодательством. Эта процедура наиболее выгодна при ограниченном числе стран патентования. При традиционной процедуре патентования важно полностью использовать возможности подачи заявок с испрашиванием конвенционного приоритета.

При заинтересованности заявителя в патентовании изобретений в странах, участвующих в региональных патентных конвенциях, целесообразнее использовать соответствующий региональный механизм.

В случае, если патентование необходимо осуществлять в нескольких странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС), заявители могут воспользоваться Европейской патентной конвенцией. Конвенция предусматривает выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством, находящимся в Мюнхене (ФРГ), на основе унифицированных для этой цели правил. Конвенция была подписана в 1973 г. В соответствии с конвенцией создана Европейская патентная организация, членами которой по состоянию на 1 января 2006 г. является 31 государство: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Монако, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Европейская патентная конвенция предусматривает подачу одной заявки на одном языке в Европейское патентное ведомство (ЕПВ). Официальными языками ЕПВ являются английский, немецкий и французский. Заявки на европейский патент подаются на одном из этих языков. Экспертиза заявок проводится в одном ведомстве. Европейское патентное ведомство обеспечивает высокое качество экспертизы заявок, что позволяет обеспечить патентообладателям большую правовую стабильность по сравнению с национальными патентами. Однако осуществление прав, предоставляемых европейским патентом, регламентируется патентными законами тех стран, которые указаны в патенте.

Процедура патентования состоит из следующих этапов: подача заявки, предварительная экспертиза по формальным требованиям, проведение международного поиска, публикация заявки и отчета о поиске, экспертиза по существу, принятие решения о выдаче патента либо об отклонении заявки.

Динамика роста подачи заявок в Европейское патентное ведомство свидетельствует о заинтересованности заявителей в получении европейского патента. Количество поданных заявок в 2004 г. составило 178 500.

В то же время решение о выдаче европейского патента еще не означает его полноценного действия в европейских странах. Только после переводов описания к патенту и направления в национальные патентные ведомства, осуществления национальной регистрации и публикации обеспечивается полноценная правовая охрана изобретения на основе европейского патента.

При необходимости патентования изобретения в странах СНГ целесообразно воспользоваться Евразийской патентной конвенцией. Конвенция была подписана 9 сентября 1994 г. и вступила в силу в августе 1995 г. Конвенцию ратифицировали девять государств: Туркменистан, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Российская Федерация, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Армения и Республика Молдова.

Конвенция учредила Евразийскую патентную организацию, исполнительным органом которой является Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).

Подача евразийской заявки осуществляется на русском языке через национальный патентный орган, который проводит проверку соблюдения формальных требований к заявке. В случае испрашивания конвенционного приоритета в ЕАПВ подается заверенная копия приоритетной заявки. Не позднее шести месяцев с даты публикации отчета о поиске подается ходатайство о проведении экспертизы евразийской заявки Публикация евразийской заявки осуществляется по истечении 18 месяцев с даты приоритета. Публикуется также отчет о поиске. После проведения экспертизы по существу, при ее положительном решении, выдается евразийский патент, который действует на территориях всех стран — членов конвенции или же тех стран, которые указаны заявителем.

Если заявитель желает обеспечить охрану изобретения, например, в странах Европы, США, Японии и других, лучше воспользоваться преимуществами, которые предоставляет Договор о патентной кооперации (РСТ - Patent Cooperation Treaty). Для Республики Беларусь договор действует с 1991 г., всего в договоре участвуют 128 государств. Договор предусматривает возможность составления и подачи в национальное патентное ведомство (Национальный центр интеллектуальной собственности) международной заявки. Центр как получающее ведомство один экземпляр международной заявки оставляет в своем фонде, один экземпляр пересылает в Международное бюро ВОИС и один экземпляр - в Международный поисковый орган (как правило, это Москва, Роспатент или Мюнхен, ЕПВ).

Договор о патентной кооперации обеспечивает необходимую рационализацию и сотрудничество при подаче и обработке патентных заявок и распространении содержащейся в них технической информации. Основная цель РСТ заключается в том, чтобы в интересах как пользователей патентных систем, так и патентных ведомств сделать более простой, эффективной и рентабельной работу с патентными заявками при испрашивании охраны в нескольких странах за счет сокращения дублирования усилий, имеющих место при подаче и обработке заявок отдельно в каждой стране.

На базе РСТ создана международная система, позволяющая подать одну-единственную международную патентную заявку с указанием стран, в которых испрашивается патент. В рамках системы, в частности, осуществляется: формальная экспертиза международных заявок получающими ведомствами; международный поиск, отчет о котором предоставляется заявителю и публикуется по истечении 18 месяцев с даты приоритета; централизованная публикация международных заявок вместе с относящимися к ним отчетами о международном поиске, а также рассылка соответствующих материалов в указанные ведомства; факультативная международная предварительная экспертиза, проводимая не позднее 19 месяцев с даты приоритета, заключение которой по вопросу соответствия заявленного изобретения основным принятым международным критериям патентоспособности рассылается заявителю и соответствующим указанным ведомствам. Решение вопроса о выдаче патентов остается в компетенции национальных и региональных ведомств, которые могут использовать для этих целей отчет о международном поиске и заключение международной предварительной экспертизы, осуществить переход международной заявки на национальную фазу. Действия, связанные с переходом международной заявки на национальную фазу, необходимо совершить до истечения 30 месяцев с даты приоритета.

Если результаты международного поиска неблагоприятны, заявитель может отозвать международную заявку при решении вопроса о переводе на национальную фазу и таким образом сэкономить на расходах по оплате переводов и процедур, осуществляемых национальными ведомствами.

В соответствии с законодательством заявители Республики Беларусь до подачи заявки в зарубежные страны обязаны подать заявку в Национальный центр интеллектуальной собственности и сообщить о намерениях запатентовать тот или иной объект промышленной собственности.

Государство может оказать финансовую поддержку заявителям Республики Беларусь при патентовании объектов промышленной собственности за рубежом. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 403 «О мерах по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности» создана комиссия, в состав которой входят руководители и ведущие специалисты министерств, других республиканских органов государственного управления и организаций. Одной из задач комиссии является рассмотрение предложений о целесообразности, приоритетности и финансовой поддержке патентования за рубежом объектов промышленной собственности, созданных с использованием средств республиканского бюджета.

Патентующая организация или физическое лицо (заявитель) представляет для рассмотрения комиссии обоснование целесообразности патентования, в котором как минимум указываются:

♦ технические и экономические преимущества объекта промышленной собственности по сравнению с известными за рубежом решениями-

♦ сведения о готовности к использованию предлагаемого для патентования объекта промышленной собственности;

♦ цели и страны патентования с указанием процедуры и стоимости патентования.

Государственная поддержка зарубежного патентования объектов промышленной собственности, созданных белорусскими учеными, изобретателями, дизайнерами, является весомым стимулом для активизации инновационной и внешнеэкономической деятельности.

Наши рекомендации