Психология как наука, ее предмет, структура, задачи

Психодиагностика как наука и как практическая деятельность.

Психодиагностика– это раздел психологии который изучает принципы, методические приёмы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов позволяющих установить диагноз. Т.о. основная задача психодиагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Предметом изучения являются навыки, умения, способности ч-ка, особенности психич-х процессов, состояния ч-ка, мотивы, потребности, интересы, черты л-ти и т.д. По сравнению с др. исследоват-ми методами псих-ка имеет ряд особенностей:1) позволяет получить инф-ю в короткие сроки;2) психод-е методы позволяют получить достаточно конкретную инф-ю о тех или иных особенностях ч-ка;3) в психод-ке инф-я поступает в количественном и качественном сравнении индивида с др. людьми;4) психод-я инф-я полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, с т.зр. прогноза, изменения состояния или его сохранения у данного ч-ка;5)психод-е методики переводятся на компьют-й язык, соответственно это делает их использование эффективными, эконом-ми, перспективными.

Задачи психод-ки:

1.теорит-я и практич-я разработка методов и методик для эффект-й качественной оценки отдельных св-в и качеств ч-ка или личности в целом;

2. работа по проведению психодиагн-х методик в соответствии с необходимыми требованиями;

3.возможность давать объективный прогноз в развитии отд-х св-в или л-ти в целом. По результатам психод-ки могут давать рекомендации к коррекции;

4. задача контроля. (контроль за состоянием испытуемых во время работы).

3 уровня представления психод-ки:

1) непрофессион-й уровень – ур. практических знаний, житейских представлений, о его развитии – амплицидная теория л-ти;

2) проф-й ур. – ур психолога практика, ур. использования психодиагн-х методов для решения различных практич-х задач;

3) уровень создателей психод-х методик основное направление деят-ти специалиста – это математич-е моделирование, важных для психолог-й диагностики психол-х феноменов.

Психод-ка это научная и практическая деятельность. Направлением практич-й деят-ти яв-ся:1) подбор и оценка кадров, их расстановка, профориентация и т.д.;2) работа школьной психологич-й службы, оптимизация процессов воспитания, диагностика готовности к школе, диагностика полученных знаний;3)психодиагн-ка в области семейного и личностного консультирования, психотерапия;4) экспертная деят-ть (судебно-психолог-я экспертиза при приеме на работу или на службу в силовые ведомства).

Ситуации психодиагн-го обследования: 1) ситуация клиента 0 ч-к сам обращается за помощью, за консультацией, он мотивирован на получение объективной инф-и, заинтересован в результате;2) ситуация экспертизы – в качестве заказчика выступает третье лицо, а не сам испытуемый(админ-я предприятия, учитель, родитель). Чтобы не произошло искажения информации психолог должен приблизить ситуацию «экспертизы» к ситуации «клиент».

Понятие о вооброжении и его физиол-е основы. Формы и виды.

Вообр-е— создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродукт-е в-е. (воссозд-е действ-ти такой какая есть)
  • Продуктивное (творческое) вообр-е
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • акт-е (произвольное) – вкл-т воссозд-е и тв-ое в-е.
  • пасс-ое(непр-ое) вк-ет непреднам-ое и непредск-ое в-ие.

По виду образов:

  • конкретное,абстрактное

По приёмам воображения:

  • агглютинация(уменш-е или увеле-е)
  • гиперболизация
  • схематизация, типизация

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное
  • непреднамеренное

Функции воображения

- представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;

- регулирование эмоциональных состояний;

- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

- формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

- планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды воображения: 1.непроизвольное (пассивное), 2.произвольное (активное), 3.мечта 4. Творческое 5. Воссоздающее Непроизвольное воображение его еще называют пассивныи или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Типы(виды) темперамента

Флегматик Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик Чел-к легко ранимый, склонный к постоянному переживанию разл-ых событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоц-но раним.

Свойства темперамента — это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека — игровой, учебной, трудовой, а также отдыха. Выделим основные свойства темперамента.

Сензитивность, или чувствительность, -- свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.

Реактивность -- это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, ``заводятся с пол-оборота'', а о других -- ``не понятно, обрадовался он или огорчился''.

Активность -- свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.

От темперамента человека зависят:

скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;темп и ритм деятельности;интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Факторы дезадаптации

К основным причинам школьной дезадаптации исследователи относят следующие:

* негуманный характер общения в школе;

* особенности индивидуального стиля учителя;

*личностные кач-ва педагогов и администрации уч-го заведения;

* негативные установки педагогов по отношению к учащимся;

* особенности межличностных взаимоотношений в классных коллективах;

* низкий методический уровень преподавания;

* низкий уровень общей культуры педагогов и т. д.

Любая из перечисленных причин может привести к появлению дезадаптационных процессов, одновременно усиливая действие др. причин. Можно выделить => формы проявления школьной дезадаптации у детей:

* ощущение школьником своей личностной несостоятельности, отторжения от коллектива;

* изменение мотивационной стороны деятельности, начинают преобладать мотивы избегания;

* потеря перспективы, уверенности в себе, нарастают чувства тревожности и социальной апатии;

* возрастание конфликтов с окружающими;

* учебная неуспеваемость детей.

Причины ее различны:

* невыполнение школьником учебных обязанностей;

* увеличение количества нарушений дисциплины.

Зрелость.

Возрастные границы молодости (ранней взрослости) располагаются на отрезке от 18-20 до 40 лет.

Молодость – это период онтогенеза, являющийся переходом от юности к зрелости.

Жизнь молодого человека складывается из нескольких сфер его активности:

а) профессиональная сфера (труд);

б) семья (межличностные отношения);

Изменения, происходящие в период ранней взрослости, очень слабо обусловлены возрастными изменениями в организме и определяются личными, социальными и культурными событиями жизни.

Ими являются такиесобытия как брак, рождение детей, выбор профессионального пути.

Период ранней взрослости называют “периодом начинаний”. Это начало самостоятельной личной жизни, профессиональной деятельности, реализации планов на будущее.

После 30 лет на смену идеальным, романтическим ценностям трудовой деятельности приходят более практичные – заработная плата и социальное положение.

Вторая проблема, решаемая молодыми людьми, проблема создания семьи.

В 40-60 лет существенно изменяется жизненная ситуация, в которой развивается человек: накоплен большой жизненный и профессиональный опыт, выросли дети, приобрели новое качество и стабилизировались супружеские отношения, состарились родители, которым требуется помощь, происходят физиологические изменения организма (ухудшение зрения и слуха, замедление реакций), многих начинают беспокоить проблемы здоровья.

Все эти изменения заставляют человека переосмыслить собственную жизнь, оценить пройденный этап, задуматься над приближением собственной смерти, представить оставшиеся возможности самореализации.

В 40-42 года происходит некий “взрыв”, у человека появляется ощущение бессмысленности прожитой жизни, появляются первые признаки утраты молодости и проблемы со здоровьем, изменяется сексуальная жизнь. В 43-50 лет наступает период нового равновесия, раскрываются возможности этого возраста, его преимущества, усиливаются привязанности к семье, обнаруживаются новые перспективы профессиональной деятельности.

С возрастом ослабевает способность к концентрации внимания, суживается его объем, внимание становится ригидным и быстро истощаемым. Снижаются основные стороны памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации, причем в старости это касается главным образом последних событий, факты же из прошлого вспоминаются лучше. Инволюционные изменения собственно интеллектуальной деятельности начинаются довольно рано, но они медленно и неодновременно прогрессируют, не приводя к грубым нарушениям.

Конфликт «ученик — ученик»

> часть К среди учеников возн-ет из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межл-ые К м. возникать м-ду устоявшимся лидером и набирающим авто­ритет лидера членом микрогруппы. К-ые ситуации м. возникать при взаимод-и лидеров микрогрупп, кажд. из ко­т. м. претендовать на признание его авторитета всем клас­сом. Лидеры м. втягивать в К-ы своих сторонников, рас­ширяя масштабы межл-го конфликта. Случайные межличностные конфликты встречаются м-ду де­вочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельны­ми учениками младших классов.

Конфликт «ученик — учитель»

Межлые К между учениками и учителями возн-ют в ст. кл-ах. В мла. Кл. учитель для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межл-ых К-в не возникает. В подростковом возрасте происходит изме­нение личности, отстаивается позиция «Я — взрослый», кот. спо­собст-ет созд-ю К-ых ситуаций с преподавателем.

К. м-ду учителем и учениками м. возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втя­нуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некот. учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выраж-ся в заниженных требованиях для уста­новления благопр-ых отн-ий с учениками, др. — в завы­шенных треб-ях с целью подготовки учеников для поступле­ния в институт.Обе стратегии потенциально конфликтны. Завы­шенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учите­ля. Необходима справедливая оценка знаний учеников.

Психология как наука, ее предмет, структура, задачи

Психология— это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».

Основные задачи психологии – это:

1) качественное изучение психических явлений;

2) анализ формирования и развития психических явлений;

3) изучение физиологических механизмов психических явлений;

4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие , чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности. Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

1.конкретной деятельности;

2. развития;

3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Общая психология -Теоретические основы психологии, определяет основные понятия данной науки (психология познавательных процессов и психология личности)

Психофизиология -Наука, возникшая на стыке двух наук, — психологии и физиологии. Она исследует взаимосвязь между психическими явлениями и их телесными проявлениями

Возрастная психология-Особенности изменения психики по мере развития и взросления человека

Педагогическая психология-Закономерности обучения и воспитания

Медицинская психология -Психику больного человека, а также особенности пограничных состояний между здоровьем и болезнью

Социальная психология-Особенности взаимодействия людей и психологию целых групп и больших масс людей. Психологические явления и процессы,обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям

Психодиагностика -Разрабатывает методы, позволяющие изучать психику человека, причем делать это максимально обосновано и достоверно

-Психотерапия-Занимается поиском и совершенствованием методов лечения людей психологическими методами, без применения фармакологических препаратов

2.

2.Методы исследования в психологии, их классификация.

Метод-- это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (

Методология (от греч. methodos -- путь исследования, logos -- наука) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология -- учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования.

Методы (от греч. methodos -- путь исследования или познания) -- это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.

Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

Методы: 1.Основные,2. вспомогательные

Основные методы:

Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования.

Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов, т.е. организационные методы включают:

1-Сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.), лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

2. Эмпирические методы -- это методы сбора первичной информации включают:

* обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

* различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

* психодиагностические методы (тесты стандартизованные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);

* праксиметрические методы -- это приемы анализа процессов и продуктов деятельности): хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности;

* моделирование:

* биографический метод.

3. Методы обработки данных включают: методы количественного (статистический) и качественного (дифференциация материала по группами) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

4. Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают

* генетический метод -- предполагает исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический). так называемое исследование «вглубь»;

* структурный (классификация, тапологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль -- исследование «вширь».

Методологические принципы - кратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальнейших исследований.

МЕТОДИКА— (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам

Метод(гр. Способ познания) – путь к чему-либо, способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.

Ф-ия метода- внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Метод исследования-общий путь который выбирает исследователь для получения интереса его интересуемой информации


Наши рекомендации