Какими логическими связками надо воспользоваться, чтобы связать простые суждения в сложное, если в них зафиксировано следующее?

а) приметы человека, которого нужно опознать;

б) запасное решение на случай, когда невозможно будет осуществить заранее намеченный план;

в) рассуждение выпускника школы в ситуации выбора жизненного пути;

г) альтернативы решения проблемы;

д) причинно-следственная зависимость;

е) требования, которым должен отвечать претендент на диплом с отличием.

10.Формализуйте приведенные ниже высказывания (для этого используйте буквенные обозначения: Б - Браун виновен; Д – Джонс виновен). Для полученных формул постройте таблицы истинности и укажите, какие из них соответствуют данной таблице:

Б Д Вариант
И И И
И Л Л
Л И Л
Л Л И

11. Воспользовавшись таблицами истинности сложных суждений, ответьте на вопросы:

а) Каково логическое значение b, если суждение aΛb ложно, и a истинно?

б) Можно ли установить логическое значение a, если суждение aΛb
ложно, и b истинно?

в) Каково логическое значение a, если суждение aΛb истинно?

г) Каковы логические значения a и b, если суждение aΛb истинно?

д) Можно ли установить логическое значение b, если суждение aΛb
истинно, и a истинно?

е) Какие логические значения имеют суждения a и b, если суждение aVb
ложно?

ж) Можно ли установить логическое значение a, если суждение aàb
истинно, a b ложно; если суждение (aàb) ложно, a b истинно?

з) Если a истинно, то что можно сказать об истинности следующих
высказываний: aΛ(aVb) ; (bàa) àa ; aV(aΛb)?


Тема 5: Силлогистика: дедуктивные умозаключения (выводы)

Основные термины и понятия: умозаключение, дедуктивное умозаключение, индуктивное умозаключение, непосредственное умозаключение, превращение суждения, обращение суждения, противопоставление предикату исходного суждения, силлогизм, простой категорический силлогизм, общие правила силлогизма, фигуры силлогизма, специальные правила фигур, модусы силлогизма, энтимема силлогизма, чисто-условное умозаключение, условно-категорическое умозаключение, модусы условно-категорического умозаключение, разделительно-категорическое умозаключение, модусы разделительно-категорического умозаключения, дилемма: конструктивная и деструктивная.

Превратите следующие суждения

а) Всякое правило имеет исключения.
б) Ничто не вечно под луной.
в) Безвыходных ситуаций не бывает.

г) Параллельные прямые не пересекаются.

д) Не всякий совет разумен.

е) Ни один человек себе не враг.

ж) Все благородные люди находят себе сочувствие.

2. Определите, правильно ли осуществлено превращение суждений
а) Некоторые художники не были признаны при жизни, значит есть

непризнанные художники.

б) Не быть богатым не всегда дурно. – Быть не богатым всегда не дурно,

в) Никто меня не любит. – Все меня ненавидят.

г) Я не разделяю Ваших убеждений. – У меня иные убеждения.

д) Человек по природе добр, следовательно, злых по природе людей не существует.

Обратите следующие суждения

а) Каждый честный человек выполняет свои обещания.

б) Люди бывают рассеянными.

в) Марксизм не догма.

д) Частъ студентов отличается недобросовестностью.

е) Все великие поэты обладают прекрасным воображением.

ж) Войны не возникают сами по себе.

з) Некоторые экономические реформы приводят к повышению уровня жизни населения.

4. Определите, правильно ли проведено обращение суждений
а) Спрос рождает предложение, следовательно, предложение рождается спросом.

б) Человек – мера всех вещей (Протагор). Значит, мерой всего является человек.

в) Ни один настоящий мужчина не обидит женщину, значит, среди тех, кто способен обидеть женщину, не может быть настоящих мужчин.

г) Несчастные не имеют друзей (Дж.Драйден). – Всякий, у кого нет друзей – несчастен.

д) Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя (Восточное изречение). –Победа над самим собой – свидетельство могущества человека.

е) "Все люди, страдающие от подагры, лихорадки или болезни глаз – больны; но не все больные люди страдают от подагры, лихорадки и болезни глаз. Точно так же все плотники, башмачники, скульпторы – ремесленники; но не все ремесленники суть плотники, башмачники и скульпторы. Подобным образом и все сумасшедшие неразумны, по не все неразумные люди – сумасшедшие". (Платон).

5. Сделайте заключение из данных посылок. Определите фигуру силлогизма. Обоснуйте достоверность полученного заключения.

а) Не всякий, кто умеет читать, может написать книгу.

Этот ребенок не может написать книгу.

Следовательно,…

б) Некоторые произведения искусства бесценны.

Среди произведений искусства есть шедевры.

Следовательно,…

в) Ни один ребенок не любит насилия.

Я тоже не люблю насилия.

Следовательно,…

г) Все сочинения А. П. Чехова невозможно прочитать за один день.

Рассказ "Попрыгунья" – сочинение А. П. Чехова.

Следовательно,…

д) Некоторые писатели – женщины.

Все женщины любят цветы.

Следовательно,…

е) Я – человек.

Ты – не я.

Следовательно,…

ж) 3акон тождества впервые сформулирован Аристотелем.

Закон тождества – закон мышления.

Следовательно,…

з) Все металлы – твердые вещества.

Ртуть является металлом.

Следовательно,…

и) Ни один эгоист не нравится окружающим.

Все обязательные люди окружающим нравятся.

Следовательно,…

к) Ни один шотландец не ездит на такси.

Все шотландцы очень бережливы.

Следовательно,…

л) Всякое начало трудно.

Всякое дело имеет начало.

Следовательно,…

м) У каждого судьи есть честолюбие.

Тот, кто честолюбив, ищет пути для самоутверждения.

Следовательно,…

Восстановите приведенные энтимемы до полного силлогизма. Проверьте правильность полученного силлогизма, найдите логическую ошибку, если она имеет место. Определите фигуру, модус в полученной полной форме

а) Ни одно лекарство не является приятным. Но конфеты не лекарство.

б) Некоторые люди не глупы, но все люди подвержены заблуждениям.

в) Выступающий допустил нарушение закона тождества, так как он
произвел подмену понятий.

г) Он не захотел получить короны, следовательно, наверное, он не честолюбив.

д) Цезарь был тиран, поэтому он заслуживал смерти.

е) Все люди могут ошибаться, поэтому некоторые ученые ошибаются.

ж) У хороших учителей не бывает плохих учеников. Значит, ты не
являешься хорошим учителем.

з) "Холмс сидел в глубоком кресле и задумчиво глядел в окно. – Ватсон, –
сказал Холмс, – собака не может лазать по портьерам, значит это не собака". (К. Дойль).

и) "Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона! " (И. А. Крылов).

Наши рекомендации