Определение грамматической категории слов в предложении
Речевой материал — предложения: В парке гуляли дети. Собака сторожит дом. (2-й класс); На море неожиданно поднялся сильный ветер. По шоссе едет колонна велосипедистов. (3-й класс).
Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция прослушать предложение, записать его и с помощью грамматических вопросов разобрать по членам предложения.
Оценка результатов: высокий уровень - правильное и безошибочное выполнение задания; уровень выше среднего - правильный разбор предложения по его членам, единичные ошибки при определении грамматической категории второстепенных членов предложения, которые исправляются при самопроверке или после замечания экспериментатора; средний уровень - выделение главных членов предложения не вызывает затруднений, многочисленные ошибки в выделении второстепенных членов предложения и установления грамматических связей между словами, помощь логопеда значительна; уровень ниже среднего - стойкие ошибки при выделении и систематизации второстепенных членов предложения, неумение ставить к ним грамматические вопросы, задание выполняется до конца благодаря инструкциям экспериментатора; низкий уровень - правильное определение лишь одного из главных членов предложения, помощь неэффективна.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
А. Исследование умения употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Материал - картинки, изображающие один и несколько предметов: шар шары, дом - дома, стул - стулья, яблоко - яблоки, маска - макси, шишка - шишки, дупло - дупла, стог - стога, крыша - крыши.
Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента учащемуся дается инструкция: "Внимательно рассмотри.картинки и назови то, что ты увидишь на первой картинке, а затем -- на другой". После этого перед учеником поочередно раскладывают пары картинок, которые он затем называет.
Оценка результатов: высокий уровень - правильное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего - самостоятельное или после указания логопеда исправление отдельных ошибок; средний уровень - многочисленные ошибки и словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ, т.е. в оперировании морфологическими нормами языка; уровень ниже среднего - нарушение усвоения морфологических норм языка в большинстве случаев, помощь логопеда позволяет выполнить задание до конца; низкий уровень -правильные ответы лишь в отдельных случаях или отказ от выполнения задания.
Б. Исследование умения употреблять предложно-падежные конструкции.
Материал - картинки с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях: мяча и стола (мяч на столе, мяч под столом, мяч перед столом, мяч за столом, мяч в столе).
Процедура и инструкция. В начале эксперимента дается следующая инструкция: "Я сейчас тебе покажу картинки с изображением стола и мяча. Внимательно рассмотри каждую и назови, где находится мя'ч по отношению к столу, например: "Мяч на столе". После этого перед учеником кладут картинку. В случае затруднения ребенку дается несколько вариантов ответа, из которых он должен был выбрать правильный.
Оценка результатов: высокий уровень - отсутствие затруднений при составлении предложно-падежных конструкций; уровень выше среднего - исправление отдельных ошибок после замечаний логопеда или в ходе самопроверки; средний уровень - затруднение в построении сложных предложно-падежных конструкций, помошь логопеда позволяет выполнить задание до конца; уровень ниже среднего - стойкие ошибки как при составлении предложений, так и при употреблении понятий с пространственным значением, значительная помощь логопеда; низкий уровень - отдельные правильные ответы, помощь неэффективна.
В. Исследование умения согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
Материал - картинки с изображением синей футболки, синего ремня, синего ведра, синих баклажанов; красного свитера, красных туфель, красной вазы, красного платья.
Процедура и инструкция. Экспериментатор поочередно показывает картинки, просит ученика внимательно их рассмотреть и назвать изображенные предметы, указав их цвет.
Оценка результатов - см. П.9.Л.
Г. Исследование умения дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени.
Материал — картинки с изображением девочки, катающейся на коньках, девочек - фигуристок; кошки, лакающей молоко и кошек, лакающих молоко и т.д.
Процедура и инструкция. Ученику предлагается поочередно рассмотреть картинки и назвать, что на них нарисовано (что происходит).
Оценка результатов: высокий уровень - дифференциация не вызывает затруднений; уровень выше среднего - выполнение задания согласно заданному алгоритму действия, отдельные ошибки находятся и исправляются самостоятельно или после замечаний логопеда; средний уровень - систематические ошибки на уровне понимания внутри указанных дифференцируемых категорий; уровень ниже среднего - в большинстве случаев не соблюдается заданная программа действия, систематические ошибки, интенсивная помощь логопеда позволяет выполнить работу до конца; низкий уровень - неправильное выполнение всех заданий или отказ от их выполнения.
Д. Исследование умения дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Материал - парные картинки: девочка одевается, девочка оделась; мальчик строит пирамидку, мальчик построил пирамидку; девочка собирает цветы, девочка собрала цветы.
Процедура и инструкция. Экспериментатор поочередно демонстрирует пары картинок и просит ученика назвать, что изображено на одной, а затем - на другой картинке.
Оценка результатов - см. п.9.Г.
Е. Исследование умения дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам.
Материал - картинки, изображающие упавшую девочку, упавшего мальчика, упавшее яблоко, разбитую вазу, разбитый стакан, разбитое блюдце.
Процедура и инструкция. Детям дается инструкция внимательно рассмотреть картинки и сказать, что на них изображено.
Оценка результатов - см. П.9.Г.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ