Раздел iv. темы контрольных работ по курсу «логика»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа по логике является формой отчёта студента о самостоятельном межсессионном изучении данной учебной дисциплины и допуском к сдаче зачета по «Логике» во время сессии. Контрольная работа включает письменный ответ на теоретические вопросы темы и решение упражнений. Начинать выполнение работы следует с изучения рекомендованной литературы. После уяснения теоретического материала и его письменного изложения можно приступать к решению задач. В конце работы необходимо указать список использованной литературы и расписаться.
Контрольная работа должна быть правильно оформлена. На обложке работы должны быть указаны фамилия студента, факультет, курс, группа, предмет. На первой странице – номер темы, ее формулировка, план работы.
Студенты дистанционного обучения присылают контрольную работу на электронный адрес тьютора, поэтому всю необходимую информацию о себе, тему и план работы они размещают на первой странице.
ТЕМА 1. Логика как наука о мышлении, ее предмет и задачи
План
1. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки.
2. История логики и формализация мышления. Язык исчисления предикатов.
Упражнения
1. Приведите примеры нулевых, единичных и общих понятий.
2. Запишите на языке исчисления предикатов следующие высказывания:
Все члены Шенгенского союза являются европейскими государствами.
Некоторые зачеты являются дифференцированными.
Ни один из переводов Шекспира не принадлежит X.
Некоторые грибы не являются съедобными.
3. Приведите примеры следующих символических выражений:
"х (S(x) ®P(x)),
"х (S(x) ®ùP(x)),
$х (S(x) ÙP(x)),
$х (S(x) ÙùP(x)).
ТЕМА 2. Логические формы мысли
План
1. Понятие логической формы мысли.
2. Основные формы абстрактного мышления.
Упражнения
1. Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях:
13 – нечетное число; 7 не делится на 3 без остатка; сознательный, искусственный интеллект; Париж – моя мечта; контроллер; безбилетный; поскольку все химические элементы имеют атомный вес, то и ртуть, как химический элемент, также имеет атомный вес; автобус №81.
2. Приведите собственные примеры различных форм мысли и назовите их.
3. Определите, является ли выражение ù(рÙùр) законом логики. Если да, то поясните каким?
ТЕМА 3. Понятие как форма мысли
План
1. Определение понятия. Понятие и слово.
2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение. Неологизмы и их роль в языке.
Упражнения
1. Укажите, какие из нижеперечисленных признаков входят в содержание понятия «студент»: фамилия, имя, национальность, пол, возраст, вес, аттестат о среднем образовании, место жительства, цвет глаз, форма обучения, наличие водительских прав, учеба в высшем или среднем специальном учебном заведении, спортивные награды, группа крови.
2. Поясните смысл неологизмов: сайт, сервер, аудитор, евро.
3.Определите распределенность терминов в суждениях: «Часть студентов БГУИР – победители олимпиад», «Все люди смертны», «Ни одно насекомое не может мыслить разумно».
ТЕМА 4. Структура и виды понятий
План
1. Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения.
2. Виды понятий по объему и по содержанию.
Упражнения
1. Определите объем следующих понятий:
Черное море, страны Шенгенского союза, евро, сервер, декан, персональный компьютер, кентавр, алогичный, самая кровопролитная война, русалка, «Война и мир» Л. Н. Толстого, лама, Президент Республики Беларусь, изобретатель дизеля, Ю. А. Гагарин.
2. Укажите, какими являются эти понятия по содержанию.
3. Проиллюстрируйте на примере закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
4. Определите вид сложного вывода: ((р®q)∧р)®q и постройте таблицу истинности.
ТЕМА 5. Отношения между понятиями по объему
И содержанию
План
1. Несравнимые по содержанию и исключающие друг друга по объему понятия.
2. Сравнимые по содержанию и совместимые по объему понятия.
3. Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему понятия.
Упражнения
1. Приведите примеры понятий, отношения между которыми соответствуют следующим схемам:
2. Определите вид сложного силлогизма: ((р®q)∧ùр)®ùq и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.