ТЕМА 6. Обобщение и ограничение понятий

План

1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

2. Логический смысл операции обобщения понятий.

3. Логический смысл операции ограничения понятий. Логика родовидовых отношений.

Упражнения

1. Проведите операцию обобщения со следующими понятиями:

лекция, диплом, проездной билет, экзамен, закон Ньютона, теорема Гёделя, песочные часы, тонометр, маркетинг, Вавилон, рубль, персонаж пьесы, глюон, ислам, гробница, Птолемей,бор, омоним, пролог, сахар.

2.Проведите операцию ограничения со следующими понятиями:

вуз, логический союз, интеграция, сигнал бедствия, телевизионное устройство, ректор, студент, экзамен, программа, религия, игра, система, удовольствие.

3. Определите вид сложного умозаключения: ((р®q)∧q)®p и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.

ТЕМА 7. Явные определения понятий

План

1. Структура и виды явных определений.

2. Правила и ошибки явных определений.

Упражнения

1. Приведите два примера определений через род и видовое отличие.

2. Приведите два примера генетического определения.

3. Укажите, какое правило определения нарушено, и назовите ошибку:

3.1. Тонометр – медицинский прибор.

3.2. Логика – наука о понятиях.

3.3. Диетотерапия – муки Тантала.

3.4. Физика – это наука о физических процессах.

ТЕМА 8. Неявные определения понятий

План

1. Сравнение как прием определения понятий.

2. Характеристика как вид неявного определения.

3. Описание как операция, сходная с определением.

Упражнения

1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума – это фонарь без свечи» (Л. Н. Толстой).

2. Опишите спектакль, религиозную службу или личную встречу.

3. Охарактеризуйте историческое событие, научный факт или человека.

4. Определите вид сложного умозаключения: ((р®q)∧ùq)®ùp и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.

ТЕМА 9. Деление понятий

План

1. Объем понятия и способы его установления.

2. Правила и ошибки деления понятий.

Упражнения

1. Проведите операцию деления следующих понятий:

государство, звезда, занятие, система, болезнь, экзамен, логический союз, население земного шара, одежда, часы, язык, акция, клетка, устройство, закон, город, лекарство, экономика, наука, искусство, религия, литература.

2. Проверьте правильность операции деления и назовите ошибку, если она есть:

2.1. «Пользуйтесь услугами Дома проката №3. Здесь Вам выдадут напрокат кресло-кровать, сервант, саксофон, кларнет и др. музыкальные инструменты» («Вечерний Минск», 21 ноября 1985 г.).

2.2. Радиореклама: «Запоминайте! Масло бывает сливочное, растительное и моторное!».

ТЕМА 10. Простые суждения

План

1. Определение простого суждения и его структура. Суждение и понятие.

2. Классификация простых суждений по качеству и количеству.

Упражнения

1. Определите структуру (субъект, предикат, связка) и вид по качеству и количеству (А, Е, I, О) следующих суждений:

1.1. Эрмитаж является одним из лучших музеев мира.

1.2. Некоторые сообщения средств массовой информации не соответствуют действительности.

1.3. Все компьютеры IВМ отличаются высокой надежностью.

1.4. Данная задача не решена.

1.5. Всяк кулик своё болото хвалит.

1.6. Никто не любит проигрывать.

1.7. Христианство не является язычеством.

1.8. Не всё то золото, что блестит.

1.9. Любая мировая религия является феноменом культуры.

1.10. Некоторые насекомые очень ядовиты.

1.11. Беларусь является республикой.

1.12. Прометей – образ героя-мученика.

2. Определите распределенность терминов в этих суждениях.

ТЕМА 11. Отношения по истинности простых суждений

План

1. Отношения между простыми суждениями по «логическому квадрату»:

отношения противоречия, подчинения, противоположности и подпротивоположности.

2. Распределенность терминов в простых суждениях.

Упражнения

1. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:

1.1. А, I, О, если Е – истинно.

1.2. А, Е, I, если O – истинно.

1.3. А, Е, О, если I – ложно.

2. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:

2.1. Некоторые выпускники вузов работают в банках.

2.2. Ни один вид спорта не является легким.

2.3. Все химические элементы обладают атомным весом.

2.4. Некоторые постройки не являются современными.

2.5. Всякий человек в душе – ребенок.

2.6. Все диалоги Платона – плоды философских размышлений.

2.7. Некоторые автомобили являются дизельными.

ТЕМА 12. Сложные суждения

План

1. Образование сложных суждений.

2. Установление логического значения сложных суждений при помощи таблиц истинности.

Упражнения

1. Установите вид следующих сложных суждений и определите их истинность при помощи таблиц истинности:

1.1. Редакция вправе увеличить или уменьшить размер гонорара.

1.2. Банан – пищевое растение и источник доходов для экспортирующих стран.

1.3. Он сейчас находится в Минске или в Петербурге.

1.4. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

1.5. Если к двум прибавить два, то получится четыре.

2. Постройте таблицу истинности для следующего выражения: ù(p®(pvq)).

Наши рекомендации