Соотношение понятий эмоций и чувств.
Эмоция не привязана к объекту: она возникает спонтанно. А вот чувство привязано к объекту. Эмоции кратковременны,
Функции эмоций и чувств.
Функции эмоций и чувств:
1) Сигнальная (коммуникативная)
2) Регулятивная
3) Отражательная (оценочная)
4) Побудительная (стимулирующая)
5) Подкрепляющая
6) Переключательная
7) Приспособительная
Опишите высшие чувства человека.
В зависимости от направленности чувства делятся на:
1) Моральные (переживание человеком его отношения к другим людям)
2) Интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью)
3) Эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы)
4) Практические (чувства, связанные с деятельностью человека)
Ахарактеризуйте понятие аффект и настроение.
Аффект- наиболее мощная эмоциональная реакция- сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом
Настроение- самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека. Настроение отражает общее состояние переживаний человека
Общее понятие о личности. Индивидуальность и индивид.
Личность- это совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным или определяют как члена общества
Индивидуальность- это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого.
Индивид- единичный представитель вида Homo sapiens, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида
Понятие Я-образа.
Это система представлений индивида о самом себе, эти представления осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Основные подходы к изучению личности.
1) Бихевиористский- (поведенческий). «Личность- совокупность поведенческих реакций»
2) Когнитивный «Понимание личности как «понимающего», «анализирующего»»
3) Гуманистический
4) Психогенетический «Генетический код человека определяет большую часть перспектив его жизни и поведения»
Темперамент. Компоненты определяющие его.
Темперамент- это выраженная интенсивность внешнего поведения эмоций; это совокупность психических, эмоциональных, волевых свойств человека, во многом обуславливающих его поведение, отношение к окружающей действительности
Компоненты определяющие его:
1)Сфера общей
История становления типологии темперамента.
Характер. Черты характера.
Характер- сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека в определённые отношения к окружающей действительности и к самому себе
Черты характера:
1) Отношения к другим людям (общительность и замкнутость, правдивость или живость, тактичность или грубость)
2) Отношение к самому себе
3) Отношение к труду
4) Отношение к вещам.
Как формируется характер.
На протяжении всей жизни человека его характер изменяется. Эти изменения в характере чаще всего протекают не осознанно, но иногда человек сознательно меняет какие-то черты в себе. Но основные черты, закладываются еще в детстве и можно с уверенностью утверждать, что к 5 – 6 годам ребенок уже имеет свой собственный характер. В этом возрасте на характер ребенка сильное влияние оказывают взрослые, то, как они общаются с малышом. Большую роль играют родители в формировании характера. В школьные годы продолжается формирование характера ребёнка. Но в младших классах приоритетным является мнение родителей и учителей, а в средних классах большое влияние на характер оказывают ровесники и старшие школьники.
Этика в медицинской психологии.
Модели этического поведения.
Выделяют 4 сосуществующие модели:
1) Этическая модель Гиппократа (принцип «не навреди»)
2) Этическая модель Парацельса (принцип «делай добро»)
3) Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»)
4) Биоэтика (принцип «уважения права и достоинства личности»)
Общение. Виды.
Общение-сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности
Виды общения:
1)Деловое общение
2)Межличностное общение
3)Инструментальное общение
4)Целевое общение
5)Светское общение
6)Примитивное общение
7)Духовное общение
8)Ритуальное общение
9)«Контакт масок»
Стили и средства общения.
Стили общения:
1)Авторитарный стиль
2)Либеральный стиль
3)Демократический
Средства общения:
1)Вербальное средство- осуществляется с помощью слов. К ним относятся человеческая речь. В любом письменном или устном тексте реализуется система языка
2)Невербальное средство- внеязыковые формы и способы передачи информации. К ним относятся жесты, позы тела и мимику лица.
Этапы общения.
Этапы общения:
1)Установление контакта
2)Ориентация в ситуации
3)Обсуждение вопроса, проблемы
4)Принятие решения
5)Выход из контакта