У детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи

Словесно-логическое мышление у детей 6-летнего возраста с ОНР имеет ряд особенностей, выявление которых более полно позволит подобрать адекватные методы коррекции и наиболее полно компенсировать имеющие отклонения в развитии.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения доступными нормально развивающимся дошкольникам мыслительными операциями, дети с общим недоразвитием речи отстают в развитии словесно-логического мышления. Без специального обучения они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Изучение подготовительных групп детей с ОНР показало, что даже при специальном обучении к концу дошкольного периода словесно-логическое мышление данной категории детей по некоторым параметрам отличается от уровня словесно-логического мышления детей, не имеющих недоразвитие речи.

Целью нашего исследования стало выявление и сопоставление уровня развития мыслительных операций у детей 6-летнего возраста с ОНР(3 уровня) и детей без речевой патологии. В соответствии с выбранным направлением исследование проходило в три этапа:

1. Изучение речевого развития детей с ОНР (3 уровня по Р. Е. Левиной), посещающих подготовительные группы ДОУ компенсирующего типа; изучение речевого развития детей контрольной группы (без речевой патологии);

2. Изучение особенностей словесно-логического мышления дошкольников с ОНР (3 уровня);

3. Сопоставление полученных данных с результатами контрольной группы.

Были обследованы дошкольники подготовительных групп с ОНР (30 человек) и дети с нормальным речевым развитием (12 человек - контрольная группа) в возрасте от 6 лет 2 месяцев до 6 лет 6 месяцев.

На 2 этапеисследования дошкольникам с ОНР был предложен ряд заданий, направленных на выявление особенностей развития словесно-логического мышления.

Первый ряд заданий позволял выявить общую осведомленность дошкольников с ОНР. Они должны были выбрать один вариант из нескольких предложенных:

1. Предмет и его части:

а) У сапога всегда есть…(шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы).

б) У дерева всегда есть…(листья, цветы, плоды, корень, тень).

2. Представления о времени:

В году…(24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца).

Время суток…(август, осень, суббота, утро).

Отец старше своего сына…(часто, всегда, никогда, редко, иногда).

3. Широта имеющих представлений об окружающем мире:

В теплых краях живет…(медведь, олень, волк, верблюд, пингвин).

В нашей стране не живет…(соловей, страус, аист, синица, скворец).

Пассажирский транспорт…(комбайн, самосвал, автобус, экскаватор).

Задания второго ряда были направлены на выявление уровня сформированности обобщения. Учитывалось, что в процессе обобщения предметов и явлений ребенок думает только об общих свойствах, отвлекаясь от различий между ними. Обобщение напрямую связано с развитием абстракции. Процесс обобщения основан на абстракции и отвлечении от различий между обобщаемыми предметами.

Дошкольникам предлагалось подобрать обобщающие понятия к следующим парам слов:

а) окунь, карась; б) метла, лопата; в) лето, зима; г) огурец, помидор; д) сирень, орешник; е) шкаф, диван; ж) июнь, июль; з) день, ночь; к) дерево, цветок.

Дошкольникам должны были исключить лишнее понятие из предложенного ряда:

а) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

б) река, озеро, море, мост, пруд;

в) кукла, прыгалка, песок, мяч, юла;

г) стол, ковер, кресло, кровать, табурет;

д) тополь, береза, орешник, липа, осина;

е) курица, петух, орел, гусь, индюк;

ж)Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля;

з) веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Задания последнего четвертого ряда были направлены на выделение аналогий. Нами учитывалось при выборе – наиболее сложная задача для детей. Для ее решения необходимы развитие всех перечисленных мыслительных операций и высокий уровень развития речемыслительной деятельности.

Дошкольникам была предложена пара слов, которые были связаны определенными родовидовыми отношениями. К другому слову надо было подобрать пару из ряда предложенных вариантов по аналогии с первой парой.

а) огурец-овощ, гвоздика-…( сорняк, цветок, роса, садик, земля);

б) огород-морковь, сад -…(забор, грибы, яблоня, колодец);

в) учитель-ученик, врач -…(очки, больница, палата, больной);

г) цветок-ваза, птица -…(клюв, чайка, гнездо, перья, хвост);

д) стул - деревянный, игла -…(острая, тонкая, блестящая, короткая, железная).

На 3 этапебыли поставлены результаты обследования дошкольников, имеющих ОНР, с контрольной группой. Результаты сопоставления представлены в сводных лицах. У детей с высоким уровнем речевого развития встречались редкие единичные ошибки. Все легко справлялись с предлагаемыми заданиями.

Анализ результатов проведенного изучения и сопоставление уровня развития словесно-логического мышления дошкольников 6- летнего возраста с нормальным речевым развитием и с ОНР (3 УРОВНЯ) показал, что дошкольники с недоразвитием речи имеют ряд особенностей в развитие речемыслительной деятельности.

Заключение

Наиболее низкие показатели у дошкольников с ОНР обнаружены по результатам выполнения заданий на осведомленность. По мере развития речи их активный словарь и представления об окружающем мире накапливаются. Однако, в основном, закрепляются те знания, полученные на логопедических занятиях по развитию речи. По сравнению с детьми без речевой патологии их представления об окружающем мире ограничены.

Особенности восприятия речевых отношений проявились в большом количестве ошибок при выполнении заданий, связанных с категориями времени.

Самые высокие показатели у дошкольников с ОНР (3 уровня) получены по результатам выполнения заданий на исключение понятий. В этих ответах дети с речевым недоразвитием приближаются к норме, что свидетельствует о неравномерности развития словесно-логического мышления и речемыслительной деятельности у дошкольников с ОНР (3 уровня).

Результаты, полученные при выполнении заданий на обобщение и аналогии, с одной стороны, указывают на имеющиеся у дошкольников с ОНР (3 уровня) потенциальные возможности для достижения более высокого уровня словесно-логического мышления, с другой стороны, свидетельствуют о необходимости разработки специальных упражнений для практической реализации этих возможностей.

О. А. Слинько

Наши рекомендации