Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы школьников и дошкольников.
Основной метод эмоциональной сферы дошкольников – наблюдение.
Исследование школьников – проективными методиками, рисовальные пробы (н/р рисунок дороги в школу), тесты на изучение тревожности (н/р тест Демо и Дорки, состоящий из жизненных рисунков, каждый рисунок, типичный для жизни школьной ситуации; рисунки разные для девочек и мальчиков).
Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано
Внутренняя согласованность теста и планирования трудности задания. Внутренняя согласованность теста определяет однородность заданий и направленность их на диагностический признак. Критерии оценки степени трудности при проектировании теста подразделяются на экспертные оценки и оценку числа операций, которую необходимо выполнить тестируемому для ответа на задания. Планирование педагогического теста определяется с помощью матрицы задания, она представляет собой перечень тем, и количество вопросов к каждой теме.
Определение типа вопроса.
1. Определение типа тестового задания.
2. Определение количества заданий по теме.
3. Определение количества тем.
3→2→1
Вопрос
По мнению автора, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». «Напряжение».Переживание психотравмирующих обстоятельств;Неудовлетворенность собой;
«Загнанность в клетку»;Тревога и депрессия.
"Резистенция».Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;Эмоционально-нравственная дезориентация;Расширение сферы экономии эмоций;Редукция профессиональных обязанностей.«Истощение».Эмоциональный дефицит;Эмоциональная отстраненность;Личностная отстраненность (деперсонализация);Психосоматические и психовегетативные нарушения.
Вопрос
В.В.Бойко определяет эмпатию как «форму рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая является утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека». Опросник состоит из 36 суждений, позволяющих не только выявить особенности проявления эмпатических способностей, но и прогнозировать их возможное развитие.6 шкал позволяющие выявить уровень эмпатии.
Вопрос
Графические методы, относясь к классу проективных, дают человеку возможность самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому естественно, что полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения и т.д. Рисуночные тесты, как особая разновидность психографических методов, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие "сигналов" для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в процессе общения с психологом использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий, и это достигается значительно быстрее, чем при применений других методов.
Вопрос
Тест "Рисунок семьи"
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Инструкция 1 к тесту "Рисунок семьи": "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово " семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?", следует, лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:1. Скажи, кто тут нарисован?2. Где они находятся?3. Что они делают? Кто это придумал?4. Им весело или скучно? Почему?5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?6. Кто из них самый несчастный? Почему?