Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы школьников и дошкольников.

Основной метод эмоциональной сферы дошкольников – наблюдение.

Исследование школьников – проективными методиками, рисовальные пробы (н/р рисунок дороги в школу), тесты на изучение тревожности (н/р тест Демо и Дорки, состоящий из жизненных рисунков, каждый рисунок, типичный для жизни школьной ситуации; рисунки разные для девочек и мальчиков).

Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано

Внутренняя согласованность теста и планирования трудности задания. Внутренняя согласованность теста определяет однородность заданий и направленность их на диагностический признак. Критерии оценки степени трудности при проектировании теста подразделяются на экспертные оценки и оценку числа операций, которую необходимо выполнить тестируемому для ответа на задания. Планирование педагогического теста определяется с помощью матрицы задания, она представляет собой перечень тем, и количество вопросов к каждой теме.

Определение типа вопроса.

1. Определение типа тестового задания.

2. Определение количества заданий по теме.

3. Определение количества тем.

3→2→1

Вопрос

По мнению автора, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». «Напряжение».Переживание психотравмирующих обстоятельств;Неудовлетворенность собой;

«Загнанность в клетку»;Тревога и депрессия.

"Резистенция».Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;Эмоционально-нравственная дезориентация;Расширение сферы экономии эмоций;Редукция профессиональных обязанностей.«Истощение».Эмоциональный дефицит;Эмоциональная отстраненность;Личностная отстраненность (деперсонализация);Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Вопрос

В.В.Бойко определяет эмпатию как «форму рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая является утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека». Опросник состоит из 36 суждений, позволяющих не только выявить особенности проявления эмпатических способностей, но и прогнозировать их возможное развитие.6 шкал позволяющие выявить уровень эмпатии.

Вопрос

Графические методы, относясь к классу проективных, дают человеку возможность самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому естественно, что полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения и т.д. Рисуночные тесты, как особая разновидность психографических методов, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие "сигналов" для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в процессе общения с психологом использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий, и это достигается значительно быстрее, чем при применений других методов.

Вопрос

Тест "Рисунок семьи"

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Инструкция 1 к тесту "Рисунок семьи": "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово " семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?", следует, лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:1. Скажи, кто тут нарисован?2. Где они находятся?3. Что они делают? Кто это придумал?4. Им весело или скучно? Почему?5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Наши рекомендации