Основные этапы построения психологического диагноза
Обобщение известных моделей психодиагностического процесса на базе методологических положений общей теории диагноза позволяет выделить следующие его этапы:
1. Определение состояния объекта психодиагностики на феноменологическом уровне. На этом этапе на основе известных в психологической науке классификаций объективных показателей учебной или профессиональной деятельности, типичных жалоб, проблем, запросов обследуемых осуществляется определение имеющихся в данном конкретном случае элементов феноменологического уровня. Данный этап включает:
2. Выдвижение гипотез о психологических причинах, обусловливающих установленное на первом этапе состояниепеременных, параметров деятельности или психического состояния на основании схем детерминации и психодиагностических таблиц.
3. Проверка гипотез. Осуществляется посредством определения состояния объекта психодиагностики на уровне причинных оснований и предполагает:
4. Построение диагностического заключения.
5. Прогнозирование состояния обследуемого и формулирование рекомендаций по оказанию психологической помощи.
6. Наблюдение за клиентом после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения.
Таким образом, «психологический диагноз» представляет собой конечный результат деятельности психолога по выяснению сущности индивидуально-психологических особенностей личности, оценке их актуального состояния и прогнозу дальнейшего развития.
1. 10Профессионально-этические нормы в проведении психодиагностической работы.
При проведении психодиагностической работы, нужно помнить, что любое психодиагностическое обследование и его результаты могут существенно повлиять на судьбу человека. Важнейшими условиями успешности психодиагностики являются, с одной стороны, готовность испытуемого принимать участие в процедуре тестирования и - с другой - позиция, которую занимает в этой системе взаимоотношений сам исследователь. Психодиагностическая практика регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики.
Воссозданное в 1994 году Российское психологическое общество подготавливает совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами (прежде всего с министерствами образования и здравоохранения РФ) серьезные законопроекты, регламентирующие доступ к психодиагностической информации и порядок использования психологических тестов в стране. Ведомственные организационные нормативы и правила проведения психодиагностики отражены, в частности, в «Положении о службе практической психологии образования в Российской Федерации».
Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обследования, не должна наносить вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов социальной нравственности, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов.
Среди многочисленных аспектов и проблем профессиональной подготовки в области психологии можно выделить два взаимосвязанных и во многом определяющих дальнейшую жизнеспособность и конкурентоспособность специальности.
Первый аспектсвязан с успешностью и эффективностью усвоения психологических дисциплин и формированием адекватной современным требованиям научной психологической позиции специалиста. В этом случае возникает проблема предварительного отбора лиц, пригодных к работе в сфере «человек-человек».
Второй аспектформирования личности, нравственного и духовного облика самого психолога. Доминирующим становится аспект степени принятия и глубины понимания этических норм и принципов.
Необходимость формирования этической позиции психолога, особенно практического, обусловлено также и тем, что в настоящее время использование психодиагностических методик и тестов превращается в никем, и ничем не контролируемый процесс.
При подготовке практических психологов-профессионалов, при диагностическом исследовании игнорирование вопросов этики может негативно сказаться на психическом комфорте обследуемых, стать источником непоправимых психических травм, а, следовательно, негативно отразиться на общественном мнении относительно психологии и психологов.
Ориентация на этические принципы помогает психологу определить собственную профессиональную и личную позицию непосредственно в психодиагностической деятельности, в исследовательских и теоретических поисках, осознать меру ответственности за результаты своей работы не только перед обследуемым, но и самим собой, и главное – осознать ограничения собственных возможностей и возможностей психодиагностики. Этические принципы создают основу для обеспечения доверия психологу со стороны обследуемого, без чего немыслимы ни психологическая диагностика, ни прогнозирование, ни психологическая помощь.
В нашей стране не существует правого органа, который бы регламентировал поведение психолога в различных социальных ситуациях. Это означает, что нарушающий моральный кодекс специалист не подлежит осуждению в соответствии с законом, он не может получить никакого наказания, допускающего применение к нему мер принуждения. Соблюдение этически норма – это личное дело каждого психолога, отражающее его собственную гражданскую и профессиональную позицию.
Основныепринципы психодиагностической работы
1. Принцип ответственности, когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.
2. Принцип компетентности, то есть знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.
3. Принцип профессиональной тайны, то есть ограничение распространения психодиагностических методик.
4. Принцип обеспечения суверенных прав личности, то есть каждый человек имеет право на тайну, и принцип информирования клиента о целях обследования, который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования;
5. Принцип этической и юридической правомочности, который заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.
6. Принцип объективности, то есть беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации.
7. Принцип конфиденциальности, то есть неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности.
8. Принцип благополучия испытуемого, который заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред.
9. Принцип морально-позитивного эффекта обследования, заключающийся в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения.
10. Принцип гражданственности и патриотизма, заключающийся в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.
11. Принцип профессиональной кооперации, представляющий собой возможность обмена психологической информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики.
Основные этические принципы психолога-диагноста:
- благополучие обследуемого индивида;
- ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе;
- моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества;
- корректность и сдержанность в публичных заявлениях;
- конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;
- отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;
- неразглашение результатов обследования;
- меры предосторожности в обследованиях;
- ограничения в публикациях методик;
- полная и правильная интерпретация диагностических результатов.
Во всех своих профессиональных действиях психолог следует главному императиву своего этического кодекса «Не навреди!».
1. 11Тест Векслера.
Тест Д. Векслера -является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно развивалось на протяжении десятилетий, до конца 1930-х гг. не существовало хорошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрослых. Изначально Векслер разрабатывал свой тест как «балльную шкалу», а не как шкалу умственного возраста. Он учитывал при создании шкалы интеллекта критику в адрес теста Стенфорд-Бине за её исключительно вербальную направленность и включил в свою методику пропорциональное вербальной шкале количество невербальных заданий. Также при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была предпринята попытка контролировать образовательный и профессиональный статус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет. Окончательный выбор субтестов вошедших в шкалу Векслера отвечал следующим требованиям:
- выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими батареями интеллектуальных тестов;
- они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей;
- результаты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.
После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму - Шкалу интеллекта взрослых Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополнена выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «не6елых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты. Предназначен для исследования уровня развития и структуры интеллекта (вербального, невербального, общего), позволяет также определить уровень развития отдельных умственных операций.
Взрослый вариантсодержит 11 субтестов: общей осведомленности, общей понятливости, арифметический, установление сходства, повторение цифр, словарный, шифровка, недостающие детали, кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур. Форма проведения — только индивидуальная.
Детскийвариантсодержит 12 субтестов: общей осведомленности, общей понятливости, арифметический, установление сходства, повторение цифр, словарный, шифровка, недостающие детали, кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур, лабиринты. Методика позволяет дифференцировать умственную отсталость и задержку психического развития.
15Психодиагностика когнитивных способностей.
Для исследования избирательности и объёма внимания, применяются психодиагностические методики:
- Корректурная проба Бурдона (стимульный материал: буквенный вариант, бланк, ключ). Позволяет исследовать избирательность внимания. На бланке в случайном порядке расположены буквы русского алфавита, среди которых испытуемый согласно инструкции должен зачеркивать определенные буквы.
- Таблицы Горбова (черные) – для исследования объема внимания. Испытуемому предъявляются таблицы, в клеточках которых расположены в случайном порядке цифра от 1 до 25.
- Таблица Горбова-Шульте (красно-черная) – для исследования переключения внимания. Испытуемому предъявляется таблица, в клеточках которой расположены в случайном порядке цифры черного цвета от 1 до 25 и цифра красного цвета от 1 до 24.
Для исследования избирательности перцептивного внимания применяются следующие методики:
- Тест Мюнстерберга (на буквенном материале). Ниже представлен стимульный материал методики.
- Тест Торндайка (на цифровом материале)
- Тест Кюсси (на рисуночном материале)
В данных методиках испытуемому предлагается однородный стимульный материал (буквенный, цифровой или рисуночный), в котором в соответствии с инструкцией он должен отыскивать определенные элементы.