Краткое обоснование использования методик.
Контрольная работа
Дисциплина: Психодиагностика, часть 1
Психологический портрет
Выполнила: СП-09, 4 курс
Колотыгина А.С.
Проверила: Федорова Е.В.
Екатеринбург 2012
Оглавление
Краткое обоснование использования методик. 3
Фактографическое описание испытуемого. 6
Сводная таблица результатов. 7
Методика изучения ценностных ориентаций (ЦО) 8
Опросник уровня субъективного контроля (УСК) 10
Методика Исследования Самоотношения (МИС) 14
Межличностных отношений (ОМО) 18
Краткий отборочный тест (КОТ) 21
Опросник Кэттелла. 23
Рисунок несуществующего животного (РНЖ) 30
Психологический портрет. 33
Список литературы.. 35
Фактографическое описание испытуемого
Испытуемая – ДЕС
22 года, пол – Ж
Образование – начальное профессиональное
Профессия - парикмахер
Родилась в г. Екатеринбурге (бывшем Свердловске).
Есть старшая сестра. Училась в детском садике. В 7 лет пошла в школу.
В 10 лет умер папа. Не могла поверить в это. Считает, что если бы отец был жив, то многих ошибок в своей жизни не допустила. Очень тяжело переживает потерю до сих пор. Часто вспоминает о нем.
На следующий год после смерти отца попала в аварию – ее сбила машина. Описывает аварию так: было темно, торопилась к маме на работу, вступила на дорогу и больше ничего не помнит. Помнит больницу, как мама с ней сидела на кровати, помнит, как больно было шевелиться, была вся в коростах от царапин и зеленке. Как ей сказала ее мама – заново училась писать, говорить, ходить.
В 19 лет вышла замуж. Мужа любит, но отношения у них не ладятся. В 20 лет родила дочку.
Сейчас находится в декретном отпуске. Но хотела бы уже пойти работать, чтобы в денежном плане не зависеть от мужа.
Сводная таблица результатов
Список А Терминальные ценности | Список В Инструментальные ценности | ||
1. Счастливая семейная жизнь 2. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 3. Уверенность в себе 4. Счастье других 5. Развитие | 100 % 100 % 80 % 100 % 30 % | 1. Воспитанность (хорошие манеры) 2. Независимость 3. Жизнерадостность 4. Ответственность 5. Аккуратность (чистоплотность) | 90 % 70 % 50 % 100 % 100 % |
14. Интересная работа 15. Познание 16. Свобода 17. Наличие хороших и верных друзей 18. Равзлечения | 10 % 60 % 70 % 60 % 30 % | 14. Исполнительность (дисциплинированность) 15. Широта взглядов 16. Рационализм 17. Высокие запросы 18. Непримеримость к недостаткам в себе и других | 70 % 80 % 60 % 60 % 70 % |
e | w | e+w | e-w | |
I | -1 | |||
C | ||||
A | -1 |
Опросник Кэттелла
Опросник «шестнадцать личностных факторов» (Sixteen Personality Factor Questionnaire) – был опубликован Р. Кеттелом в 1950 году. Существует 6 вариантов методики: A, B, С, D, F, и E. Личностный опросник. Адаптация опросника Кеттела 16PF форма «А» (которая и была использована в нашем случае, т. к. эта форма считается стандартной) была проведена А. Г. Шмелевым, В. И. Похилько, А. С. Соловейчиком.
№ шкалы | Название шкалы | Значение шкалы | Стены |
A | Сердечность-отчужденность | ||
B | Интеллект | ||
C | Эмоц устойчивость-неусточивость | ||
E | Доминантность –конформность | ||
F | Беспечность –озабоченность | ||
G | Совестливость – недобросовестность | ||
H | Смелость –робость | ||
I | Нежность –жесткость | ||
L | Подозрительность – доверчивость | ||
M | Мечтательность – практичность | ||
N | Проницательность – наивность | ||
O | Чувство вины –самоуверенность | ||
Q1 | Гибкость – ригидность | ||
Q2 | Самостоятельность – зависимость от группы | ||
Q3 | Контроль желаний – импульсивность | ||
Q4 | Напряженность - расслабленность |
График стенов
№ | сердечность | интеллект | Эмоц. устойчивость | доминантность | беспечность | совестливость | смелость | нежность | подозрительность | мечтательность | проницательность | Чувство вины | гибкость | самостоятельность | Контроль желаний | напряженность |
А | В | С | Е | F | G | Н | I | L | М | N | О | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | |
¤ | ||||||||||||||||
¤ | ¤ | ¤ | ||||||||||||||
¤ | ¤ | ¤ | ¤ | ¤ | ¤ | ¤ | ||||||||||
¤ | ¤ | ¤ | ||||||||||||||
¤ | ||||||||||||||||
¤ | ||||||||||||||||
отчужденность | Эмоц. неустойчивость | конформность | озабоченность | недобросовестность | робость | жесткость | доверчивость | практичность | наивность | самоуверенность | ригидность | Зависимость от группы | импульсивность | расслабленность |
Фактор А – 6 стен – находится в середине доверительного интервала. Испытуемый склонен как к яркому эмоциональному проявлению эмоций, естественному и непринужденному поведению, готовностью к сотрудичеству, к доброте. Но при этом у испытуемого может случаться отсутствие эмоций, холодность и жесткость в контактах, может не интересоваться жизнью окружающих.
Фактор В – 2 стена –значение находится во внешней области контроля - испытуемый склонен к медленному обучению, с трудом усваивает новые понятия, все понимает буквально и конкретно.
Фактор С – 6 стен – в середине доверительного интервала. Испытуемому характерно два полюса: эмоциональная зрелость, спокойствие, осознание действительности, не расстраивается из-за пустяков; но при этом характерно – неспособность контролировать эмоции, капризность, уклонение от реальности, внутреннее чувство беспомощности, усталости и неспособности справиться с жизненными трубностями.
Фактор Е – 6 стен – значение в середине доверительного интервала. Испытуемому снова характерно оценки как высоких значений: властность, стремление к самостоятельности, независимости, живет по своим собственным законам; и характерны низкие оценки: неумение отстоять свою точку зрения, сама уступает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, часто оказывается зависимым, берет вину на себя.
Фактор F – 6 стен – значение в середине доверительного интервала. С одной стороны, испытуемый – активный, беспечный, легко воспринимающий жизнь, не задумывается серьезно над событиями. С другой – испытуемому свидетельствует сдержанность, озабоченность, склонность все усложнять, ко всему подходить слишком серьезно и осторожно.
Фактор G – 8 стен – значение находится во внутренней области контроля. Для испытуемого характерны высокие значения фактора G – испытуемая имеет такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов. Такие люди глубоко порядочны, аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают. Высокая добросовестность и сознательность сочетаются с хорошим самоконтролем.
Фактор Н – 7 стен – значение находится на границе доверительного интервала, тенденция к внутреннему контролю. У испытуемого тенденция к высоким оценкам – невосприимчивость к угрозе, смелости, решительности, тяга к риску и острым ощущениям. Также испытуемому свойственно сдержанность в выражении чувств, предпочтение иметь одного-двух близких друзей вместо большой компании.
Фактор I – 6 стен – значение в середине доверительного интервала. Испытуемому свойственна: мягкость, утонченность, художественное восприятие мира, внешний мир и манера держаться свидетельствует об изысканности, тонкости восприятия, обожают путешествия, обладают богатым воображением. Вместе с тем, испытуемый подходит к жизни с логической меркой, больше верят рассудку, чем чувствам, психотравмы изживают за счет рационализации.
Фактор L – 5 стен – значение находится в середине доверительного интервала. Испытуемая к новым людям подходит с предупреждением, настороженно, ждут от всех подвоха, никому не доверяет, считает своих друзей способными на нечестность, завидует успехам других. В отношениях с людьми проявляет настойчивость, раздражительность, не терпит конкуренции, не поддается влиянию др. людей. Одновременно испытуемая считает всех людей добрыми и хорошими, доверчива, откровенна. В коллективе уживчива, весела, не завистлива, проявляет заботу о своих товарищах.
Фактор М – 7 стен - значение находится на границе доверительного интервала, тенденция к внутреннему контролю. Испытуемому свойственно богатое воображение, погруженность в себя, витание в облаках, не заботятся, чтобы носить такую же одежду как все или делать то же самое, что все. Испытуемая творчески одаренный человек. Также ей свойственно здравомыслие, трезво оценивать обстоятельства и людей.
Фактор N – 5 стен – значение находится в середине доверительного интервала. Испытуемому свойственно как полюс проницательности так и наивности. Испытуемой характерно расчетливость, проницательность, умение вести себя рационально, не поддаваться эмоциональным порывам, умело и хитро строит свое поведение, держится корректно, вежливо, следит за своей речью и манерами. Испытуемая одновременно наивна, открыта, прямолинейна, не умеет ясно мыслить, плохо понимает мотивы поведения окружающих, все принимает на веру, сентиментальна, легко загорается общими увлечениями.
Фактор О – 5 стен – значение находится в середине доверительного интервала. Фактор О показывает человек управляет своими неудачами. Испытуемый характеризуется тем, что не может справиться с жизненными трудностями, неудачами, переживет внутренний конфликт, подавлена, тяготится дурными предчувствиями, склонна к самоупрекам, принижает свои способности. Но с некоторыми трудностями в состоянии справиться, может найти интерес и новизну в повседневных мелких делах, уверена в успехе, довольна жизнью.
Фактор Q1 – 6 стен – значение находится в середине доверительного интервала. Испытуемая имеет разнообразные интеллектуальные интересы, стремится быть хорошо информированной, но никакую информацию не принимает на веру, ко всему относится скептически, все старается проанализировать и понять сама, легко меняет свою точку зрения. Вместе с тем, для испытуемой характерен консерватизм, ригидность, не любит перемены, все новое воспринимает в штыки, другой точки зрения не допускает, склонна к нравоучениям/наставлениям.
Фактор Q2 – 4 стен - значение находится на границе доверительного интервала, тенденция к внешнему контролю. Свидетельствует о несамостоятельности, зависимости, привязанности к группе. Испытуемая в своем поведении ориентируется на групповое мнение, нуждается в постоянной опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Предпочитает жить и работать вместе с другими людьми из-за отсутствия инициативы и смелости в выборе собственной линии поведения.
Фактор Q3 – 7 стен - значение находится на границе доверительного интервала, тенденция к внутреннему контролю. Испытуемая характеризуется организованностью, умению хорошо контролировать свои эмоции и поведение, действует планомерно, упорядоченно, упорно преодолевает препятствия, не разбрасывается, начатое дело доводит до конца.
Фактор Q4 – 6 стен – значение находится в середине доверительного интервала. У испытуемой большое число потребностей, не нашедших разрядки, в связи с чем, испытуемая беспокойна, напряжена, неусидчива, чувствует себя разбитой, усталой, преобладание пониженного настроения, раздражительна, нетерпелива. Но одновременно испытуемая не стремится к достижениям и переменам, безразлична к неудачам и удачам, невозмутима, на первый план выступает слабость или отсутствие побуждений и желаний.
Резюме: Испытуемый может быть открытым и легким в общении, а может быть скрытным, конфликтным. Испытуемого сложно познавать новое. Испытуемый может быть эмоционально спокойным, и внутренне беспомощным. Испытуемого характерно в одних ситуаций властность, независимость, в других ситуациях становится зависимой. Испытуемая к каким-то событиям в жизни относится серьезно, к другим легко и не задумываясь. Испытуемая смелая, предпочитает узкий круг близких людей. Испытуемая человек утонченный с богатым воображением и одновременно рациональна. Испытуемая творчески одаренный человек. Испытуемая в каких-то вопросах консервативна, все новое воспринимает в штыки, а в других вопросах может легко поменять свою точку зрения.
Рисунок несуществующего животного (РНЖ)
Данная методика предложена М.З.Духаревич. Эта методика является проективной методикой исследования личности.
Результаты исследования:
Семантика пространства проективного рисунка.
Рисунок расположен по середине листа, что обозначает самооценка в норме.
Голова, направленная на рисовавшего, т.е положение «анфас» может трактоваться как прямота, бескомпромиссность, сформировавшиеся как реакция на глубинное чувство незащищенности.
Линии, Контуры фигуры
Голова очень четко прорисована, а вот туловище с руками и ногами линия тоньше
Степень агрессивности – округлый рисунок, агрессия не выявлена.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или ее заместители):
Уши – большие, круглые, что означает заинтересованность в информации и значимость мнения окружающих о себе.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы и пр.)
Ноги соединены с корпусом точно, что означает испытуемый держит контроль за своими рассуждениями, выводами, решениями.
Форма ног однотипна, повторяется, говорит об конформности суждений и установок, их стандартности и банальности.
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры (могут быть функциональными или служить украшением)
Из дополнительных деталей у несуществующего животного испытуемого имеется пальмовая юбка
Общая энергия
На рисунке испытуемой животное имеет самые основные части, что говорит об экономии энергии, астенизированности.
Тематический аспект
Изображенный рисунок имеет уподобление животного человеку, об этом говорит постановка в положение прямохождения, одевание в человеческую одежду (пальмовая юбка), похожесть формы губ, что означает испытуемый инфантилен и эмоционально незрелый.
Животного сложно отнести к определенному полу, если только судить о юбке
Необычные детали на рисунке не выявлены.
Творческие возможности не выражены.
Сведения от испытуемого о животном
Название животного– Михон
Пол животного – мужской
Возраст – 3 года
Животный ест фрукты
Животное живет на необитаемом острове, где куча пальм, водичка и песок. Такой как он один, не размножается.
Живет один на острове со зверюшками. Любит крокодила, прыгает как мартышка, дружит с птичками.
Высказывание испытуемой о своем животном: «Урод какой-то».
Резюме: У испытуемого самооценка в норме, хотя сложно интерпретировать высказывание испытуемого. Агрессия к себе отсутствует. Конформность суждений и установок, их стандартность и банальность. Испытуемый держит контроль за своими рассуждениями, выводами, решениями. Испытуемый инфантилен и эмоционально незрелый.
Психологический портрет
Испытуемой на данный период времени важна семья, ее близкие, счастье других, уверенность и желание развиваться. Не столь значима для нее работа, свобода, развлечения. Такие результаты можно интерпретировать так: раз наша испытуемая находится в декретном отпуске, для нее сейчас главное ребенок, развитие ребенка, счастье ребенка. Она не нуждается в работе, развлечениях. Развитие – 30%, означает, что эта ценность нереализована на данный момент.
Испытуемая считает что неудачи и негативные события в ее жизни – это результат невезения или виноваты другие люди и обстоятельства. А вот достижения и успех испытуемая считает, что добилась сама.
Испытуемая принимает себя такой, какая есть, себя ценит и уверена в себе, однако есть склонность к внутренним конфликтам, самообвинениям. Испытуемая может быть открытым и легким в общении человеком, а может быть скрытным, конфликтным.
Испытуемый может быть эмоционально спокойным, и внутренне беспомощным. Испытуемой характерно в одних ситуаций властность, независимость, в других ситуациях становится зависимой. Испытуемая к каким-то событиям в жизни относится серьезно, к другим легко и не задумываясь. Испытуемая предпочитает узкий круг близких людей. Испытуемая человек утонченный с богатым воображением и одновременно рациональна. Испытуемая творчески одаренный человек.
В отношениях с партнером, испытуемая склонна считать партнера виновником значимых событий. В отношении со здоровьем может взять ответственность на себя или пустить на самотек.
Испытуемая хорошо чувствует себя среди окружающих людей, имеет потребность быть ими принятой. Испытуемая стремится устанавливать близкие отношения и того ждет от остальных людей.
Испытуемая имеет пространственное воображение, ассоциации носят хаотический характер. Имеется способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Испытуемой сложно концентрировать и распределять свое внимание. Испытуемой сложно познавать новое.
Испытуемая в каких-то вопросах консервативна, все новое воспринимает в штыки, а в других вопросах может легко поменять свою точку зрения.
Испытуемая имеет потребность контролировать других людей, но сама быть под контролем не желает. В данный момент не хочет находиться в финансовой зависимости от мужа, хочет снова пойти работать.
Список литературы
· А.Анастази, Урбина «Психологическое тестирование»
· Бурлачок «Психодиагностика»
· Буревич, Акимова «Психодиагностика»
· Романова «Психодиагностика»
· Бурлачок, Морозова «Большой словарь»
Контрольная работа
Дисциплина: Психодиагностика, часть 1
Психологический портрет
Выполнила: СП-09, 4 курс
Колотыгина А.С.
Проверила: Федорова Е.В.
Екатеринбург 2012
Оглавление
Краткое обоснование использования методик. 3
Фактографическое описание испытуемого. 6
Сводная таблица результатов. 7
Методика изучения ценностных ориентаций (ЦО) 8
Опросник уровня субъективного контроля (УСК) 10
Методика Исследования Самоотношения (МИС) 14
Межличностных отношений (ОМО) 18
Краткий отборочный тест (КОТ) 21
Опросник Кэттелла. 23
Рисунок несуществующего животного (РНЖ) 30
Психологический портрет. 33
Список литературы.. 35
Краткое обоснование использования методик.
Список методик для проведения обследования (форма обучения – заочное отделение):
· психологическая беседа (биографический метод изучения жизненного пути);
· опросник Р. Кэттелла (16PF);
Опросник «шестнадцать личностных факторов» (Sixteen Personality Factor Questionnaire) – был опубликован Р. Кеттелом в 1950 году. Существует 6 вариантов методики: A, B, С, D, F, и E. Личностный опросник. Адаптация опросника Кеттела 16PF форма «А» (которая и была использована в нашем случае, т. к. эта форма считается стандартной) была проведена А. Г. Шмелевым, В. И. Похилько, А. С. Соловейчиком.
Опросник измеряет социально обусловленные диспозиции. Методика позволяет увидеть сложившиеся в индивидуальном опыте социально-ролевые предписания деятельности людей в стандартных классах ситуаций, выявит определенные стратегии поведения.
· краткий отборочный тест (КОТ);
КОТ относится к группе тестов общих умственных способностей, специально разрабатывавшихся для быстрой предварительной оценки персонала. Первым тестом подобного типа был создан «самоприменяемый тест Отиса», наиболее известной адаптацией которого является тест Вандерлика. В России тест адаптирован В. Н. Бузиным, этот вариант и использовался в данном исследовании.
КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие способности» и предусматривает диагностику следующих «критических точек» интеллекта: способность обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертность мышления и переключаемость, эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость, скорость и точность восприятия, употребление языка и грамотность, выбор оптимальной стратегии, пространственное воображение. Показатель теста является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей к обучению у испытуемого.
· методика исследования самоотношения (МИС);
Методика разработана С. Р. Пантилеевым, который, в свою очередь, основывался на концепции В. В. Столина (1985). Личностный опросник, основанный на принципе стандартизованного самоотчета.
Методика направлена на исследование комплекса факторов отношения к себе.
· опросник уровня субъективного контроля (УСК);
Опросник УСК подтверждает гипотезу о том, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с его самоуважением, с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем. Представляется перспективным методом исследования эффективности психологического тренинга и групповой психотерапии. Вероятно, он окажется полезным и в рамках семейных консультаций, исследования малых групп, клинической психодиагностики и т.д.
· методика изучения ценностных ориентаций (ЦО);
Достоинством методики ЦО является ее компактность, быстрота в проведении и обработке результатов, пригодность для использования на разных контингентах испытуемых и самое главное возможность для решения определенных задач варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции, получая тем самым дополнительную информацию.
· опросник межличностных отношений (ОМО);
Основной мыслью этой методики является та, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение. В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: включения, контроля и аффекта. Эти потребности развиваются в детстве. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным и недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте.
· тест «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ).
Данная методика предложена М.З.Духаревич. Эта методика является проективной методикой исследования личности.Рисунок изучает особенности личности и творческие способности.