Характеристика использованных в работе диагностических методик
Диагностические методики характеризуются в выпускной работе более подробно, поскольку обычно являются основным способом получения эмпирического массива данных, используемого для последующего статистического анализа и интерпретации. Необходимо привести обоснование выбора методик и их краткое описание. Описание должно быть достаточное для того, чтобы любой другой исследователь (при желании) мог повторить исследование, используя те же методики и методические процедуры.
Методики следует описывать по схеме:
- название методики и ее автор;
- назначение методики;
- структура методики (например, входящие в методику шкалы);
- процедура исследования и обработка результатов.
В приложении могут быть представлены тексты методик, образцы бланков и ключи обработки. Прежде всего это касается малоизвестных или разработанных автором методик.
Если в работе использовалась экспертная оценка, то подробно описывается вся процедура, указываются характеристики экспертов (профессия, стаж,
квалификация и т.д.).
Такой метод исследования, как фокус-группа, предполагает подробное изложение плана и всех использованных методов и процедур. Обязательно обосновывается структура группы (блоки информации). Последовательность предлагаемых заданий обосновывается как с точки зрения логики получения информации (последовательность вопросов), так и с точки зрения динамики проведения группы (разогрев, утомление группы и т.д.).
При описании таких методов, как интервью и беседа, необходимо привести план и список ключевых вопросов; если использовался метод наблюдения, − схему наблюдения. При этом указывается степень структурированности интервью или наблюдения, форма проведения, а также где и когда проводилось, особенности обстановки и т.д. Так же, как и при описании фокус-группы, обосновывается структура интервью и последовательность блоков вопросов.
Для исследований, использующих контент-анализ:
- описывается, как выделялись категории;
- приводится список категорий и их содержательная характеристика;
- приводится кодировочная матрица с примерами единиц содержания, отнесенных к той или иной категории и подробными правилами отнесения к категории (инструкция кодировщику).
Если в основе исследования лежит эксперимент, то приводится подробный план эксперимента с указанием последовательности действий, обозначаются переменные, экспериментальная схема и описываются основные процедуры контроля валидности.
Если в работе используется много методов и методик, то целесообразно их сгруппировать и описать группами. Например: «а) для исследования личностных особенностей использовались: .... б) для оценки профессиональной компетентности: ...».
3. Методы статистического анализа эмпирических данных с указанием целей использования каждого метода. Так, например, указывается, что для оценки значимости различий показателей ряда свойств личности в двух выборках использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок, а для выявления значимых взаимосвязей этих свойств – корреляционный анализ по К.Пирсону.
Следует подчеркнуть, что выбор методов статистического анализа и ограничения в интерпретациях результатов тех или иных статистических процедур определяются подходом (планом, дизайном) эмпирического исследования. Так, проведение экспериментального исследования при соблюдении его основных принципов и правил [Девятко, 2009; Дорфман 2005; Дружинин, 2011], позволяет проверять гипотезы о наличии причинно-следственной связи между независимыми и зависимыми переменными. В этом случае одним из наиболее адекватных методов статистического анализа является дисперсионный анализ − однофакторный или мультифакторный – позволяющий дать оценку основных эффектов и значимости межфакторного взаимодействия.
Кроме того, достаточно часто в выпускных работах используется классический экспериментальный план сравнения двух групп [Дружинин, 2011]. В этом случае обычно используются параметрические или непараметрические критерии различий, например, t-критерий Стьюдента для независимых или для зависимых выборок.
Если основная цель работы – изучение взаимосвязей каких-либо психологических феноменов или особенностей структур этих взаимосвязей в зависимости от определенных условий, используется корреляционный подход (план или дизайн), который предполагает в качестве основных методов анализа данных корреляционный или эксплораторный факторный анализ с вычислением и оформлением корреляционных (или факторных) матриц. Например, матриц интеркорреляций или так называемых «квадратных» матриц, где приводятся статистически достоверные взаимосвязи всех измеренных переменных друг с другом. Могут быть и выборочные корреляционные матрицы, где указаны взаимосвязи наиболее важных переменных. Корреляционный анализ обычно предполагает построение корреляционных плеяд – схем наиболее существенных с точки зрения поставленных целей и задач работы взаимосвязей. Наиболее значимые корреляционные схемы (плеяды) следует представить непосредственно в тексте работы.
Анализ продуктов деятельности, например контент-анализ, также предполагает своеобразие статистических методов. В этом случае обычно используется частотный анализ, оформляются таблицы частот встречаемости смысловых единиц и суммарных категорий, подсчитываются дихотомические
φ-коэффициенты корреляций их взаимосвязей и т.д.
Украсить работу могут также описательные методы дескриптивной статистики, которые наиболее адекватны описательным подходам или методам исследования. Это могут быть диаграммы и графики, характеризующие структуру выборок исследования, выраженность средних значений и стандартных отклонений показателей, графические характеристики распределений.
Таким образом, использованные автором выпускной работы методы статистического анализа данных должны четко соотносится с целями и задачами, гипотезами и планом конкретного эмпирического исследования.