VII.2. Основные особенности восприятия.
Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Предметность восприятиявыражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию практической деятельности человека. Предметность восприятия не врождённое качество; существует определённая система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счёте всегда внешне двигательных, обеспечивающих- контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
Таким образом, зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметного отражения.
Предметностькак качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения.Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут вести себя самым различным образом. Мы обычно определяем предметы не по виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практики или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.
Предметность играет большую роль и в формировании самых перцептивных процессов,т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешнем миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия обеспечивающие более правильное отражение.
Другая особенность восприятия - его целостность. В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течении некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает её структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основной для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразным взаимосвязями входящих в нее элементов.
Аналогичный процесс при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако ритм - это не одиночные удары, а продолжительное звучание, причём удары находятся в определённой взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметности деятельности человека - с другой.
Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются в воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Но благодаря свойству константности - способность перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих акт восприятия) компенсировать эти изменения мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по цвету, форме, величине.
Источник константности восприятия - активные действия перцептивной системы, Многократное восприятие обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений рецепторного аппарата.
Свойство константности объясняется тем, что восприятие своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Константность - необходимое условие жизни и деятельности человека, оно обеспечивает относительную стабильность окружающего мира.
Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.
Таким образом, мы видим, что восприятие это активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных компонентов анализаторов в процессе восприятия.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы и т.д. Зависимость восприятия от психической жизни человека , от особенностей его личности носит название апперцепции.
Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед человеком задачи. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменить его содержание.
Таким образом, мы видим, что восприятие - активный процесс, которым можно управлять.
VIII. ВНИМАНИЕ.