Ощущение как психический процесс: виды ощущений
Ощущение – чувственное отображение объективной реальности.
Основная роль ощущения – своевременно и быстро доводить информацию о состоянии внутренней и внешней среды.
В психологии выделяется следующая обобщенная классификация видов ощущений:
1. Внешние (Экстероцептивные):
· Дистантные – зрительные, слуховые, обонятельные;
· Контактные – вкусовые, температурные, тактильные, осязательные.
2. Внутренние (Интероцептивные):
· Болевые;
· Органические (ощущение давления, уровень СО в крови и т.д.).
3. Проприоцептивные:
· Равновесия;
· Движения.
Также выделяется интермодальные ощущения, которые возникают в результате утраты или ухудшения работы ведущих анализаторов. Например ощущение вибрации. Это промежуточная форма между слуховыми и тактильными ощущениями, обостряется у людей с нарушением слуха и зрения.
Свойства ощущений
•качество (характеризует модальность – соответствие определенному анализатору);
Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду их модальность. Благодаря зрению мы видим объекты окружающего мира, обонянию – ощущаем запахи и т.п.
· интенсивность (влияет сила стимула-раздражителя и функциональное состояние рецептора);
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора. Например, молодые люди более чувствительны к зубной боли, чем пожилые.
· длительность (временная характеристика ощущений; самые краткие – обонятельные, а длительные – болевые ощущения).
Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но и временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Количественную характеристику ощущений дает такое понятие, как чувствительность. Различают два вида чувствительности: абсолютная чувствительность и относительная чувствительность.
Под абсолютной чувствительностью подразумеваются способность ощущать даже самые слабые раздражители, а под относительной чувствительностью – способность ощущать различия между раздражителями.
Пороги ощущений
Мы не способны ощущать все раздражители, а только те, которые находятся в определенном диапазоне – в границах ощущений (пороги)
Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают осознаваемых ощущений. Выделяют нижний и верхний порог ощущений.
Нижний абсолютный П. о. — величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение данного качества. Верхний абсолютный П. о. — величина раздражителя, при которой ощущение данного качества не возникает или качественно изменяется (например, мощный поток лучей света вызывает у человека не световое, а болевое ощущение).
Раздражители, сила которых находится ниже нижнего порога ощущение не вызывают, а раздражители сила которых превышает верхний порог в большинстве своем вызывают болевые ощущения или разрушение анализатора.
Восприятие и ощущение: отличительные признаки
В отличие от ощущений восприятие:
Восприятие – осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений.
Если сравнивать восприятие и ощущение, то можно заключить следующее.
Ощущения врожденны, а восприятие социально приобретено.
Ощущения соответствуют органам чувств, а восприятие – результат синтеза информации.
Результат ощущений – чувство (отдельные свойства мира), сенсорный след, а результат восприятия – образ, полученный в ходе рассуждения.
детерминируются воздействиями внешнего и внутреннего мира, восприятие опирается на прошлый опыт (апперцепция).
Ощущение пассивно, а восприятие активно, связано с деятельностью.
Свойства восприятия
К основным свойствам восприятия от носятся следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия.
Целостность восприятия . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
Структурность восприятия . Свойство заключается в том, что мы воспринимаем не просто предметы, а их обобщенную структуру. Например, возможно угадать мелодию уже по первым прозвучавшим аккордам.
Константность восприятия . Данное свойство характеризует постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Константность, проявляется в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия и мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Апперцепция. Отражает зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия.
Осмысленность восприятия. Отражает связь восприятия с мышлением. Человек сознательно воспринимает предмет – это значит, что он может мысленно отнести его к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Активность восприятия. В любой момент времени наше восприятие направлено на предмет или группу предметов, которые для нас ясны и отчетливы. Все остальные предметы находятся вне поля нашего внимания.
Избирательностьзависит от интересов, потребностей, целей
Закономерности восприятия
При восприятии простых предметов действуют следующие закономерности.
1. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.
2. Похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.
3. Элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.
4. Элементы зрительного поля стремятся создавать целостные, замкнутые изображения.
Восприятие более сложных, осмысленных изображений происходит с учетом прошлого опыта и мышления. В результате воспринимаемом изображении выделяются в наиболее существенные места. Так исследования, проведенные А.Л. Ярбусом, показали, что при внимательном изучении элементов картин, более всего останавливается взор на информативных предметах, т.е. движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. При рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу.
В процессе восприятия пространства отражаются такие свойства предмета, как величина, форма, положение. При этом появляются следующие закономерности.
1. Фигура и фон . При восприятии объектов в пространстве какие-то всегда являются фигурой (ясными, четкими, отчетливыми), а какие-то фоном (размытыми нечеткими, плохо структурированными).
2. Часть-целое . Если элементы целого хорошо известны, то даже будучи разрозненными, они воспринимаются как целое.
3. Закон перспективы . Чем дальше предмет, тем меньше он кажется. Отдаленные предметы воспринимаются как расплывчатые с округлыми, нечеткими контурами. У близких предметов контуры четки, углы заострены.
4. Контрастность . Небольшой предмет в окружении больших кажется еще меньше и наоборот.
Типы восприятия
Восприятие движения.Восприятие движения обусловлено как перемещением образов предметов на сетчатке глаза, так и движениями глаз.
Оценка скорости движения объектов зависит от расстояния до них. Чем дальше объект, тем меньшая скорость ему приписывается.
Восприятие времени. Зависит от биологических ритмов (скорость протекания физиологических процессов в организме, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания).
Выделяют восприятие временной длительности и временной последовательности.
Временная длительность зависит от характера и интенсивности деятельности, интереса, эмоционального отношения (негативные эмоции удлиняют временной период).
Временная последовательность определяется причинно-следственными связями (соответствует логике событий; если логика трудно наблюдается, то возникает ощущение сумбурности, трудно восстановить последовательность).
Восприятие времени может быть субъективно (внутренние часы) и объективно-условно (регламентация времени, принятая в обществе).
Внимание: понятие и виды
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Выделяют следующие функции внимания:
· Активизация необходимых и торможение ненужных процессов;
· Осуществление целенаправленного отбора информации;
· Контроль и регуляция деятельности.
Виды внимания.
· Природное (Дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.) и социально обусловленное – складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты, результат воспитания.
· Непосредственное (не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.) и опосредованное (регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов).
· Непроизвольное (возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов.Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных), произвольное (направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели), послепроизвольное (возникает в ситуации, когда необходимость в концентрации отпадает, но возникший интерес продолжает ее поддерживать).
· Чувственное (внимание направлено на эмоции переживания) и интеллектуальное (направлено на мысли, процесс рассуждения).
Свойства внимания
· Устойчивость. Характеризует продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия. На устойчивость влияют индивидуальные особенности нервной системы, функциональное состояние, психическое состояние, мотивация, внешние обстоятельства.
· Направленность. Придает избирательный характер психической деятельности.
· Концентрация. Сосредоточенность, углубленность в деятельность (распределение ресурсов психики на решение задач) Выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов. Противоположность – рассеянность
· Переключение. Это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания. Непроизвольное переключение часто свидетельствует об утомлении Распределение. Это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.
· Объем внимания. Это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 7+-2 объекта, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.
· Рассеянность внимания. Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно. Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.
Развитие внимания
По мнению Л.С. Выготского, основа формирования внимания – внешние стимулы и средства. Ребенок усваивает ряд искусственных стимулов и средств.
Присутствует двойной ряд стимулов:
1. Это сами окружающие предметы, которые приковывают своей яркостью.
2. Речь взрослого, выступающая первоначально как стимул-указание.
С овладением речью ребенок начинает управлять своим вниманием.
Этапы развития внимания:
1. Первые недели жизни – ориентировочный рефлекс.
2. Конец первого года – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности.
3. Начало второго года – обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого; направление взора на указанный предмет.
4. 2-3 год жизни – хорошее развитие произвольного внимания по указанию.
5. 4,5-5 – способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. 5-6 – элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Память: понятие и виды
Человек обладает способностью запечатлевать следы полученного опыта и, благодаря этому учитывать его в последующей деятельности, а также передавать другим людям. Процесс, позволяющий реализовывать данную функцию называетсяпамять. Данное понятие определяется как психический процесс по запечатлению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Отличие памяти человека и животных. У животных присутствует лишь два вида памяти: генетическая и механическая . Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.
У человека же есть речь как средство запоминания. Посредством речи возможно хранение информации в виде текстов наразного рода носителях. Человек способен к произвольному и опосредованному запоминанию, а также у него есть логическая память.
Основными функциями памяти являются:
· запоминание;
· хранение;
· воспроизведение.
Виды памяти.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти.
По преобладающему типу восприятия информации, запоминаемому образу выделяется зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая, двигательная память.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитие у человека способности к воображению.
Слуховая память – отражает способность хорошо запоминать и воспроизводить разнообразные звуки.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью и быстротой разнообразных движений. Является основой формирования навыков.
Осязательная, обонятельная, и вкусовая память в основном связаны с удовлетворением биологических потребностей и вызывают яркий эмоциональный отклик при воспоминании.
По содержанию запоминаемого выделяется словесно-логическая и эмоциональная, генетическая память.
Генетическую память представляет информацию, зафиксированную в наших генах. Она передается по наследству. Эту информацию мы не можем осознавать и контролировать.
Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.
Словесно-логическая память тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Человек в данном случае может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста. Этот вид памяти помогает интенсифицировать процесс запоминания, так как позволяет запомнить материал в обобщенном и структурированном виде.
По наличию волевого усилия при запоминании: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное запоминание осуществляется автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (задачи на запоминание). При произвольном запоминании мнемическая задача присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
По использованию средств для запоминания: опосредованное и непосредственное. Основным средством для запоминания является речь, а также это могут быть различные приемы – мнемотехники (ассоциации, визуализация информации т.п.).
По длительности хранения информации: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная память.
Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Это – память-образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания сенсорных следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на ее решение. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Объем оперативной памяти и длительность хранения информации определяется характером и содержанием решаемой задачи.
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами. Объем и время хранения информации в долговременной памяти неограниченны.
Основным механизмом запоминания является повторение. Только таким образом информация откладывается в долговременной памяти. В процессе запоминания наблюдаются явления, которые как улучшают, так и ухудшают качество запоминания. Так явление замещения (вытеснение ранее запомненной информации последующей) может привести к ухудшению воспроизведения заученного материала, поэтому необходимую информацию надо разбивать на небольшие блоки и перед заучиванием одного повторять предыдущий. Явление реминисценции заключается в улучшении воспроизведения материала через некоторое время после заучивания. Это объясняется продолжающейся неосознанной обработкой заученной информации. Данное явление наступает приблизительно через двое суток после завершения процесса заучивания.
Структура памяти