Отличия житейских психологических знаний от научных.

1. Житейские знания конкретны, а научные стремятся к обобщению.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, то есть в большинстве случаев приобретены случайным образом в результате попадания человека в конкретную ситуацию, столкновения с новыми условиями существования. Научное же знание основано на проверке его опытным (экспериментальным) путем, что позволяет говорить о достоверности полученных результатов.

3. Житейские знания передаются от человека к человеку и воспользоваться индивидуальным опытом конкретного лица часто может быть затруднительно. Научные же знания принадлежат обществу и доступны к освоению каждым человеком.

4. Накопленные в результате кропотливого труда многих людей на протяжении длительного времени научные знания более обширны и разнообразны, чем житейские, являющиеся результатом накопления опыта человека в течение его жизни.

Предметом изучения в психологии является психика и порождаемые ею психические явления. Под психикой понимается способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

1) изучение механизмов психических явлений и процессов;

2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Отрасли психологии

Отрасли:

- зоопсихология (Животных)

- детская психология (детей)

- социальная психология (взаимодействие людей)

- педагогическая психология (изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания)

Методы психологических исследований: понятие и классификация

Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и правильны. Все это справедливо и по отношению к психологии.

В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы:

1. Всеобщий метод научного исследования - диалектический. В этом пункте система методов психологии тождественна методологии и методам любого научного познания. Диалектический метод как основа всех других методов исследования имманентно присутствует в них.

2. Методы исследования, применяемые в психологии и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными логическими методы познания.

3. Частные методы психологии, присущие только психологии.

Метод наблюдения

Метод беседы

Метод анкетирования

Метод тестирования

Проективный метод

Метод эксперимента

Метод наблюдения

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения. Именно акты поведения, выделенные и зарегистрированные определенным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний человека. Важнейшим профессиональным качеством любого исследователя (и наблюдателя в том числе) является наблюдательность, т.е. способность подмечать существенные, характерные и малозаметные свойства предметов и явлений.

Свойства научного наблюдения.

1.Целенаправленность: четко определенная цель наблюдения.

2.Систематичность: когда и сколько времени будет отведено для проведения наблюдения.

3.Планомерность, т.е. есть программа наблюдений: каким образом будет проведено наблюдение, где, когда, при каких условиях.

4.Аналитичность: она предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление их психологической природы.

5.Регистрациярезультатов, т.е. их обязательное документирование.

6.Оперирование системой однозначных понятий: способствует сопоставимости возможных интерпретаций.

Виды научных наблюдений.

Включенное — стороннее (в зависимости от степени вовлечения исследователя в изучаемую среду).

Скрытое — открытое. При скрытом люди не знают, что являются наблюдаемыми. Открытое, когда люди знают о наблюдении, через некоторое время привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя естественно.

Внешнее — за поведением других людей; внутреннее — интроспекция (наблюдение за самим собой).

Однократное — периодическое — лонгитюдное (количество времени затраченного на наблюдение).

Сплошное — когда регистрируется поведение всех доступных объектов, выборочное — когда исследователя интересуют отдельные параметры поведения или типы реакций.

Констатирующее — сбор фактов, т.е. четкая и подробная регистрах наличия и характеристик значимых форм поведения; оценивающее — когда исследователь сравнивает факты по степени их выраженности, используя, например, шкалу рейтинга.

Свободное, поисковое — когда нет четких ограничений, на что надо обращать внимание. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил. Обычно применяется на ранних стадиях научной работы; структурированное, стандартизированное — когда все четко расписано: что наблюдать, каким образомпроизводить анализ данных. Здесь сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость получаемых результатов.

Этапы научного наблюдения.

1. Определение цели наблюдения.

2. Выбор объекта исследования.

3. Уточнение предмета исследования (какие именно стороны поведения раскрывают содержание исследуемых психических феноменов).

4. Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях и при каких условиях предмет исследования обнаруживает себя наиболее отчетливо).

5. Подбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации.

6. Установление продолжительности и числа наблюдений.

7. Выбор способов регистрации материала.

8. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения.

9. Проведение сеанса предварительного, пробного наблюдения и уточнение всех его параметров.

10. Исправление программы наблюдения.

11. Этап проведения наблюдения.

12. Обработка и интерпретация полученной информации.

Наши рекомендации