Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с церебральным параличом

В термин «ДЦП» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. ДЦП представляет собой резидуальные состояния с непрогрессирующим течением.ДЦП возникает вследствие органического поражения ЦНС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент родов (интранатальном, натальном) или на первом году жизни (в ранний постнатальный период).К пренатальным факторам, неблагоприятно действующим на плод относятся: конституциональные нарушения; соматические, инфекционные, эндокринные заболевания; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови; угроза выкидыша, отклонения в ходе беременности; вредные привычки; токсикозы беременности; физические травмы, ушибы. К натальным факторам относятся: асфиксия и родовая травма. К постнатальным относятся следующие факторы: нейроинфекции в первые годы жизни; интоксикации; кислородная недостаточность при удушье, утоплении; новообразования и другие приобретенные отклонения в мозге.При ДЦП двигательные двигательные нарушения различного характера и степени выраженности могут сочетаться с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками, расстройствами чувствительности.Механизм возникновения двигательных нарушений: у детей с ЦП развитие двигательных функций нарушено начиная с периода новорожденности. В основе этих нарушений – запаздывание в угасании безусловно-рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют позотонические рефлексы. Сохранение даже отдельных элементов позотонических рефлексов на пятом месяце жизни и в последующем является симптомом риска или признаком поражения ЦНС и ДЦП.Структура двигательного дефекта при ДЦП представлена: нарушением мышечного тонуса (спастичность, гипотония); парезами и параличами; повышением сухожильных рефлексов; синкинезиями и насильственными движениями; недоразвитием выпрямительных рефлексов и реакций равновесия.В нашей стране широко используют классификацию Семеновой К.А., которая очень удобна в практической работе врачей, логопедов, педагогов-дефектологов, психологов.

Гемипаретическая форма. Вызывается односторонним поражением пирамидного пути в области мозгового ствола или в районе верхних шейных сегментов спинного мозга.Эта форма характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. В тяжелых случаях одностороннее ограничение спонтанных движений заметно уже в первые месяцы жизни; при легких формах симптоматика становится отчетливой к концу 1-го года, когда ребенок начинает активно манипулировать руками. Рука обычно в большей степени отстает в росте, чем нога.Патология речи отмечается у 30—40 % детей, чаще по типу спастико-паретической дизартрии или моторной алалии. Двигательные поражения сочетаются с патологией черепных нервов. Расстройства чувствительности проявляются остереогнозом .Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении. Практически все дети ходят самостоятельно. Возможность самообслуживания зависит от степени поражения руки.

Спастическая диплегия.Возникает при двустороних поражениях центральных двигательных нейронов, в центральных отделах от двигательных зон коры больших полушарий до ствола головного мозга. Наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Ею страдают более 50% больных церебральным параличом. В литературе ее иногда называют «болезнь Литтля», При спастической диплегии поражены и руки, и ноги, причем нижние конечности затронуты в большей степени, чем верхние. Степень поражения рук различна — от выраженных парезов до минимальных нарушений в виде легкой моторной неловкости и нарушений тонких дифференцированных движений пальцев рук. У 70—80% детей со спастической диплегией отмечают нарушения речи в форме спастико-паретической дизартрии, задержки речевого развития, реже — моторной алалии .Нарушения психики обнаруживаются у большинства детей (ЗПР). Такие дети могут учиться в специальных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в средних общеобразовательных школах и на дому (по программе массовой школы или по индивидуальной программе) . Часть детей имеют умственную отсталость разной степени тяжести.(школы VIII вида) .Спастическая диплегия — прогностически благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления двигательных функций. 20-25%-самостоятельно передвигаются, 40-50%- при помощи взрослого.

Двойная гемиплегия. Это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Это тетрапарез, иногда руки поражены сильнее, чем ноги. Двигательные нарушения можно выявить уже в период новорожденности. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Наблюдается патология черепных нервов, косоглазие, снижение слуха, псевдобульбарные расстройства, снижения интеллекта, нарушения речи. Прогноз двигательного, психического и речевого развития неблагоприятный.

Гиперкинетическая форма. Связана с поражением стриарного отдела экстрапирамидной системы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов. В период новорожденности отмечается сниженный мышечный тонус, позже гипотония постепенно сменяется дистонией. Гиперкинезы возникают непроизвольно, при попытках к выполнению любого двигательного акта. В покое гиперкинезы уменьшаются и практически полностью исчезают во время сна.Наряду с двигательными расстройствами наблюдаются и нарушения слуха, нарушения зрения (парез взора вверх), речевые нарушения наблюдаются почти у всех детей. Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах церебрального паралича, интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. Нарушение психического развития по типу умственной отсталости имеет место у 25% детей (К. А. Семенова). Прогноз развития двигательных функций зависит от тяжести поражения нервной системы.

Атонически-астатическая форма .Возникает при поражении мозжечка. Одна из тяжелых форм . Характеризуется атаксией и гиперметрией, то есть чрезмерной размашистостью, что приводит к нарушению координаций. Ребенок не может удерживать вертикальную позу; контроль головы, функции сидения, стояния, ходьбы практически не развиваются, или формируются очень медленно. У 87-90% имеются интеллектуальные нарушения, мозжечковая дизартирия, судороги, атрофия зрительных нервов, косоглазие. Прогноз-неблагоприятный.

Выделяют еще одну форму ДЦП – атактическую.Внешне эти дети в первые месяцы жизни напоминают вялого ребенка. На первом году жизни наблюдается мышечная гипотония и задержка темпа возрастного психо-моторного развития. Редко сопровождается с патологией черепных нервов, психическое развитие резко задержано, иногда может быть снижение интеллекта, мозжечковая дизартрия. Прогноз благоприятный. Чаще встречаются смешанные формы, которые формируются на основе одной из выше перечисленных , например: спастико-атактическая, ататико-гиперкинетическая.По состоянию интеллекта дети с ДЦП представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект (40-50%), а другие – ЗПР, у третьих –УО (7-10%).Основной особенностью речевых нарушений при ДЦП является их патогенетическая общность с двигательными расстройствами (Е.В.Мастюкова).

Наши рекомендации