Причины и механизмы недостатков интеллектуального развития детей.
Под УОпонимают нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения г.м. И говорить о наличии УО можно говорить при сочетании признаков: органическое поражение г.м. и нарушение познавательной деятельности.
Основные формы УО. 1.олигофрения - форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. Г.Е. Сухарева выделила следующие клинические особенности олигофрении как формы умственной отсталости:
- преобладание интеллектуального дефекта;
- отсутствие прогредиентности состояния.
Согласно международной классификации болезней, травм и причин смерти девятого пересмотра (МКБ-9) выделяют три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.
Дебильность - легкая степень олигофрении (IQ 50-70). К этой категории относится 70-80 % от общего количества лиц с интеллектуальной недостаточностью. Дети с незначительной умственной отсталостью после обследования ПМПК направляются в специальную (коррекционную) школу VIII вида, специальные классы общеобразовательной школы.
Имбецильность - средняя степень олигофрении. Больные имбецильностью могут говорить, понимать жесты и обращённую к ним речь. Имбецилам могут быть привиты элементарные навыки. Понятие "имбецильность'' в специальной педагогике в настоящее время используется реже, чем понятие "умеренная умственная отсталость'' (IQ 35-49).
Идиотия - наиболее глубокая степень олигофрении. В выраженных случаях инстинкты, примитивные реакции полностью отсутствуют. Речь не развита, больные могут издавать нечленораздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжи, малокоординированные, часто наблюдаются стереотипные покачивания, сгибания туловища, повороты головы и др. В одних случаях преобладает апатия, вялость, в других - неадекватный плач, гнев, злобность. Коэффициент интеллекта (IQ) при идиотии варьируется от 0 до 34.
2.Деменция – поврежденное развитие.
Этиология олигофрении.В российской дефектологии причины олигофрении принято разделять на: экзогенные и эндогенные факторы. К экзогенным относят: тяжелые инфекционные заболевания матери в период беременности; различные интоксикации; токсоплазмоз; сифилис; травматические поражения плода, возникшие при ударе или ушибе матери. К эндогенным относят: наследственность; нарушение белкового и углеводного обмена в организме (фенилкетонурия); воспалительные заболевания мозга и его оболоче в ранне развитии ребенка (менингит и менингоэнцефалит).
Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность -- в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления. Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.
В старшем дошкольном возрасте они не справляются с заданиями на дифференциацию предметов по существенным признакам, в связи с чем особые затруднения испытывают в заданиях на классификацию, выделение четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа. Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета и особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их часто механически, с трудом воспринимают помощь взрослого.
Особенно затруднен при олигофрении перенос усвоенного в конкретном задании способа действия в новые аналогичные условия. Это обусловлено как спецификой самого мышления, так и малой подвижностью, инертностью психических процессов. Для детей с олигофренией характерна склонность к стереотипности в мышлении и действиях.
Все мыслительные процессы при олигофрении характеризуются выраженной тугоподвижностью. Все виды деятельности и поведения детей однообразны, стереотипны, с преобладанием элементов подражания и копирования. Недоразвитие мыслительной деятельности и инертность мыслительных процессов при олигофрении неблагоприятно сказываются на формировании всех познавательных процессов, и прежде всего восприятия.
Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности при олигофрении обусловливает специфическую особенность восприятия: дети способны выделить в предметах лишь отдельные конкретные их свойства и качества (цвет, форму, размер), но не могут установить связи между ними и составить самостоятельно целостное представление о предмете. Естественно, что эти нарушения проявляются по-разному в зависимости от возраста, степени выраженности интеллектуального дефекта и обучения. Не умея выделить основное в предметах и явлениях, дети испытывают основные трудности в операциях сравнения по существенным признакам. Они не могут устанавливать различия в сходных предметах и общее - в различных.
При диагностике олигофрении выделение основного расстройства познавательной деятельности позволяет правильно понять всю структуру дефекта, т. е. взаимосвязь и взаимообусловленность симптомов в целостной клинической картине. Таким ведущим симптомом при олигофрении является недоразвитие познавательной деятельности. Дефект познавательной деятельности характерен для всякого олигофренического слабоумия вне зависимости от степени его выраженности. Именно недоразвитие познавательной деятельности при неосложненной форме олигофрении приводит к специфическим нарушениям речи, аффективно-волевой сферы, моторики и личности. Так, особенностью речи при олигофрении является не только более позднее развитие активной речи, но и значительное отставание в понимании обращенной речи.
В своих эмоциональных переживаниях, так же как и в мыслительной деятельности, дети не могут отделить главное от второстепенного, в связи с чем они могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события. Актуальными для них являются лишь непосредственные переживания, они не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий, как и в мышлении характерна тугоподвижность, слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций. Познавательные эмоции у этих детей обычно не развиты, часто наблюдается неадекватность эмоциональных реакций, неспособность подавлять свои непосредственные влечения. При олигофрении с трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувства долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков.
Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы при основной, «ядерной», неосложненной форме олигофрении находятся в соответствии со степенью снижения интеллекта.
Неспособность к абстрактному мышлению проявляется во всех сферах нервно-психической деятельности. В процессах восприятия отмечается недостаточность аналитико-синтетической деятельности, поэтому восприятия детей бедные, они неполно отражают окружающую действительность, отсутствует активный творческий характер восприятия.
Степени УО. Международная классификация болезней, травм и причин смерти десятого пересмотра (МКБ - 10) предлагает следующую классификацию степеней умственной отсталости: F70 Умственная отсталость лёгкой степени
F71 Умственная отсталость умеренная
F72 Умственная отсталость тяжёлая
F73 Умственная отсталость глубокая
F78 Другие формы умственной отсталости
F79 Умственная отсталость неуточнённая
М.С. Певзнер, исходя из патогенеза, выделила пять форм олигофрении:
1.Неосложнённая олигофрения. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако, лишь в случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
2.Олигофрения, сопровождающаяся нейродинамическими нарушениями. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
3.Олигофрения с нарушением функций анализаторов. У олигофренов с нарушениями анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
4.Олигофрения, сопровождающаяся психопатоподобным поведением. У этих детей отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у них оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
5.Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. При олигофрении данной формы дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.
Деменция - снижение интеллектуальных функций, обычно медленно прогрессирующее, при котором нарушаются память, мышление, логика, способность концентрировать внимание и обучаться, а также нередко происходит изменение личности. Отличия деменции от олигофрении. УО, возникшая у ребенка в возрасте после 2 лет, определяется как деменция (приобретенное слабоумие). Олигофрения к деменции соотноситься не может, т.к.: 1)в отличие от олигофрении при деменции нарушение коры г.м. возникает после довольно длительно протекавшего в течение 2-5 лет и более нормального развития ребенка. 2)деменция является следствием органических заболеваний мозга или травм. 3)при деменции интеллектуальный дефект носит необратимый характер, заболевание имеет прогрессивное течение.
Причины. Наиболее распространенная причина деменции - болезнь Альцгеймера. Что ее вызывает, не известно, но определенную роль играет наследственность, так как болезнь часто выявляется у членов одной семьи и, возможно, к ней приводят некоторые генетические нарушения. Вторая по распространенности причина деменции - последовательные мелкоочаговые инсульты. Деменция бывает также следствием травмы мозга или остановки сердца. Другие причины деменции встречаются реже. Например, синдром Пика - редкое состояние, во многом похожее на болезнь Альцгеймера, - отличается тем, что поражает только маленькую область головного мозга и прогрессирует более медленно. При болезни Паркинсона деменция рано или поздно развивается у 15-20% людей. Она также возникает у больных СПИДом и болезнью Крейтцфельдта – Якоба. Виды. У детей выделяют: резидуально-органическую деменцию и прогрессирующую деменцию.
Эти виды разделяются в зависимости от характера патогенетических механизмов. При менингите может появиться резидуально-органическая деменция, она же возникает при значительных черепно-мозговых травмах, и отравлениях ЦНС медикаментами.
Прогрессирующая деменция у детей считается самостоятельным заболеванием, которое может являться частью структуры наследственно-дегенеративных пороков и заболеваний ЦНС, а также поражений сосудов головного мозга. Сам синдром слабоумия связывают по названию с болезненной формой ребенка, приведшей к этим проявлениям слабоумия.
Деменция может развиваться внезапно у молодых людей, если тяжелая травма, болезнь или токсическое вещество (например, угарный газ) уничтожают клетки мозга. Однако, как правило, эта болезнь развивается медленно и поражает людей старше 60 лет, но она не является нормальным этапом старения. По мере того как люди становятся старше, изменения мозга приводят к некоторому снижению памяти (особенно кратковременной) и ухудшению способностей к обучению. Эти естественные изменения не влияют на уже существующие возможности. Забывчивость в преклонном возрасте иногда называют доброкачественной забывчивостью пожилых, и это не обязательно признак деменции или ранней стадии болезни Альцгеймера. Деменция - это тяжелое и прогрессирующее со временем снижение умственных способностей. В то время как здоровые пожилые люди иногда не помнят детали, больные деменцией могут полностью забывать недавние события.
6. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками интеллектуального развития.
Общие закономерности развития ребенка в норме и с недостатками физического и умственного развития:1.Определенная последовательность стадий развития психики. 2.Наличи сенситивных периодов в развитии психических функций. 3.Последовательность развития психических процессов. 4.Роль деятельности в психическом развитии. 5.Роль речи в формировании ВПФ. 6.Ведущая роль обучения в психическом развитии.
Общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений:1)причины, вызывающие аномалии, приводят к возникновению основного нарушения в психической деятельности, которая определяется как первичное. 2)первичное нарушение приводит к своеобразным изменениям, т.е. это вторичные, третичные дефекты. 3)для всех детей с недостатками развития характерны затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связи с окруж-им миром, нарушение речевого общения и двигательного развития. 4)наличие первичных и вторичных дефектов существенно сокращают информацию, получаемую детьми.
Специфические закономерности психического развития УО ребенка: первичный дефект при УО – нарушение познавательной деятельности. Т.о., плохая восприимчивость к новому и недостаточная активность. Все это приводит к возникновению вторичного дефекта – недоразвитие ВПФ и свойств личности.
Выготскийговорил о необходимости различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. Отсюда следует, что нельзя сводить все особенности психики УО к поражению г.м. Выделяя в структуре УО первичный и вторичный дефект, необходимо их различать, т.к. именно вторичные осложнения и задержки оказываются наиболее податливыми к коррекционному воздействию. Исходя из положений культурно-исторической теории развития ВПФ Выготского, можно констатировать, что ВПФ являются: 1)продуктом исторического развития. 2)социальны по природе. 3)формируются прижизненно. 4)развиваются закономерно, проходя через ряд этапов.5)становятся сложными психическими функциями, имеющими определенную структуру. 6)их развитие осуществляется через обучение, воспитание и общение с носителями культурно-исторического опыта. Л.С.Выготский утверждает, что УО ребенок «принципиально способен к культурному развитию». Он так же как и нормально развивающиеся дети м. развить ВПФ, но «оказывается часто культурно недоразвитым и лишенным этих ВПФ». Объясняется все это своеобразием истории развития УО ребенка. По теории Выготского ВПФ - продукт культурного (социального) развития, а не биологического созревания. Это культурное развитие возможно, но оно лишь ограничено ядерными признаками УО: плохой восприимчивостью ребенка ко всему новому и его недостаточной активностью. Проходя все те же этапы развития психики, что и нормально развивающиеся дети, психика УО тоже развивается. И в этом огромную роль играют компенсаторные образования. Имеющиеся симптомы патологии психики УО детей относятся к симптомам компенсации и декомпенсации. К симптомам компенсации можно отнести замедленность действий и ответов и многократные переспрашивания. К симптомам декомпенсации можно отнести привлечение к себе внимания через кривляние, паясничание и т.д. Т. о., огромную роль в разработке эффективных мер коррекционного психолого-педагогического воздействия играет знание о структуре и путях компенсации интеллектуального дефекта.
Особенности высшей нервной деятельности: 1.Слабость замыкательной функции коры г.м., которая проявляется в затрудненном формировании новых, особенно сложных условных связей. Это ведет к замедленному темпу обучения. 2. Недостаточная дифференцированность условно-рефлекторных связей. У детей с УО дифференцировки вырабатываются с большим трудом, редко достигают достаточной тонкости и отличаются малой стойкостью, т.е. легко угасают. 3. Преобладание охранительного торможения. Ухудшение функционального состояния коры г.м. проявляется в том, что работоспособность нервных клеток снижается и после небольшой нагрузки они впадают в состояние охранительного торможения. Пока нервные клетки коры г.м. ребенка находятся в состоянии охранительного торможения, его умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Однако это снижение временное, приходящее. 4. Инертность нервных процессов. Возникновение или выработка новых условных связей резко замедлено и наиболее инертными, по мнению Лубовского, оказываются утраченные словесные связи. 5. Нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем, которая связана с преимущественным недоразвитием второй сигнальной системы (речь).
Основываясь на особенностях высшей нервной деятельности у детей с УО, их можно разделить на 3 типа: * медлительные, вялые – процесс торможения преобладает над возбуждением. * импульсивные, расторможенные – возбуждение преобладает над торможением. * чрезмерно истощаемые при интеллектуальной нагрузке – повышенная склонность к охранительному торможению.